Замысел

Тамара Львова
«Замысел»

Один из первых утренних лучей проник в открытое окно мастерской художника и упал на белый лист. Пятно света высветило карандашный уголок нарисованный на белоснежном листе картона. Странный уголок чуть выше центра в квадрате бумаге. Словно из одной точки родились две запетые – точка с двумя хвостиками… Луч солнца уже знал, что странный уголок был нарисован мастером Леонардо ночью, при свете свечи. Карандашные крошки ещё не осыпались с листа, отчего уголок в свете луча был чётким и уверенным. Однако луч не знал - что хотел сказать художник, и какой именно замысел затаил, впопыхах, в этих двух изогнутых линиях.
Утро набирало силу, в мастерскую вошли молодые юноши – ученики Леонардо. Все они приблизились к мольберту учителя, ожидая увидеть что-то естественное и одновременно великолепное в своей естественности. Но они не нашли ничего, что можно было бы считать завершённым.
- Это очередная хитроумная шутка Леонардо! Он хочет, чтобы мы завершили эти линии. Лично я вижу здесь изящную мужскую кисть! – сказал первый ученик, отличающийся от других высоким ростом и густой шевелюрой пепельных волос.
- Как странно! – воскликнул другой юноша. – Я тоже подумал о кисти, но я вижу кисть наливного винограда! – этот ученик носил лицо, щедро сдобренное румяностью.
- Да, нет же! – подхватил третий, на вид строгий ученик с густыми, нависшими над лицом бровями, - это незаконченный узор капители колонны.
- Не надо спорить, друзья, для меня очевидно – учитель хотел нарисовать цветы и вывел лепесток лилии – я вижу букет нежных лилий. – вступил в разговор четвёртый, ничем не приметный юноша.
- Цветы – слишком просто! Нет, это часть тела, возможно кудри амура, - сделал новое предположение первый ученик высокого роста с пепельными волосами.
- Скорее мышцы плеча! – подсказал второй
- Я продолжаю настаивать на узоре капители! – упорствовал третий
- Всё таки лилии, какие растут в саду моей матушки… - задумчиво шептал неприметный ученик.
Ученики толпились возле мольберта Леонардо, и каждый рисовал в своём воображении разнообразие вещей - от глиняной тарелки до греческой колонны. Разнообразие природных форм – от тихого стебелька до буйного бутона цветка. Разнообразие частей тела – от ушной раковины до изгиба плеча. Воображение учеников не знало ограничений и они решили - пусть каждый на своём листе картона сделает наброски видимых в воображении предметов и форм, особенно выделив в набросках этот замысловатый уголок – шутку учителя.
В открытые окна мастерской заглянул полдень. Ученики нетерпеливо ждали учителя и были удивлены его долгим отсутствием, обычно художник приходил раньше всех и готовил новые оттенки красок. Наконец-то в мастерскую вошёл личный слуга учителя, но лишь затем, чтобы огорчить учеников сообщение, что урока в этот день не будет.
- Мой господин, приносит свои извинения. Он не спал всю ночь и задремал только под утро. Его посетил художественный образ, и он пожелал посвятить весь день воплощению этого видения. Он будет ожидать вас завтра. – сказал слуга, откланялся и ушёл.
- Видно не судьба удовлетворить нам сегодня своё любопытство. – огорчённо воскликнул высокий ученик.
- Предлагаю всем прогулку по холмам, где растут виноградники моего отца, - предложил второй с румяным лицом и несколько красноватым носом.
- Согласен! А свои наброски давайте поставим на мольберт учителя. – сказал третий.
- И пусть учитель сам решает чей набросок лучше и больше соответствует его замыслу. –поддержал неприметный ученик, завершая этой мыслью весь утренний спор.
Юноши согласной группой ушли. Через некоторое время в мастерскую торопливо вошёл Леонардо. Он небрежно поправил мантию художника на плечах, по шире распахнул окна и улыбнулся солнцу, жмуря ясные глаза. Этой ночью он увидел Тайну в художественном образе, гений его воображения нарисовал в полумраке мастерской прекраснейшее из видений. И посему мастер был возбуждён, он торопился закрепить прекрасное видение на картоне, а затем перенести на холст. Всё что он успел сделать ночью, так это провести две линии – это было эпицентром тайны. Именно от этих линий он собирался отталкиваться в целостность художественного образа.
Но что такое? Мастер смотрит на свой мольберт и видит совершенно другой картон с набросками, сделанные не его рукой. Он убирает лист и видит следующий, и третий и четвёртый. Леонардо узнал кисти своих учеников, и улыбнулся. Художник догадался, что его ученики устроили себе небольшое художественное состязание.
Он смотрел на грозди винограда и ухмылялся…
Он смотрел на узоры капители и качал головой…
Он смотрел на наброски мышц плеча и кудри и снисходительно вздыхал…
Он смотрел на букет роскошных лилий и думал о юности…
Наконец картоны учеников закончились, и Леонардо увидел свой. Художник любовно погладил белоснежную гладь листа. Карандашный уголок осыпался, на листе остался лишь намёк на тайну прекрасного видения. Но для Леонардо и этого было достаточно. Он уверенно взялся за карандаш, а затем и за краски. Он трудился весь день, а когда наступил вечер, велел зажечь в мастерской все свечи, какие нашлись в его доме. Художник трудился в порыве глубочайшего вдохновения.
Наступило раннее утро. Леонардо сидел в кресле и смотрел на свою работу. Очередной раз рассветный луч скользнул в окно мастерской художника и светлым пятном лёг на улыбку Моны Лизы - самую загадочную полуулыбку мира – вчерашний уголок…
В ответ лучу и загадке улыбался уставший мастер.