Сфинкс

Вадим Жмудь
Новые похождения Шерлока Хламса и Доктора Воткинса

- Вы считаете, что Милберт прав, относительно многократных переделок головы сфинкса, Воткинс? – спросил Хламс, отложив скрипку.
- Хламс! Как вы узнали, что я думаю о египетском сфинксе? – удивился Воткинс.
- Элементарно, Воткинс! На столе лежит газета, открытая на том месте, где ученый муж Милберт утверждают, что вся археологическая общественность во главе с доктором Фредкоксом ошибается в трактовке истории создания сфинкса. Все полагают, что его голова так мала в сравнении с туловищем, потому что таковы были каноны во время его создания. Профессор Милберт находит, что причина совсем в ином: голова сфинкса постоянно переделывалась, для того, чтобы придать ей сходство с правящим фараоном. На журнальном столике лежит энциклопедия Брема, раскрытая на том месте, где приведено изображение льва, сидящего в той же позе, что и сфинкс. Вы бросили взгляд на то и на это, затем посмотрели украдкой в зеркало на свое собственное лицо, после чего стали поигрывать ножом для разрезания бумаги, что применительно к вам свидетельствует о напряженной работе мысли. Следовательно, вы обдумываете правоту этой заметки.
- Да, всё именно так, Хламс! А вы как полагаете, кто прав – Милберт или Фредкокс?
- Ни тот, ни другой, мой дорогой Воткинс!
- Как же вас понимать, Хламс?
- Если вы читали внимательно заметку, а также заглянули в британскую энциклопедию, а вы это сделали, поскольку соответствующий том сейчас стоит несколько глубже остальных, а ранее он стоял с ними вровень – если всё подытожить, то получается, что о Сфинксе наука не знает ровным счетом ничего, а то, что, как ей кажется, она знает – ошибка.
- Как же так, Хламс?
- Начнем с возраста. Поскольку эта статую вытесана из цельной горы, возраст ее невозможно определить никакими научными методами. На статуе нет даты, а если бы и была, можно было бы допустить, что дата не совпадает – если уж мы встали на скользкую стезю предположений, что статуя могла быть подвержена переделке. Если бы имелись скрепляющие вещества, цемент или клей, они могли бы быть датированы тем или иным способом. Если бы статуя содержала останки вещества органического происхождения, дело было бы еще проще! Но возраст камня определить невозможно, тем более, что возраст собственно камня, из которого высечена статуя, намного больше, чем время, прошедшее с той поры, когда этот камень был подвергнут обработке.
- Но ведь общеизвестно, что статуе сфинкса приблизительно четыре с половиной тысячи лет.
- Во-первых, не общеизвестно, а общепринято. Во-вторых, ей с таким же успехом может оказаться четырнадцать или двадцать четыре тысячи лет. Кстати, четырнадцать тысяч лет – это как раз тот возраст, который называет профессор Милберт, и я полагаю, что он прав. Но мы сейчас говорим не о возрасте, а о причинах того, что голова статуи непропорциональна относительно тела.
- Разве эти вещи не связаны?
- Разумеется, каким-то образом они должны быть связаны, но не напрямую. Давайте на время примем точку зрения профессора Милберта. Действительно, допустим, что каждый новый фараон заставлял переделывать лицо сфинкса. Что это нам даёт?
- Разве это не объясняет, почему голова статуи непропорционально мала?
- Непропорционально по сравнению с чем, Воткинс?
- У других сфинксов голова втрое крупнее, если говорить о соразмерности ее с туловищем.
- Почему древние мастера должны примеряться у этим вашим «другим статуям», которые сделаны спустя многие тысячелетия после? Вы же не удивляетесь, что меч Цезаря не соответствует пропорциям, принятым в средние века?
- Но у льва голова должна быть существенно больше!
- Но ведь это у льва, Воткинс! А здесь вы имеете дело со сфинксом! Какова должна быть голова у чудовища с телом льва и головой человека? Надо ли голову человека увеличивать до размеров головы льва, прежде чем приставлять ее к туловищу, или же приставить, как есть? Мне кажется, что второй способ более естественен, не так ли? Если я попросил бы некоего скульптора высечь животное с туловищем льва и головой человека, разе не естественно было бы для него взять за основу натуральные размеры льва и натуральные размеры головы человека? Что с того, что голова человека меньше головы льва? Взгляните на изображения людей с птичьими головами! Ведь при этом головы птиц не увеличены до размеров головы людей! Почему же вы требуете от авторов, чтобы они голову человека увеличили до размера львиной головы?
- Черт возьми, Хламс! Ведь вы, как всегда, правы! Теперь я смотрю на рисунок сфинкса, и он мне вовсе не кажется таким уж несоразмерным!
- Небольшая несоразмерность всё-таки есть, согласитесь. Но причина ее вовсе не та, о которой говорит Милберт.
- Почему?
- Одна-две переделки лица не должна была бы слишком сильно изменить размеры головы, поскольку основные черты лица у каждого человека более-менее типичны. Косметический ремонт, не более того! Если же при этом стремиться к портретному сходству, то надо было бы переделывать не только лицо, но и обтесывать всю голову целиком. Вряд ли такая деятельность могла бы многократно повторяться, и при этом не осталось никаких ни письменных свидетельств, ни устных преданий о такой колоссальной работе, ставшей традиционной для этого государства.
- Вы меня совсем запутали, Хламс! Но в чем тогда причина, ради всего святого, объясните?
- Как я уже отмечал, Воткинс, сфинкс вырублен из цельной скалы. Полагаю, что ни Милберт, ни Фредкокс не задумывались о том, как рождается замысел грандиозных сооружений подобного рода, а тем более – как он осуществляется. Если бы сфинкс был вылеплен, его форма и пропорции зависели бы, прежде всего, от фантазии создателя. Но в случае, когда статуя вырубается из цельной скалы, и общий план, и ориентация на местности, и даже ее пропорции диктуются, в основном, исходной формой этой скалы. Вероятнее всего, природа создала по своей прихоти скалу, напоминающую лежащего на животе льва. Только голова его была больше похоже на человеческую, нежели львиную. Очень может быть, что этой скале поклонялись в ее естественном виде задолго до того, как неизвестному художнику пришла в голову идея подправить ее форму и сделать более похожей на объект поклонения. Возможно даже и такое, что обтесывание головы происходило совершенно в иные времена, нежели оформление остальной части тела. Может быть даже и так, что «тело» сфинкса было засыпано песком, из которого торчала лишь скала, напоминающая человеческую. Со временем тело могли раскопать и, убедившись, что оно по своей естественной форме напоминает лежащего на животе льва, довершить сходство, дарованное природой, до желаемого. Как бы то ни было, но соотношение головы и туловища сфинкса с большой вероятностью диктовалось формой исходной скалы, нежели фантазией художника. Представьте себе лишь то, насколько должен был бы отличаться исходный размер скалы, чтобы художник смог бы воплотить сфинкса таких же размеров, но с большей головой! Природа могла и не предоставить такую великолепную заготовку! Если же исходить из того размера головы, который удалось сделать, то в угоду «пропорциональности» пришлось бы стесать половину туловища сфинкса, или даже больше! Разве в результате не лишился бы он своей величественности, которая во многом задается не только его формой, но и размерами?! Да и куда по-вашему подевались камни, стесанные при строительстве сфинкса, если предположить, что при его строительстве большая часть материала была снята? Не проще ли предположить, что большая часть природного материала осталась на месте, а работа мастеров заключалась, в основном, в придании более детальной формы природному творению?
- Хламс! После того, как вы мне всё разъяснили, мне кажется, что по-другому и быть не могло! Действительно, куда проще предположить, что сфинкс вытесан из скалы, которая в общих чертах уже напоминала эту статую. Но только как же быть с пирамидами? Природа создавала треугольные горы?
- Пирамиды только географически близки к сфинксу, а в их происхождении кроются совсем иные тайны, Воткинс! Пирамиды построены из кусков камня, и форма здесь диктовалась фантазией автора, даже точнее технологией их возведения. Что касается сфинкса, то он не возводился, с низводился, то есть имело место обтесывание скалы. Время возведения пирамид известно чуть ли не с точностью до десяти лет, а о времени обтесывания скалы до формы сфинкса мы не можем ничего сказать даже с погрешностью в несколько тысяч лет.
- И все же, Хламс, выясняется, что вы и про сфинкса кое-что знаете?
- Я – вероятно, да. И то – одни лишь предположения. Но наука о сфинксе не знает ровным счетом ничего, кроме того, каковы его нынешние размеры и из какой именно породы он состоит.


… Четырнадцать тысяч лет назад египетскому фараону пришла в голову мысль придать скале, имеющей форму гигантского сидящего льва, еще большее сходство. Работы подходили к концу, когда при обтесывании головы возникла трещина и вся львиная морда обвалилась. Работы были прекращены, строителей казнили.
Через пятьсот лет новый фараон обратил внимание, что оставшаяся часть напоминает человеческое лицо. Он велел придать статуе новый вид с его, фараоновым лицом. Больше статуя не переделывалась, но акты вандализма свершались над ней в течение еще почти тринадцати тысяч лет.
Имя обоих фараонов истории не известно. …