Зашёл и посмотрел

Сергей Елисеев
ЗАШЁЛ И ПОСМОТРЕЛ

С утра жена отправила купить баночку меда и учебник по английскому языку для дочери. Это другой конец города. Учебник продается в здании, где я когда-то работал.

Всесоюзный Научно-Исследовательский Институт Новых Материалов. Здесь разрабатывали заменитель крови, пластмассу крепче стали, огнеупорные материалы, бронежилеты, плёнку для хранения фруктов. А какие здесь люди работали! Цвет советской науки! Приятно вспомнить.

Когда начался развал СССР, почуяв неладное, первые косяком полетели Мугерман, Каплан, Глузман, Гальперн, Гинзбург. Я с ними всеми работал и сохранил о них самые добрые воспоминания. Классные специалисты и приятные в общении люди. Их приняла земля обетованная - Хайфа, Иерусалим... Дядя Сэм тоже остался доволен приобретением. А русские специалисты - кто не убежал торговать – остались влачить жалчайшее существование. Зарплату не платят ГОДАМИ. Директор (естественное дело!) устроился в Москве. Институт продан-перепродан сотни раз. Какие только проходимцы не накладывали на него руку - аж Русский Дом Селенга.

Прошёл по коридору, куда когда-то выходили покурить светила русской науки. А теперь слева и справа - ларьки, ларьки, ларьки... Учебники (купил пару книжек на английском), стиральные порошки, карбюраторы, духи, часы, трусы, презервативы, всяка штука…

Откуда-то выскочил Лёва Хейфец (его за глаза злые языки ***фецом называли). Теперь он чуть ли не директор этой богадельни (или это "президент" по-современному называется?). Меня узнал, руку трясёт "Как дела?" спрашивает. "Где работаем? Ты же специалист был уникальный." (Я ему с японского переводил, и он находил возможность щедро вознаграждать меня в обход моего родного подлюги-начальника. Бывало, кивнёт мне в коридоре, зайди, мол. Я зайду, а Лёва дверь закроет и на стол пачку купюр бросит. «Бери. Это твоё. Расписываться не надо».) «Чем на хлеб насущный зарабатываешь?» спрашивает он. Смалодушничал я. Не нашел в себе силы правду сказать. Что дослужился я до высокого звания Сторожа. Пробубнил что-то нечленораздельное. Говорю: "Куда приехали, Лёва!? Ведь в этих стенах трудились учёные с мировыми именами. А сейчас что? Блошиный рынок?" "Ну отчего ты так?" Лев погладил себя по уже очень большому животу. "Жить надо в любых условиях. Мы, например, вот ЭТО открыли". Он сделал широкий жест и не без гордости указал на конец коридора. Там ярко светилась вывеска "Добро пожаловать в наш бизнес центр". На лице Льва ярко светилась улыбка. Он человек жизнерадостный.

Я вышел во двор. Пустынно. Разор. Доска объявлений заржавела. Повернулся и назад пошёл. Вышел на улицу. Сел в трамвай. Поехал домой, вспоминая прошлое, ломая голову над будущим.