Грустные размышления об архитектуре Баку...

Лейла Сабзали
 Возможно, кто-то подумает,- а не имеет ли автор прямого отношения к предмету архитектуры? Уж слишком часто предмет сей становится объектом ее пристального внимания. На что,- спешу заверить уважаемого читателя, - ваша покорная слуга непосредственного отношения к архитектуре не имеет.Так разве, что, на уровне банальной любознательности. Но, опосредованное...?
 
 Риторика с Вечностью ... об архитектуре...?

 Опосредованное отношение к вопросам архитектуры сегодня имеет каждый житель нашего перестраивающегося города. Даже если он этого еще и не осознал, что было бы крайне странно. Сложно менять привычки, гораздо сложнее - характер. Но, вкус, по мнению психологов, изменить практически невозможно. Точнее, улучшить можно, но, вот, ухудшить...? И выпестовавшийся на классических образцах архитектурного изыска родного города вкус эстета-сноба бакинца тщится сегодня в безуспешных попытках перековаться во вкус - весьма - никакой. Чтобы защитить своего обладателя от возможного шока при виде того, что ему сегодня пытаются выдать за современную архитектуру. Да и за архитектуру вообще. И обладатель означенного вкуса в отречении от привычных критериев, преодолевая сопротивление всего организма пытается все это принять, как данность. И более того, в осознании внутренней готовности - принять новые веяния выраженные в новом глобальном архитектурном стиле с надеждой ждет от этого стиля, как минимум, ярких и неповторимых произведений архитектуры.
И, с тоской взирая на далекие от его ожиданий новые архитектурные творения, диссонансом врывающиеся в гармоничную структуру восточно- европейской архаики центра города, вытесняющие из него не только уникальные по своей исторической и художественной ценности строения, но вместе с ними и сам дух города Баку, эстет-сноб бакинец, периодически восклицая,- Моветон! - задумывается о Вечности. Потому что в сравнении с Вечностью все остальное меркнет. И при виде вкрапленных в совершенное художественно- композиционное полотно центра Баку грязных и неумелых мазков, словно нанесенных безответственной рукой бесталанного подмастерья, задает Вечности риторические, хотя и вполне резонные вопросы,- Почему? Как? И,- Кто, виноват?

 Подарки городу.
 

- Почему эти строения - уроды, самым достойным местом для которых мог бы стать необитаемый остров, нашли себе место на центральных городских улицах столицы Азербайджана? Как могло такое случится? На самых центральных улицах города, где прогуливаются не только свои, но и чужие( гости столицы)? На пересечении улиц Торговой ( Низами) и Самеда Вургуна - грандиозное строение оригинальным архитектурным решением( если здесь, вообще уместен этот термин) до боли напоминающее то ли постамент под монумент, то ли - мавзолей. На который явно не хватило облицовочного материала и докрывали, глядя снизу, думается,- то ли кафелем, то ли- еще чем-то. Но, по виду - явно- дешевым, потому как - неэстетичным. А пугающее мирных граждан строение над станцией метро "Сахил"? И хоть с облицовкой у него все в порядке, но, вот все остальное...? А недавно построенные два дома, в особенности, тот дом - цвета, пардон, женского белья времен застоя - голубенький, с пожарной лестницей через весь дом? Возможно, у создателей всей этой архитектуры было трудное детство отложившее отпечаток на их мировоззрении, возможно, зодчий в юные годы мечтал стать пожарником. Остается только догадываться, но, лицезреть результат этой сложной судьбы отразившейся на бессмертном( поди, сломай такую махину!) творении, уважаемые господа, теперь придется всем нам- эстетам-снобам-бакинцам. Придется! И не только потому, что стоит этот новоявленный "подарок" городу в самой живописной, излюбленной и наиболее посещаемой части родного города - недалеко от Дома Правительства. Придется, потому что, не увидеть этого дома, как ни старайся, не получится. По причине его глобальности. Кстати, невыгодное соседство для " подарков". В сравнении с архитектурным шедевром пятидесятых слишком уж наглядно демонстрирующее смехотворность "подарков" и полную профессиональную несостоятельность их создателей. А чудный домик в районе Беш мяртабя? Глядя на него невольно задумаешься о бренности жизни. Да, речь идет о том страшном черном стеклянном доме. Тоже - подарок городу. Подарок - со смыслом...? Самое время для третьего риторического вопроса, - Кто, виноват? Кто позволил все это городу подарить?

 Поиски выхода
В мировой практике градостроения существует принцип, согласно которому ни один из проектов по реконструкции города не может реализоваться без разрешения специальной комиссии. Комиссии, состоящей из представителей разных профессий. Это - сейсмологи, экологи, архитекторы, историки, представители творческих профессий. А еще - представители городской общественности. Есть ли у нас такая комиссия?- поинтересуется читатель. Отвечу,- Формально - есть, то есть, была и даже - во главе с главным архитектором города, но, существует ли она фактически...? Судя по подаркам,- не похоже. И откуда появляются такие поделки от архитектуры? - опять спросит читатель. Неужели не осталось в нашей Республике талантливых профессиональных архитекторов? - Безусловно, они есть. Но, сегодня не их время. Сегодня весьма распространена порочная практика, когда застройщику выгоднее пригласить дилетанта или дипломированного бездаря( так дешевле) Но, бездаря - берущего на себя все сложности с согласованием и утверждением своего жалкого творения. Что же делать? - добавит читатель еще один вопрос. Риторический вопрос. А пока....


 Предложение
На страницах нашей газеты мы решили объявить общественный конкурс на лучший архитектурный проект для центра города. Награды, в материальном смысле, не предусмотрены. Так как, думается, что сама возможность опубликовать свои проекты- предложения городу могут стать полезными и тем, кто захочет представить их. Но, больше всего они окажутся полезными нашему городу. Мы не сомневаемся в том, что азербайджанская архитектурная традиция жива. Как, впрочем и в том, что не оскудела наша земля на таланты. Два великолепных проекта случайно увиденные в мастерской известного азербайджанского архитектора и с которых могла бы открыться новая архитектурная страница в истории нашего города. Которые автор проектов после убедительных уговоров любезно согласился опубликовать на страницах нашей газеты мы и представляем.
 
 Проект.
Итак, в качестве первого предложения представляемого читателям - два проекта архитектора, лауреата множества премий, в том числе и государственных, академика, - Алибека Новрузи.
 Объединяющее название проектов - "Символы Баку, столицы свободного Азербайджана".
 
Проект первый. Административное здание символизирующее нефть. Площадь- 200м\80, высота в самой высокой точке- 200 метров. Этажей - 50. Здесь, по мнению автора проекта, могли бы разместиться все нефтяные кампании существующие сегодня в Баку. Преимущества для города - отпадает необходимость в строительстве множества лишних зданий в центре. Здание вмещает в себя - ресторанный комплекс, места отдыха, спортзалы и бассейны. Второе преимущество - улучшает эстетику города. Форма проекта являет собой новое слово в мировой архитектурной мысли. Престижно для города. Да и удобно - все кампании в одном месте. Возможное место посадки здания - на свободной площадке у Морвокзала или в любом другом месте вблизи моря.

Проект второй. Развлекательный центр посреди моря. Символизирует - огненный цветок. Напоминая, что Баку - город огней. С ресторанным, гостиничным и спортивным комплексами. Сооружение, по мнению автора проекта, могло бы стать романтическим местом для проведения "медового месяца" новобрачных. На подводном этаже - экзотический ресторан. Предполагаемое место реализации проекта - на месте, некогда существовавшего кафе -"Садко"
Преимущества для города - экзотическая неповторимость эстетики. Форма проекта являет собой новое слово в мировой современной архитектурной мысли.
 Уважаемые господа архитекторы! Ждем от вас новых и интересных предложений.
 Эпилог
Вглядываясь в черты родного города мне вдруг подумалось,- Разве можно не любить наш город? Ведь даже сейчас, израненный, полуразрушенный, поруганный он, словно больной ребенок вызывает еще большее сочувствие и так нуждается в нашей любви. И хочется верить, что наступят другие, лучшие для города времена. Когда каждый - вносящий свою лепту в строительство Баку будет делать это с чувством ответственности перед городом и перед будущими поколениями. Когда каждый будет заниматься тем, что он умеет. Пастух будет пасти стада, земледелец - сажать овощи, торговец -торговать. А архитектурой города наконец, займутся те, кому это положено - профессиональные архитекторы. И тогда к городу вновь вернутся его неповторимость и эстетическая роскошь. И среди старых отреставрированных исторических зданий будут стоять и новые - достойные старых, а в чем-то даже и лучше них - произведения архитектурного искусства. И город наш вновь войдет в число красивейших городов мира, вернув былую славу города богатейших архитектурных и культурных традиций. А эта, нынешняя смешная архитектура уйдет в прошлое, канет в лету и забудется жителями города, как страшный сон. А если кто-то и пожелает подарить городу что- нибудь еще, он станет делать это с большой осторожностью в осознании того, что - архитектуру не спрячешь.



Хочу сообщить читателям, что город наш сегодня преображается. В городе идут реставрационные работы. Реставрируются старинные здания. И хоть работы эти ведутся варварскими способами, в результате которых - весь Баку и все бакинцы - в пыли, это, скорее радует нас - несчастных, чем огорчает. Так что первая часть мечты - сбылась. Дело - за второй. Ждем-с!