Музыкальная журналистика в периодической печати

Наталия Май
Наталия Май
 


 Музыкальная журналистика в периодической печати (обзор за 1997 год с краткими историческими экскурсами)

 

 

Периодическая печать создала музыкальную журналистику. До появления периодической печати музыкально-критическая мысль была представлена в филосовских трактатах и эстетических высказываниях. И только в XVIII веке музыкальная критика вычленилась в отдельную самостоятельную сферу деятельности, когда возник новый канал выхода музыкально-критической мысли – журналистика.

Журналистика – это одна из форм выхода как музыкальной критики, так и музыкального просветительства, популяризации, пропаганды – разных видов ознакомления общества с музыкой. То есть музыкальная журналистика в своей деятельности обращена ко всем – к музыкантам и к немузыкантам. Ее основные функции – информировать и оценивать, а через них – просвещать.

Главный постулат журналистики – направленность на «сейчас». Ее внимание обращено на культурную ситуацию сегодняшнего дня. Предметом освещения, анализа, оценки могут являться только процессы культурной жизни, актуальные для данного времени. Оценка нового в искусстве и переоценка прошлого – объекты равного внимания критической мысли в журналистике, при условии, что это занимает умы современников. То есть главная задача журналистики – улавливать «умонастроения эпохи», «держать руку на пульсе» сегодняшнего дня.

Журналистика оперативна в своей деятельности. Она не предполагает неопределенное время, ее воздействие кратко. Чем быстрее реакция журналистики на происходящее, тем ценнее это для общества. Но осуществив свою прямую функцию, журналистика со временем перерождается в другое явление культуры – документ воззрений своего времени. И именно в таком значении она способна войти в историю культуры.

Письменная журналистика стала властителем умов задолго до появления устной (теле-радиожурналистики). И по сей день критическая деятельность осуществляется, в первую очередь, именно посредством периодической печати (на телевидении и радио информативная функция все-таки главенствует над аналитическо-оценочной).

 В разные периоды истории музыкальной критики как самостоятельной сферы деятельности функцию музыкального критика осуществляли профессионалы в музыке и просвещенные дилетанты. История русской музыкальной критики богата такими именами как А.Серов, Ц.Кюи, Б.Асафьев, В.Каратыгин и др.

Музыкальная периодика дореволюционной России начала века многочисленна и разнообразна. В городах России (и в губерниях) выходили издания с нотными приложениями для разных инструментов, для голоса с сопровождением: “Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов” (Тюмень, Тобольск. губ.), “Баян” - ежемесячный общедоступный музыкально-литературный журнал (Тамбов), “Тульский гармонист” - ежемесячный иллюстрированный музыкальный журнал (Тула); в Москва и Санкт-Петербурге: “Музыка, еженедельное издание» (М.Приложение - 1915 г. Беляев В. “Краткое изложение учения о контрапункте и учения о музыкальной форме”), “Русская музыкальная газета” - еженедельное издание, в течение летнего сезона - два раза в месяц (приложения: “Бетховен. Письма” Пер. с примеч. В.Д.Корганова Спб 1904 г.; “Краткий отчет истории церковного пения” без тит.л.; Финдейзен Н.Ф.“Рихард Вагнер. Его жизнь и музыкальное творчество” Ч. 1-2 без тит.л. - не оконч. отд. изд. вышло в 1911 г.; Геника Р.“Очерки истории музыки” Т. 1-2 без тит.л. 1910 – 1912 г.г.; журнал “Библиографический листок “Русской музыкальной газеты” 1913-1916 г.г.; Ястребцев В.В.“Мои воспоминания о Н.А.Римском - Корсакове” 1915-1916 г.г. Вып. 1-2 без тит.л., ноты, портреты, рисунки, факсимиле на отдельных листах и в тексте), “Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний” (с 1909 г. - серийное издание “О музыке и музыкантах); музыкально - театральные: “Современный театр и музыка”, “Сцена и музыка”; педагогические: “Русская музыкальная грамота” и др.

После революции появляется масса пролетарских изданий: “Музыка и быт”, “Музыка и Октябрь”, “Музыка и революция”. Но общее число музыкальных изданий заметно сокращается, и основными со временем становятся: “Советская музыка” (М. Муз-гиз),“Музыкальная жизнь” (М.”Советский композитор”), “Советская эстрада и цирк” (далее М. “Искусство”).Музыкальные спектакли также освещают: «Радио и TV», «Театр», «Театральная жизнь», «Балет».

Академические издания. Журналы

 Академические издания никогда не предназначались для широкого круга читателей, большая часть статей в них являются научными, а не чисто журналистскими. Их проблематика, стиль, лексические нормы соответствуют скорее научным требованиям, чем требованиям журналистики, в основе которой – злободневность, доходчивость, предполагающая не снисходить до читателя, а общаться с ним на его языке, индивидуальность подхода - субъективный взгляд на проблему, элемент творчества, т.к. журналистика - профессия творческая. Научное “мы” если даже не пишется, то подразумевается. А это не совместимо с творческим “я”, непременным условием журналистики. Академические издания представляют большой интерес для специалистов и очень важны для студентов специальных учебных заведений, но достаточно далеки от непрофессионального читателя. И потому не имеют подлинного общественного резонанса.

Журнал «Советская музыка» издается с 1933 года (с 1992 года под названием «Музыкальная академия»). Издание было ежемесячным с нотным приложением (с 1949 года), на сегодняшний день (по собственному определению издания) - «ежеквартальный теоретический и критико-публицистический журнал». Это специальное издание. Сами названия разделов – культурологические этюды, из опыта теории, фольклор, наследие - ориентированы на читателя-музыканта. А названия отдельных статей вряд ли будут понятны широкому читателю: “Опыт реконструкции окончательной авторской музыкально-сценической редакции балета “Золотой век” (М.Якубов, № 4, 1997 год), “О константности” (Т.Лейе, № 4, 1997 год) и т.п. Сам язык местами трудно понятен даже меломанам и просвященным дилетантам, он доступен только специалистам. Вот два ярких примера:

“...Однако при целостном-целокупном-рассмотрении всего наследия композитора видны разного рода перекрестные связи и взаимодействия как внутри отдельных сфер творчества, так и между ними, а также далеко отстоящими по времени создания произведениями. Таким образом обнаруживает себя внутреннее архиетипическое качество - константность творчества” (Т. Лейе, № 4, 1994 год),

“Интересен октет и с точки зрения звуковысотной организации интонационного материала. При господстве в нем свободной хроматической атональности обнаруживается определенная продуманная организация тонов, что в некоторой степени роднит октет Шостаковича с додекафонией...” (Т.Чернышева, № 4, 1997 год).

В первом случае сами размышления о творчестве выражены таким сложным научным языком, что читатель-непрофессионал не в состоянии мгновенно (!) понять, о чем речь. Во втором случае технический анализ сделан языком, которого непрофессионал не знает.

Все это подтверждает тот факт, что журнал не предназначен для популярного чтения и не ставит перед собой чисто журналистских задач. Это специальное, главным образом, научное издание.

В последнее время музыковеды в полной мере осознают оторванность от процессов, происходящих в обществе. И они страдают от этой оторванности. Для примера в № 3 за 1997 год ученый, специалист по современной музыке С. Савенко констатирует: “...И если в Доме Композиторов зияние пустых кресел воспринимается спокойнее, то в Большом Зале консерватории оно наводит тоску ... Симфоническая музыка по самой своей природе обращена к большой аудитории, пустой зал для нее - функциональный нонсенс. Впрочем, эта старая песня, звучащая наподобие остинато с самого начала “Московских осеней” Готово и выражение: Иначе и быть не может, ведь звучат новые, неизвестные сочинения, концертная же публика предпочитает «верняк», не желая идти на риск. Или еще, как сказал Олег Галахов на открытии фестиваля: мы устраиваем его для себя (?! - Н.М.), для того, чтобы прозвучали новые сочинения наших композиторов, успех и общественный резонанс нас не интересует (что правда, не мешает обижаться на невнимание или “неправильное” освещение прессы - явная непоследовательность). То есть фестиваль “Московская осень”, в сущности, не фестиваль, а смотр достижений композиторского хозяйства за отчетный год...”

“Музыкальная жизнь” издается с 1957 года как двухнедельнный журнал, теперь - ежемесячник. Это издание задумано как более демократическое с большим, по сравнению с “Советской музыкой”, тиражом. Названия разделов – конкурсы, в театрах страны, интервью, проблемы музыкального образования - апеллируют к более широкой читательской аудитории.

Освещение открытия телеканала «Культура» и избрания И.Кобзона депутатом Госдумы, интервью с кинокомпозиторами, телевизионными деятелями, обзор рок-музыки на страницах журнала соседствуют с традиционными академическими темами – беседы о музыке, оперные театры мира. Журнал предпринимает многое для того, чтобы расширить свою читательскую аудиторию. В частности, что очень важно, много внимания уделяется освещению музыкального процесса.

Так, например, в № 1 за 1998 год в рубрике Музыка и экран журнал провел беседу с руководителем студии музыкальных программ телеканала “Культура”, пианистом и музыковедом, заслуженным деятелем искусств России Валентином Тернявским. Последний сказал много интересного о политике канала, в частности: “... в основу нашей репертуарной политики мы положили принцип: классика, джаз, рок и авангард в его различных модификациях. Музыка современного авангарда требует квалифицированного разговора, яркой, интересной подачи, исторического контекста. Все это надо собрать, слепить, сделать интересным ... Мы не хотим отпугивать нашего зрителя излишним академизмом, мы должны его завоевать...” Из беседы с В.Т. можно также констатировать, что у канала есть намерение возродить утерянные просветительские традиции. Хотя, любопытная деталь, - о рок-музыке на канале “Культура” будет рассказывать Артемий Троицкий - не музыкант по образованию. И это о чем-то говорит! Значит, канал не смог найти музыканта, который мог бы это делать.

Статьи об академической музыке в журнале «Музыкальная жизнь» ближе к собственно журналистике и изложены более популярным языком. Но, главное, - их тематика более злободневна. В основном, это музыкально-критические материалы - рецензии на концерты.

Рок-барометр - рубрика, в которой есть обозрение компакт-дисков эстрадной музыки (где роком часто называется то, что им не является - например, группа “Колибри” в № 1 за 1998 год) и интервью с автором «хита сезона» - попытка соединить на страницах одного издания разные культурные пласты. Но попытка, как и все подобные попытки разных эстрадных изданий, неудачная. Из цитаты, которая приводится ниже, ясно, что профессиональным рецензированием это назвать нельзя: «От этой работы ожидалось многое. Альбом был заявлен как “экстремально-танцевальный, веселый, романтический, с авангардным вокалом.” Увы, нет в “Сахаре” ни танцевальности, ни веселья, и романтизма не так много ... С авангардным вокалом тоже ерунда какая-то вышла. Его на альбоме просто нет. Есть самый обыкновеный (?! - Н.М.) вполне добротный, ровно-печальный на протяжении всего альбома (впрочем, возможно, в свете нынешнего тотального непрофессионализма, может быть, это тот самый авангард (?! - Н.М.) и есть?). Да и с экстремальностью тоже того ... Промашка вышла». Подобный анализ скорее напоминает бессвязный лепет.

И все же шаги, сделанные в популяризационном направлении, явно недостаточны. Степень общественного резонанса этого издания невелика. В глазах широкого читателя журнал все-таки остается изданием специализированным.

Академические издания. Газеты

Академическую музыку освещают центральные газеты – «Известия», «Аргументы и Факты», «Вечерний Клуб», «Коммерсант-Дейли» и другие всероссийские и московские крупные издания. Периодически в них появляются материалы о том или ином событии в академической музыке, рецензии на концерты. Но, как правило, они занимают крошечную (от всего объема) часть газетной площади, хотя основные музыкальные события эстрадной музыки на страницах тех же изданий непомерно раздуты. Они даже выносятся на обложку!

Только академическую музыку освещают «Музыкальное обозрение» и внутриконсерваторская многотиражка «Российский музыкант». Значительное место ей отведено и в газете «Культура».

«Культура» (ранее – «Советская культура», «Советское искусство») в 80-е годы имела большой общественный резонанс. На сегодняшний же день это - газета, постепенно теряющая своего читателя и уже становящаяся одной из самых малочитаемых. Широкий читатель уже успел забыть о ее существовании. А музыканты (и прочие деятели культуры) в своей массе и так в курсе происходящего в культурной жизни страны и рассматривают это издание как свое «тусовочное» (выражаясь на сленге современной журналистики). Редкие материалы являются действительно острыми, злободневными (к примеру, «Время подмен» Юрия Белявского в N6 за 1998 год). В основном здесь идет поток выхолощенной обезличенной публицистики в лучших традициях идеологической прессы эпохи застоя. Все это делает газету малоактуальной для сегодняшнего дня.

Например, среди явных журналистских «проколов» «Культуры» – реклама книги о Верди, сделанная в номере от 19 февраля 1998 года: «…Читатель этой книги обязательно проникнется к Верди сочувствием, горячим участием, уважением и любовью. Не может быть иначе, так как все повествование пронизано горячей любовью автора к своему герою. Эта любовь проявилась хотя бы (?! – Н.М.) в том, что немец, австрийский писатель написал хвалебный (?! – Н.М.) роман об итальянском композиторе Верди…» Косноязычный до пошлости, спотыкающийся через слово и абсолютно бесстрастный стиль изложения сводит рекламный эффект к нулю. После подобной рекламы адрес магазина, где можно эту книгу приобрести вряд ли вызовет интерес.

Стиль публикаций в газете лишен острых акцентов, отношение свое авторы статей как будто не считают нужным демонстрировать явно, ограничиваясь какими-то вялыми намеками или апатичными замечаниями типа: «здесь немного лучше, а здесь немного хуже». Создается впечатление, что им глубоко безразлично то, о чем они пишут. Основная масса публикаций в газете носит формально-информативный характер.

То же самое можно констатировать в связи с газетой «Музыкальное обозрение». «Музыкальное обозрение» - газета с небольшим тиражом. Здесь печатается много новостей о конкурсах, фестивалях академической музыки, новостей гастрольно-концертной жизни, благодаря чему газета может быть полезной для музыкантов-исполнителей и постоянных посетителей концертных залов. Сами же материалы своей гладкой нейтральностью напоминают материалы газеты «Культура».

Стоит ли удивляться, что большинство студентов редко покупают «Музыкальное обозрение» и «Культуру», продающиеся в консерватории? Они равнодушно проходят мимо, и торгующие газетами начинают их буквально навязывать. Есть ли тогда вообще смысл их выпускать?!

“Российский музыкант” – внутриконсерваторская многотиражка - выходит нерегулярно. Наверно, именно по этой причине в ее материалах намеренно оговаривается “на одном из вечеров”, “на одном из концертов” и т.п. Это “на одном из” не дает четкого представления о времени, когда данное музыкальное событие имело место (что-то вроде “а не написать бы мне о том, что когда-то было?”). Газета производит странное «вневременное» впечатление еще и благодаря нередкому присутствию в ней научных статей (газета для них не место, для них существуют специальные сборники и журналы). Все это опрокидывает главные законы журналистики.

Неумение заинтересовать читателя (даже читателя-специалиста!) говорит о явно недостаточном знакомстве научных работников с основными законами журналистики, что мешает им создать даже свою (!) прессу, интересную профессионалам.

 

Эстрадные издания. Журналы

Эстрадных изданий на сегодняшний день очень много и количество их растет. Журналы, как отечественные, так и русские версии зарубежных изданий, освещают шоу-бизнес – аудио и видеопродукцию, имеющую спрос на современном мировом рынке. Отечественные журналы - «Музобоз», «Стас», русские версии зарубежных изданий – «Ом», «Hi-Fi & Music», «Мир развлечений», «Если», «Audio-Video Бизнес» (эти издания выпускает Российское подразделение PIDP Publishing Group) работают по одному принципу – светская хроника (новости из жизни знаменитостей), реклама аудио и видеопродукции. Лучшему журналу года в нашей стране регулярно вручается профессиональная премия музыкальных масс-медиа «Знак качества». Последние два года лауреатом премии был журнал «Ом».

Итак, «Ом» - лучший эстрадный журнал, признанный таковым отечественной журналистикой. Анализ эстрадных журналов, данный ниже, позволит попытаться выявить оценочные критерии, по которым эти журналы ежегодно сравнивают между собой. Начать этот анализ следует с «Ома», официально признанного « лучшим».

«Ом» - крупный иллюстрированный журнал - ежемесячник.
Его тематическое содержание включает в себя следующий круг проблем:

- современное искусство (эстрадная музыка, кино);

- общекультурные, философские и социальные проблемы;

- медицинские, психологические и сексуальные проблемы;

- мода.

Сама же тема эстрадной музыки, как видим, занимает лишь одно из мест в ряду с другими, не менее, если не более освещаемыми, темами. А между тем журнал именуется «музыкальным». Но, с другой стороны, эстрадная музыка освещена в контексте общекультурного процесса, как часть современной культуры, жизни современника. А это безусловный плюс.

Журнал открывается очень важной рубрикой – «почта редакции». Живой контакт с читателем, современным зрителем и слушателем может дать представление, и весьма разноречивое, о умонастроениях людей и их отношении к журналу. Чтобы почувствовать это, позволим себе привести несколько интересных фрагментов писем:

“Уважаемый А.Троицкий!... Возглавив журнал “Плейбой” вы стали писать гневные статьи о вреде наркотиков и журналах, развращающих молодежь (ОМ и т.д.) ... Но, наверное, лучше прослушать "томный нарко-хит жирного Уральского декаданса ..." ("Агата Кристи") и прочесть парочку “примодненных журналов", которыми, по вашему мнению, являются "ОМ" и другие, чем ваш добропорядочный журнал ... С уважением к интересному журналу и с брезгливостью к мэтру А. Троицкому (Юрате П.Э., г. Калининград, сентябрь 1997 г.);

“ ... я верю, что расставлять клейма по схеме "жизнь - налево, искусство - направо” мало кому нужно, и деятельность незрелого ума, как всегда, оказывается более востребованной. Или это примета времени - невозможность дифференциации культурных и эстетических явлений? По привычке привожу пример, и на его общедоступность в данном случае не стоит обижаться - это содержательная наполненность феномена А.Б. Пугачевой ...” (А.Л., г.Москва, сентябрь 1997 г.);

"... Я видела HIStori в Москве, с тех пор я не могу смотреть ни
одно выступление ни одного артиста (кроме Фредди Меркьюри) – они кажутся мне убогими! Наверное, у меня на всю жизнь теперь
останется ностальгия по 17.09.96г. - второй по значительности день моей жизни (первый - мой день рождения) ... Промойте уши и
послушайте Майкла, а потом решайте, есть ему что сказать, или нет. Если человеку, которого периодически то ненавидит, то возносит до небес вся планета, нечего сказать, что могут сказать все остальные?... (Jonny Raven, г. Уфа, сентябрь 1997 г.);

«...Нет, не думай, причиной разрыва не стало мое разочарование в тебе, мой интерес к твоей персоне не остыл! Просто я понял, что ты такой же, как и я. Хоть и не человек, но - Эгоист. Да, да и, еще раз, да, именно журнал - эгоист ... Ты возвысился среди русской прессы, либо слишком серой, либо по - новорусски крикливо-яркой, но пустой. Ты стал настоящим денди на этом фоне. Меня это радовало. Однако тебя
постигла одна ошибка ... Ты слишком увлекся быть в центре
внимания ... Может быть, ты загорелся желанием поднять
постсоветскую молодежь до своего уровня? ..." (Владимир Петрушин, г. Змиевкин, Орловская область, сентябрь 1997 г.);

“ ... Гей - культура шагнула в массы и теперь все повально увлечены "голубизной". Чтобы пробиться в шоубизнес, надо быть не
сексапильной девочкой, а симпатичным sexy - юношей ... Гей-культура воспринимается не как сексуальная ориентация людей узкого круга общения а как индустрия. Здесь и телевидение, и магазин, и производство ... Безусловно, геи сделали много в альтернативной культуре, но к ним с большой охотой хотят примазаться и “натуралы”, чтобы быть модными и прогрессивными ... Унисекс – это не только новая форма современной культуры. "Вы видите в форме цель,
в то время как форма - всего лишь следствие", - писала Жорж Санд Флоберу” (Аникеенко Сергей, г. Москва, 1997г.).

По письмам можно судить о "температуре" чувств пишущих, об их безусловно горячем интересе к социально-эстетическим проблемам современного общества, основным тенденциям шоу-бизнеса и их освещению.

Следующая рубрика журнала - рецензии на компакт-диски. Это одновременно и рецензии, и реклама новых альбомов. Рецензент в конце небольшой заметки ставит:

- звездочку - “полный провал”;

- две звездочки - “напрасная трата времени”;

- три - “неплохо”;

- четыре - “хорошо”;

- пять - “грандиозно».

 «Грандиозно» в номере за сентябрь 1997 года был отмечен альбом группы “The Prodigi” “The Fat Of The Land”. Приведем некоторые фрагменты рецензии, показывающие профессиональный уровень рецензентов:

“ ... Уже сейчас ясно, что этот ошеломляющий диск станет одним из самых значительных событий года. По-настоящему новая музыка, окончательно стирающая различия между роком и техно - тяжелая, мрачная, неистовая, при этом полная не просто энергии, но энтузиазма и бодрости. Как пульсирующая горячая молодая кровь, хотя они давно не мальчики. Без сомнения новый альбом на голову выше предыдущих, в которых была все же доля рейв-дебилизма ... они начали выступать перед аудиторией менее податливой, чем объевшиеся рейверы, которые способны тащиться и от автомобильных гудков ..."

В рецензии есть информационная часть (об авторах и исполнителях той или иной композиций альбома), есть эмоциональная оценка автора - сильные образные выражения и аналогии, и есть попытка собственно музыкального анализа. Попытка довольно расплывчатая и мутная. Она исчерпывается общими фразами, где обозначены границы музыкальных стилей: «…По-настоящему новая музыка, окончательно стирающая различия между роком и техно…» и т.п. И не дает читателю никакого представления о самой музыке. Поклонники группы “The Prodigi” узнают из заметки только название нового альбома и композиций из этого альбома, а также имена исполнителей, приглашенных для участия в записи. Люди, никогда не слышащие группу “The Prodigi”, из этой рецензии не извлекут для себя ничего.

Подход к рецензии не то что непрофессионален, он
антипрофессионален. Из нее невозможно извлечь ничего, кроме
собственных восторгов автора. Это напоминает «болтовню» двоих,
говорящих одним им понятными туманными намеками, специально,
чтобы окружающие их не понимали. В данном случае это характеризует автора, как любителя, имеющего смутное представление о музыкальных стилях вообще. Однако, именно такое рецензирование взято сейчас за образец во всех печатных изданиях, где есть эстрадное обозрение. Более того, иногда после фамилии автора появляется подпись «музыковед» (“Комсомольская правда”).

В каждом номере журнала “Ом” дается широкая реклама той или иной эстрадной радиостанции. Так в номере за сентябрь 1997 года рекламируется «Европа Плюс» и даны фотографии всех ведущих программ «Европы Плюс».

Одна из самых главных рубрик журнала – интервью с эстрадным артистом или группой. Интервью с группой «Браво» (сентябрь, 1997г.) предваряют следующие комментарии журналиста, беседующего с группой: «Браво» дарит настроение. На эту группу можно настраиваться, как на камертон. Диагностировать с ее помощью душевное здоровье». В середине интервью журналист констатирует: «Музыка хорошего настроения - в отношении «Браво» эта фраза может восприниматься буквально: музыка, на которую можно настраиваться, сверять с ней какие - то свои биоритмы, диагностировать душевное здоровье. Лечиться, наконец. В теченииполутора десятка лет состав целебного средства под названием "Браво" здорово менялся. Не то что у нас, во всем мире, наверное, существует немного команд, благополучно переживших подобные встряски. Самую близкую аналогию Хавтан находит в истории Duran Duran».

Итак, характеризуя группу интервьюер ограничивается
эмоционально - образными сравнениями и размышлениями общего
характера. Здесь нет даже намека на специфику группы, причем
специфику именно музыкальную. Если убрать слово "музыка", которое появилось здесь однажды, можно подумать, что речь идет о футбольной команде.

В чем собственно отличие "Браво" от других отечественных
музыкальных коллективов, непонятно. В тех же выражениях почти
дословно можно написать то же самое о каждом втором из них.
“Музыка хорошего настроения” распространена так же, как и музыка предполагаемого плохого.

Приведем любопытный фрагмент интервью журналиста (АД) с руководителем группы «Браво» (ЕХ), иллюстрирующий тот самый терминологический хаос в эстрадной музыкальной журналистике, о котором ниже пойдет речь:

“EX: Мое богатство - мой авторитет, честно заработанный пятнадцатилетним трудом. За это время мы прошли огонь и воду.
Медные трубы остались.

АД: Разве медные трубы не миновали?

EX: Нет еще. Жду. Вот в Питере на концерте нас заявили как одну из лучших групп года. Мы там почему - то считаемся чуть ли не альтернативной рок - группой. Играли с “АукцЫоном” и Чижом. Очень волновался - как примут. Оказалось, пришло много наших зрителей. Тогда я понял - мы на правильном пути. Рад, что нас так здорово принимали, и мы не смотрелись нафталином. Есть такие понятия - рок - легенды ...

АД: ... монстры рока и патриархи отечественной сцены.
 ЕХ: Вот - вот. Я очень боюсь стать этим всем. От таких понятий мертвечиной пахнет. Подразумевается, что ты уже был на вершине. Посидел - посидел и слез. А я слезать не собираюсь."

Из фрагмента ясно, что само понятие "рок-группа" - крайне
расплывчато на нашей эстраде. Причем не только для некомпетентных журналистов, но и самих музыкантов. В нашей печати еще ни разу не прозвучало внятно, в чем же собственно музыкальная специфика рок-музыки, какова ее природа. Для наших эстрадных обозревателей рок - это нечто эмоциональное (серьезное, темпераментное), визуальное (длинные волосы, джинсы и т.п.), социальное (тексты), инструментальное (гитара, ударные). Обозреватели воспринимают философию рок-музыки, они осознают, что рок - это нечто раскрепощенное, антипуританское, социально активное, вызывающее и эпатирующее в эстетике и одежде. Но не будучи профессионалами в музыке, они (как и большинство отечественных эстрадных артистов) не в состоянии постичь сумму музыкальных признаков, по которой можно судить, состоялся или нет тот или иной жанр, стиль. И так же чисто эмоционально, не опираясь на знания, оценивают отличие одного жанра, стиля от другого. Поп - музыки от рок-музыки.

«Чаще всего отождествляют «рок» и «поп» – традиция, берущая свое начало в 60-е г.г., когда существовало понятие «молодежная поп-музыка». Этой очевидной путанице способствуют радио, телевидение, молодежная пресса, где в многочисленных хит-парадах граница между этими двумя музыкальными видами размыта, и сами они уже на уровне восприятия и бытования подвергаются сильнейшей гомогенизации. Это видно на примере бесконечной вереницы видеоклипов, где рядом с серьезной музыкой типа Pink Floyd можно встретить непритязательные песенки Bon Jovi … Мало чем отличается ситуация и у нас – кто только не попадает в рубрику «рок» (или, как его еще неудачно называют, рок-н-ролл): «Аквариум» и «Дюна», «Калинов мост» и «Браво», Цой и Пресняков и даже Агутин», - пишет В.Н.Сыров в своей книге «Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке». По мнению автора, «рок» - это стилевой вид, а «поп» – это вид жанровый. В.Н.Сыров подробно характеризует отличия поп-музыки от рока. Поп-музыка не тяготеет к национальному колориту (если и использует его, то только как краску), ее язык – усредненно-нивелированный. Она тяготеет к некоему музыкальному космополитизму, к сведению традиций мировой музыки к единому усредненному стереотипу: остинатный ритм с акцентом на сильной доле, мелодика, состоящая из типовых интонаций (ходовых), темброво-нейтральная аранжировка, использование синтезаторов и т.д. Главное заключается в том, что эта музыка – танцевальная.

Спорным является вопрос о главенстве слова над музыкой или музыки над словом в рок-музыке. Сыров пишет: «… вызывает большое сомнение бытующая точка зрения о том, что в рок-музыке музыка не столь важна, как поэтический текст и другая атрибутика (внешний облик, имидж рокера, умение общаться с залом). Достаточно изъять музыку из этого сложного контекста выразительных средств, как все сразу же развалится. И наоборот, даже не понимающий английского языка может более менее полноценно воспринимать музыку рок-групп.»

Однако наши эстрадные обозреватели не умеют анализировать музыку и как за «соломинку» цепляются за идею главенства слова над музыкой. (Идея эта также очень удобна для наших непрофессиональных в своем большинстве коллективов, работающих на любительском уровне, но желающих именоваться рок-группами.) Так А. Троицкий, один из первых эстрадных обозревателей в нашей стране, в июльском номере журнала “Cosmopoliten” за 1997 год, рассуждая о роке, называет музыкальные коллективы, творчество которых не имеет никакого отношения к рок - музыке в ее чисто музыкальном понимании. “Машину времени” и “Аквариум”. Рок-музыка имеет свои специфические признаки: ритмоструктура - сложная, синкопированная; приемы игры; композиционные особенности; звук. “Машина времени” и “Аквариум” им не соответствуют. Они не соответствуют даже профессиональной планке, оставаясь на уровне художественной самодеятельности. А наши средства массовой информации именуют их “рок-легендами”, “патриархами”, выдавая их творчество чуть ли не за образец в этом стиле.

Комментарии журналиста и слова Евгения Хавтана в процитированном ранее интервью - свидетельство той же некомпетентности, того же общего непрофессионализма, пустившего такие глубокие корни в сознании представителей нашей эстрады и приведшие к полной терминологической путанице, когда о каждом жанре, стиле складывается устойчиво ложное представление, и это представление навязывается обществу людьми, пишущими о музыке без знания предмета, а потому делающими поверхностные, порой в корне ошибочные, выводы. Так группа “Браво”, стиль которой - послевоенное ретро, обсуждается в связи с рок-музыкой, к которой она не имеет никакого отношения.

Таковы основные разделы журнала «Ом», связанные с музыкой, и основные способы донесения музыкальной информации - реклама, рецензии и интервью с артистами. Создается впечатление, что музыка освещается не сама по себе, а в связи с конкретной персоной, которая по-своему понимает тот или иной жанр, стиль, направление и в силу общей некомпетентности кажется журналистам экспертом в том или ином вопросе. Сложилась ситуация, когда самоуверенное невежество преподносится как оригинальность. Журналист задает вопросы типа: “Что вы понимаете под (тем или иным жанром и т.п...)?” А интервьюируемые отвечают так, будто не существует объективной данности, не зависящей от их желаний и устремлений. Будто каждый вправе выдумывать свое значение музыкального термина.

В результате картина современной эстрады стала такой хаотичной, что в нашей стране любая группа может назвать себя “рок-группой” только из прихоти и желания так называться, а не в силу объективной принадлежности стилю, объективных, не зависящих от чьих-бы-то-ни-было желаний, причин. А непрофессиональное освещение в прессе на руку непрофессионалам на эстраде, которые не желают признать себя таковыми.

Таким образом, публика успешно введена в заблуждение и лишена возможности верно судить о ситуации сегодняшнего дня, благодаря некомпетентности журналистов и высокомерию музыковедов, до сих пор не считающих для себя возможным снизойти до изучения целого культурного пласта, адекватно не отраженного (пока!) в нашем музыкознании.

Журналы “Музобоз”, “Стас”, “Птюч” работают по той же схеме. Они отличаются друг от друга только объемом, периодичностью и ориентированностью на читателя. “Птюч” - издание для поклонников рэйв-культуры. При встрече со своими коллегами-журналистами в телепрограмме “Акулы пера” главный редактор и сотрудники журнала “Птюч” были представлены телезрителям как носители рэйв-культуры, а журнал - как отражение ее в отечественной прессе. Реальных приверженцев рэйв-движения, некогда модного на Западе, в нашей стране не так много. И журнал этот предназначен для достаточно узкого круга читателей (главным образом, для модных столичных завсегдатаев соответствующих ночных клубов).

Журналы “Музобоз” и “Стас” ориентированы на потребителя эстрадной продукции вообще, т.е. на все вкусы. “Музобоз” (начал выходить в 1996 году) апеллировал к подросткам и был задуман (это следует из интервью с его бывшим главным редактором Андреем Вульфом в телепрограмме “Партийная Зона”) как многотиражный журнал для школьников всего СНГ. Это было небольшое издание с постерами (фотографиями эстрадных звезд в полный рост, которые помещаются в журнале для поклонников и легко вынимаются оттуда). “Музобоз” состоял из информации о новых компакт- дисках, главным образом, отечественных звезд; светской хроники и новостей из музыкальной жизни страны. С 1997 года, когда руководство сменилось, журнал стал толще, утратил подкупающую непосредственность, и теперь адресат его менее ясен (в возрастном отношении). На сегодняшний день “Музобоз” - несколько обезличенное, утратившее индивидуальность, светское издание. В политике руководства заметно подражание толстым дорогим журналам, подобным “Cosmopolitan” и другим зарубежным и русским версиям зарубежных журналов, где музыкальная и кинопродукция освещена сквозь призму светскости наряду с рекламой одежды, косметики, шампуней, салонов красоты и новых ресторанов с заведениями в столице, посещаемыми состоятельными людьми и знаменитостями.

В этом отношении журнал“Стас”- издание еще более“светское”. Выходит он реже и не так регулярно.“Стас”(главный редактор Стас Намин) - крупный иллюстрированный журнал, который ставит своей задачей не столько регулярное информирование, сколько постоянное подведение итогов за сезон. Обилие рекламы соседствует здесь с эстрадным кино- и театральным обозрением, а также освещением наиболее ярких событий в академической музыке. И это самое интересное. В экспертном совете журнала - журналисты, отмечающие поп-разочарования и рок-разочарования года, а самые яркие события года в академической музыке (в частности за 1996 - год Шостаковича) и лучших исполнителей (в 1996 г. - произведений юбиляра) отмечают - А.Агамиров, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», Е.Баранкин, арт-директор российско - французской фирмы грамзаписи “Русский сезон”, В.Казенин, председатель правления Союза композиторов России, доктор искусствоведения, профессор В.Холопова, музыковед Ж.Дозорцева, а также журналист С.Бэлза.

Круг вопросов, затрагиваемых в журнале «Стас», более широк. Музыка, кино, театр, литература, арт, медиа, мода - таковы разделы журнала. В разделе «музыка» - рейтинг (событие сезона - академическая музыка и эстрадная), портрет - эстрадной и академической «звезды», обзор - академический и эстрадный (статья на актуальную тему), интервью - с академическим музыкантом и артистом эстрады.

Два мира - академический и эстрадный - сосуществуют настолько изолированно друг от друга, что создается ощущение двух разных журналов, переплетенных так, будто открываешь то один, то другой. Двоемирие на страницах «Стаса» не естественно и не убедительно, потому что - формально. Нет органичности сопоставлений, связей, параллелей, а порой и перетеканий друг в друга. Есть абсолютно чуждые один другому материалы, только показывающие всю глубину пропасти между «двумя музыками» в их изучении, и своим сочетанием демонстрируя эту пропасть наиболее наглядно. Так в номере втором за 1997 год в рубрике «портрет» (статья об известном артисте или коллективе) дается материал о Жанне Агузаровой и о квартете Бородина, в рубрике «обзор» - об экспериментальной музыке на эстраде (андеграунд) и о Шостаковиче (юбилей), в рубрике «интервью» - Филипп Киркоров и Юрий Башмет.

Наиболее показательна в этой связи рубрика «обзор» и, в частности, две статьи под названием «Другая музыка» и «Праздник по имени Шостакович». В материале «Другая музыка» есть следующее определение того, что это такое: «Независимая музыка, растущая как трава и издающаяся на независимых лейблах, может быть классифицирована так. Первое: громкая, циничная, но жизнеутверждающая, «грязная», нонкомформистская. Ну, допустим, здесь окажутся экстремалы всех родов и видов. Второй вариант - задумчивая. Как бы подразумевающая рост вверх, концентрические круги и космический принцип джаза…» В начале статьи в общих чертах обозначено: «... независимым лейблом следует считать тот лейбл, который издает по определению некоммерческую музыку. Некоммерческую, то есть изначально неориентированную на рынок. И, как следствие, лейблы, которые следует считать независимыми, прежде всего остаются независимыми от большого шоу - бизнеса. Почему и развиваются по другой схеме. Идя по пути культовости, скажем так…» В конце статьи - вывод: «Больше всего мне нравится, когда статьи про так называемую рок - музыку начинаются так: “Рок - музыка сейчас переживает спад”. Или еще вариант: “Сейчас в рок - музыке начался период подъема”. После чего следует какая - нибудь драматичная история. Независимая - некоммерческая, альтернативная, ДРУГАЯ музыка хороша тем, что не знает ни спадов, ни подъемов, будучи увлечена чем - то явно другим. Как некий отдельный мир, просто есть и существует. Странно и ровно».

Остается только надеяться, что пишущему ясен предмет его собственных умозаключений. Бессвязность, противоречия и нелепости присутствуют буквально в каждой фразе, в каждом выражении, и мягко говоря, озадачивают. А примеры и описания «вводят в столбняк»… «Начинается альбом диким воплем, не зная про который заранее, можно отдать Богу душу. Шутка удалась. Спенсер называется в аннотации звуковым садистом, но все равно это блюз (восхитительно грязного постпанковского звучания), особенно, если вспомнить старую формулировку, что блюз - это когда “хорошему человеку плохо. Но весело”, “Призраки тундры” характеризуется как этническое техно плюс тувинское горловое пение. Немного, надо отметить, жутко, нервная собачка может и завыть, с похмелья тоже слушать не стоит - но вряд ли призраки, тем более тундры, могут быть иными», - пишет автор.

«Некоммерческая» - это не термин. Не говоря уже о таких понятиях, как «альтернативная музыка» (альтернатива чему?), и уж тем более «другая музыка». Ясно только одно - речь идет об экспериментах. Но разве есть жанры, стили, направления, которые исключают творческий поиск, творческий эксперимент? Тогда о какой такой «другой музыке» идет речь? В данном материале, видимо, о музыкальных экспериментах вообще. Попытка же эмоциональной характеристики выглядит более чем странной, в ней понятия «циничная» и «нонкомформистская» приведены чуть ли не как синонимы. А «грязная» музыка? Тогда что же такое «чистая»?

В мире вопиющего невежества жаргон становится терминологией. А журналисты, скорее ощущая, нежели осознавая смысл того или иного понятия, затрудняются выразить его словами. Но самим этим понятием пользуются, как им заблагорассудится. И результат этого – появление номинации под названием «лучшая альтернативная группа» на музыкальную премию «Звезда» в нашей стране за 1995 год.

При всем при том нельзя не отметить важнейшее с точки зрения журналистики качество - живую неподдельную заинтересованность пишущего. Позиция автора, хотя и выраженная нескладно, а порой несуразно, отчетливо видна. Человек явно увлечен предметом. И это главное достоинство нынешних эстрадных обозревателей, которое пока, увы, остается единственным.

Другой полюс обозрения этого журнала представляет вторая из статей рубрики «обзор» - «Праздник по имени Шостакович». Это дежурный заздравный материал в лучших традициях эпохи застоя. Официальный церемонный и подобострастный стиль, статья о юбилейном сезоне абсолютно обезличена в духе аннотаций к пластинкам: «В иных случаях им приходилось «без честного слова» брать на веру и молча соглашаться с тем, что попытки сыграть то или иное произведение гения не адекватны самому произведению. Иногда на самом деле это было не очень легко, потому что неловкость таких попыток, «ремесленные несовершенства игры и недостаток понимания музыки вызывали большие сомнения даже у весьма терпимых людей».

Хотя рассуждения и справедливые, но они настолько общие, что воспринимаются безотносительно. Легко представить вместо Шостаковича имя любого другого классика, о котором говорится в тех же выражениях и тем же тоном. Если автор статьи любит Шостаковича, то он умело это скрывает. Материал настолько формален и дежурно - подобострастен, что не вызывает никакой ответной реакции, кроме принятия к сведению.

Журнал «Стас» освещает события сезона сквозь призму светскости. Это единственное, что объединяет на страницах журнала мир академической музыки с миром эстрадной музыки. Фотографии артистов, политиков, финансистов на концертах, стиль статей, праздничный общий тон журнала придают событию в музыке характер и значение, главным образом, как, события светской жизни.

Издание, учитывая предполагаемый адресат -ориентированность на своего читателя, выполняет свою функцию информационно - рекламного обозрения светской жизни столицы. Других задач этот, как видимо, и другие журналы, именующиеся «музыкальными», перед собой не ставит.

Резюмируя сказанное об отечественных журналах, можно сделать вывод о том, каковы же оценочные критерии при их сравнении, критерии, в результате которых журнал «Ом» был признан «лучшим музыкальным журналом». Здесь учитывается не качество материалов (одинаково непрофессиональных), а соответствие эстетике оформления и тематике сегодняшнего дня. На первом месте оказывается такой критерий, как «модность». Журнал «Ом» - издание самое модное, объемное и регулярное на нынешнем рынке прессы. Что же касается профессиональной критики, то ее уровень (а фактически ее отсутствие) - общая беда.

 Эстрадные издания. Газеты

В нашей стране есть только две музыкальные газеты, освещающие, музыкальную жизнь эстрады в стране и за рубежом. Это «Джокер» - отдельное приложение к «Вечернему клубу» (с 1997 года - воскресный «Московский комсомолец»), и «Музыкальная правда» - отдельное приложение к «Московской Правде». «Джокер» и «Музыкальная Правда» (прежнее название – «Музобоз») - газеты, посвященные шоу - бизнесу целиком и полностью. Кроме того, практически во всех газетах есть колонки, посвященные эстраде, как правило, - на последней странице.

По определению редакций самих изданий «Джокер» (выходит с 1992 года) - «газета для тех, кто смотрит кино и слушает музыку»; «Музыкальная Правда» - «хорошая газета для любящих скандалы, музыку, видео, театр и всякое кино». Обе газеты – еженедельные. Газеты освещают эстраду и кино, а также музыкальные программы телевидения и радио. «Музыкальная Правда», в основном, уделяет внимание отечественным «звездам», «Джокер» - зарубежным.

«Джокер» - небольшая (четыре страницы) газета. Благодаря очень мелкому шрифту, там содержится много информации. Функция газеты - информирование, она целиком новостийная, новости и реклама в ней перемежаются короткими заметками информационного же характера. Рецензий практически нет, нет и претензий на профессиональное рецензирование. Газета ограничивается информацией о видео- и аудио-продукции и светской хроникой. И справляется со своей задачей. На сегодняшний день это газета в информационном отношении самая добросовестная и качественная, но ориентирована она больше на западный музыкальный рынок, чем на отечественный, и освещает, в основном, его.

Разделы “Джокера” посвящены различным сторонам музыкальной жизни и мира кино:

- горячие новости (светская хроника - зарубежные музыканты, группы и кинозвезды);

- видео хит - парад (по продаже лицензионных видеокассет по данным компьютерной базы “Видеосервис” - кинофильмы);

- видео (новости о западном кинорынке);

- рок - fax (светская хроника - рок - музыканты);

- master sound (реклама новых компакт - дисков и аудиокассет);

- глазами человека тусовки (события недели - отечественный шоу - бизнес);

- официальный американский хит - парад (Billboard - “Джокер” за 6 июня 1996 года);

- официальный британский хит - парад (Music Week);

- Bestseller (лучшие по продаже аудио - кассеты - десятка);

- хит - парад - лучшие видеоклипы Bis - TV (“Джокер” за 6 июня 1996 года);

- обзор кино - продукция той или иной компании на видеорынке.

В этом потоке небольшие заметки-рецензии - реклама новых альбомов отечественных звезд той или иной студии (“Союз” - “Джокер” за 6 июня 1996 года) – образуют лишь маленькие островки музыкального анализа предлагаемой продукции. Приведем несколько примеров:

“По мнению Айвазова, новый альбом гораздо профессиональнее предыдущего, при его записи использовались живые гитары, гобой и виолончель”,

“Эти рыцари смогли создать достойный песенный материал для Прекрасной Дамы”,

 “На студии “Союз” готовится к выпуску несколько видеоальбомов. Два из них обрадуют многочисленных поклонников Алены Апиной: “Соперница”, где будут собраны ее лучшие клипы - от разудалых “Ксюши” и “Лехи” до новых работ, среди которых выделяется лирический дуэт с Андреем Державиным “Несколько часов любви” и знаменитый спектакль - поп - роман “Лимита”.

Хотя в приведенном тексте присутствуют аналитические наблюдения, замечания очень аккуратны и лишены самодовольной претенциозности (главного порока нынешних самоназванных «музыковедов»). По сути это - реклама в чистом виде, как реклама любого товара.

«Музыкальная Правда» (ранее «Музобоз»), напротив, ориентирована на отечественный музыкальный рынок. Информации в газете – минимум. Выпускающий газету Издательский Дом «Новый Взгляд» явно поставил перед собой задачу создания некой светской «тусовочной» атмосферы: стиль газеты (оформление, лексика, заголовки, фотографии) демонстрирует своего рода заигрывание с подростками, общение с читателем на его языке. Здесь есть четкая установка на адресат, и правила игры соблюдаются во всех деталях. Названия рубрик газеты говорят сами за себя, например, - Last Week End. Здесь читаем: “Издательский Дом “Новый Взгляд” продолжает рассказывать о том, как социально значимые персонажи (термин Евгения Ю. Додолева) проводят выходные (праздники, гастроли, отпуска). Что они, эти самые персонажи будут делать завтра и послезавтра, вы узнаете в следующем выпуске газеты “МузПравда”. А сейчас - о том, что наши звезды и звездочки делали в минувший уик-энд.” Другие рубрики имеют следующие названия:

- АNонсище;

- Nаши;

- Rазное;

- Sкандалы;

- всячина;

- Sоляночка;

- Nаезд;

- Устами младенца (почта редакции);

- ПRемьера;

- Nомерной;

- Эксклюзив.

Сами названия разделов газеты и латинские буквы задают тон - небрежно - манерный (“тусовочный”), а лексика говорит сама за себя. Новости (в основном, об отечественных звездах) идут под рубрикой “коротко” или CHARTIS (рейтинги продаж альбомов). В разделе “коротко” новости отечественного шоу-бизнеса чередуются с хаотично мелькающими на страницах газеты новостями зарубежного шоу-бизнеса. Их чередование носит случайный, непродуманный характер, что позволяет предположить равнодушие редакции, а также то, что рубрика присутствует здесь формально (в части, касающейся западных звезд), а по отношению к нашим звездам выполняет функцию рекламы. Так в №26 за 1997 год в рубрике “коротко” мы читаем:

“Крис Кельми закончил запись своего нового альбома. В него вошли восемь новых композиций и несколько известных песен, ранее не выходивших на аудионосителях. Пластинка получит название одной из композиций альбома - “Ветер декабря” или “Что было, то было”,

“Группа “Манго - Манго” примет участие в праздновании Дня города Мытищи в это воскресенье. Кроме концерта, “манговцы” намерены внести лепту в озеленение города: в центре Мытищ с большой помпой будет посажено дерево, “ель или лучше яблоня”,

“Акция “Мы против СПИДА” пройдет завтра в московском клубе “Империя кино”. В программе примут участие Сергей Пенкин, Жанна Агузарова, Игорь Наджиев, Жанна Добровольская и др.”,

“Билли Джоэл продолжает уверять, что устал от рок-н-ролла и хочет целиком переключиться на симфоническую музыку. В интервью очередному номеру Журнала Rolling Stone, который выйдет 2 октября, американский певец и пианист рассказал, что начал изучать классическую музыку с четырех лет”.

Итак, в первых трех из новостей – явная реклама, а четвертая из приведенных здесь появилась в рубрике случайно.

В рубрике “CHARTIS” помимо информации о том, как продаются компакт-диски отечественных звезд, публикуются материалы о результатах социологического опроса (правда, не указано, какого, что настораживает и позволяет предположить, что это измышления журналистов) на предмет популярности отечественных звезд. Например, в № 36 за 1997 год опрос проводился в связи с обилием видеоклипов, предлагаемых зрителям- слушателям, которых спрашивали, хотят ли они сняться в том или ином видеоклипе своего кумира. Приводимые фрагменты статьи говорят сами за себя:

“На четвертом месте “Королева” Агутина и Варум. Мужчины желали бы оказаться на месте Леонида поближе к миниатюрной красавице. Правда, как утверждают злые языки, при близком рассмотрении и без грима г-жа Варум выглядит совсем не такой привлекательной, как на экране телевизора. Мол, и лицо у нее невыразительное, и взгляд тупой, да и сама она не подарочек. Да ведь разве именно такая женщина и не является мечтой простого русского мужика? В таком случае, г-н Агутин себя таковым не считает. Ибо по свидетельствам близких к нему людей, певец в последнее время часто прикладывается к бутылочке. Не иначе как познав истинную Анжеликину сущность…”,

“Пятое место заняла Лика со своим видео “Одинокая луна”, при просмотре которого в глазах рябит от изобилия известных личностей. Правда, сюжетец клипа мне не совсем понятен. Смысл, в общем, такой: Лику кто-то почему-то хватает, куда-то везет, попутно следует антиреклама сотовых телефонов (“Абонент временно недоступен. Попробуйте позвонить еще”), а в результате выясняется, что Игорь Григорьев - вампир. Думаю, что этот клип не что иное, как тщательно спланированный наезд на Игоря Григорьева, а он, бедняга, и не догадывается! Опрошенные мужчины признались, что сняться в Ликином клипе им хотелось бы не столько из-за тяги к телу певицы, сколько из-за возможности “засветиться” рядом со столькими известными личностями…”,

“За “На - на” следует Лада Дэнс со всеми своими клипами. Правда, не советовала бы сниматься в видео, где певица уже беременна. Так ведь и по морде от ее мужа можно было получить!”

Цитаты дают представление о стилистике газеты. “Музыкальная Правда” ориентирована на читателя-подростка и общается с ним на его языке, имитируя некую нарочито озорную манеру с примесью жаргона и нецензурной брани.

На последней странице “Музыкальной Правды” периодически появляются репортажи о событиях в академической музыке. Но это материалы чисто информационного характера, они, как и в журнале “Стас”, присутствуют здесь формально и носят случайный характер.

Как уже упоминалось выше, практически во всех печатных изданиях есть разделы, посвященные эстрадной музыке. Одна из самых известных таких колонок - “Звуковая дорожка” “Московского комсомольца”, - “полоса о модной и популярной музыке”, как указано в газете. Здесь публикуют хит-парады по опросу читателей - хиты отечественные и зарубежные, российские видеоклипы, зарубежные видеоклипы. Немного новостей, интервью и материалы о том или ином событии в эстрадной музыке составляют основное содержание «ЗД». Если бы колонка ограничивалась информационной функцией, упреки в непрофессионализме обозревателей были бы неуместны, но претензии на рецензирование делают ее с этой точки зрения уязвимой. Так в “Московском комсомольце” за 3 октября 1997 года в материале о концерте группы “Prodigi” можно прочесть следующее замечание: “Музыка “Prodigi” не для больших площадок. Прежде всего потому, что в ней слишком мало мелодий, эмоций и интеллекта. Вместо этого есть ритм, “колбасность” и целая куча штампов, которые переходят из композиции в композицию. Этим, кстати, грешит большая часть электронной музыки. Ее здорово слушать дома, под нее можно плясать в клубах, но ее совершенно невозможно показывать (на “Урбан Хас”, к примеру), потому что любой перфоманс держится на хороших песнях и личностях, которые их исполняют. Таких как Мик Джаггер ...”

Как видим, в сознании журналиста перепутаны все понятия о музыкальных элементах, музыкальных стилях, направлениях, в результате чего он не может не только аргументировать, но просто выразить свое недовольство увиденным и услышанным так, чтобы это было ясно как для читателей “ЗД”, так и для него самого. Журналист пишет: “... слишком мало мелодий, эмоций и интеллекта. Вместо этого есть ритм, “колбасность” и целая куча штампов ...”

Но ведь в том стиле, в котором выступает эта группа, ритм - основа. А мелодия как бы отступает на второй план. Так что это вполне естественно. Непонятно, и какие «штампы» имеются в виду. Сомнительно, что сам журналист отдает себе в этом отчет. А мысль, что электронную музыку “совершенно невозможно показывать”, т.к. “любой перфоманс держится на хороших песнях”, вообще совершенно неясна. Какая связь между направлением в музыке и качеством музыкального материала? Разве одно определяет другое?

Примеров подобного рецензирования много. Они свидетельствуют о повальной некомпетентности обозревателей всех изданий. Вот один из самых ярких: “... упор сделан не только на традиционные танцевальные николаевские номера с типичным для него астинатным компьютерным басом ...” (“Аргументы и Факты” №12 март 1996 года).

 Журналист (а также редакторы, корректоры и пр.!) не знает, как пишется слово “остинатный”, хотя сам, возможно, и имеет представление о его значении. Но как быть читателю?! …

Проанализировав прессу, посвященную эстраде, можно достаточно определенно ответить на вопрос, есть ли музыкальная журналистика в нашей стране. На сегодняшний день ее не существует. Есть жалкие потуги отдельных творческих единиц, которые, при всей своей неуклюжести и безграмотности, выдаются за критическую деятельность.