Сказка об одной театральной пылинке

Никитина-Давыдова
 Пылинкам редко выпадает такая удача родиться в театре. Очень многие так и проводят всю свою жизнь в чулане или подвалах среди всякого хлама, рваных башмаков, никому не нужных или забытых вещей и мерзкого запаха сырости и кислой капусты, откуда нечастые гости, спотыкаясь в потемках, спешат поскорее выйти, заткнув носы. Только в эти моменты привычную тишину нарушают звуки приглушенной брани, а потом жизнь опять возвращается на круги своя, и вековая пыль так и продолжает лежать толстым слоем, умирать от скуки, волнуемая иногда лишь осенними сквозняками.
 Немного веселее живется деревенской пыли. Порой просто голова идет кругом от бесконечного топота копыт, лая, хрюканья, блеяния, петушиного крика, хлопанья дверями, вечерних распевов и скрипучего голоса доярки Нюрки, звенящего в оконных стеклах соседских домов:
- Где тебя опят носит, старых хрыч! Корова не доена, куры не кормлены. Во дворе - он какая пылища! Не продохнуть. А он ходит, околачивается неизвестно где...
 В ответ обычно дед Григорий бурчит что-то нечленораздельное себе под нос, берет в руки метлу, делает несколько вялых движений в разные стороны, от чего пыль встает столбом, а бабка Нюра окончательно разъяренная, чихая, гонит его прочь со двора, подгоняя вслед грязным полотенцем.
 - С глаз моих долой, ирод окаянный.Чтобы не видеть тебя больше...
 Все смеются, а пылинки, немного покружившись в воздухе и пощекотав носы, снова укладываются на привычные места до следующего раза.
Казалось бы, пыли в деревнях раздолье. Места хватит всем- выбирай на любой вкус!Хочешь местечко потише и поспокойнее - добро пожаловать на чердак
( сюда вообще редко, кто заглядывает), любителям же острых ощущений вполне подойдет коррида или лошадиные бега. А уж про ценителей природы и животного мира и говорить не приходится.
 Но скука забирается и сюда. Летом, когда стоит невыносимая жара, и раскаленный воздух готов лопнуть, как воздушный шар, а звенящую ленивую тишину нарушают лишь стрекотание кузнечиков и жужжание слепней, несчастная пыль сохнет от засухи и скуки, дремлет на солнце, изредка вздыхая во сне.
 И уж я совсем не буду рассказывать, как бессмысленно живется библиотечной пыли. Я имею ввиду не студенческие библиотеки, где стены вечно сотрясаются от беспричинного веселья, а большие старые библиотеки с бесконечными книжными рядами, полками и деревянными лестницами. Там, расположившись на тяжелых, пузатых томах, высокомерные старые девы -пылинки в пенсне и чепчиках на головах важно, с неизменным чувством собственного достоинства пытаются вести светскую беседу:
- А не кажется ли Вам, моя дорогая, что у этого автора слишком высокопарный слог?
- Вы совершенно правы. И как Вы это тонко подметили! Я вообще не любитель излишней витиеватости. Это все от чрезмерной учености. Но мы-то с Вами знаем цену этим писакам... Хотя по моим наблюдениям Ваши литературные пристрастия тоже не отличаются изысканностью и оставляют желать лучшего.
- Да, что ты возомнила о себе, пылища несчастная? Твоя родня всю жизнь пролежала на полке с русским фольклором. Деревенщина! И туда же! О высоком берется рассуждать.
- Я бы на Вашем месте вообще не высовывалась. Большего позора, чем покрывать полку с " шедеврами" 18 века, вообще не придумаешь. А Вы ведь родом, кажется, оттуда. Из классиков? Вот уж где пафос! Да и кому Вы вообще интересны, " Бедная Лиза"?
- Простите, не могли бы Вы прекратить этот базар. Просто слушать противно, ей богу! Как можно.... Такие интеллигентные дамы, с такой тонкой душевной организацией. Хотите мы вам кого-нибудь из Серебряного века почитаем?
- Ох, оставьте ваши стишки при себе. Уж, эти мне поэтишки!Певцы любви и свободы! Тьфу! Лишь бы нюни распускать. Вот Некрасов- другое дело. Борец!
- Да Вы с ума сошли! Как можно сравнивать?! После этого нам просто не о чем с Вами разговаривать.
- Ну вот и замолчите уже, наконец.
- Да уж лучше молчать, чем снизойти до такого вопиющего общения.
 И вот еще несколько лет проходят в гнетущем молчании, непонятости, пыли и одиночестве.
 Тоска.
 Но пылинке, о которой пойдет мое повествование, просто повезло. Она родилась в театре, за зеленой бархатной кулисой,пахнущей пудрой и духами. В зале тихо играла музыка и горели прожектора. Красные, зеленые, желтые, синие, то вместе, то попеременно они весело мигали, соединялись вместе, разбегались, образовывали различные рисунки, заливая сцену ярким таинственным светом. И пылинка поняла, что мир прекрасен и интересен. И ей очень захотелось жить и стать частью этого веселого цветного хоровода огней и торжественной музыки, выходящей из черной коробочки в углу.
 И аплодисменты! Восторженный гул благодарных и восхищенных зрителей. Напряженное ожидание, слезы, смех, цветы - все им, артистам.
 С тех пор театр заполнил все ее существо.Она жадно следила за тем, как на сцене одни декорации сменялись другими, прекрасные пейзажи превращались в старинные замки, а те в свою очередь в лачуги рыбака, дворцовые залы или дешевый номер английской гостиницы. Не отрывая глаз от сцены она представляла себя то Офелией, не выдержавшей неравной схватки с жестоким миром и потерявшей рассудок, то страстной красавицей Кармен, способной вскружить голову любому, а после посмеяться и уйти с высоко поднятой головой в поисках новой жертвы, то несчастной средневековой дамой, заточенной в замок, ожидающей своего принца, то рабыней во дворе у султана. Ролям не была числа. Пылинка каждый день примеряла на себя новый образ, проживала чужую жизнь. И каждый раз эта чужая жизнь становилась ее собственной. По ночам, когда все уже спали, и в театре становилось темно, пылинка стояла перед зеркалом и зубрила роли. Театральным жестом откинув в сторону руку, слегка отставив в сторону бедро и возведя глаза вверх, она читала монолог Джульеты на балконе:

- " Лишь это имя мне желает зла.
 Ты б был собой, не будучи Монтекки.
Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, грудь и руки?
 Неужто больше нет других имен?
 Что значит имя? Роза пахнет розой,
 Хоть розой назови ее, хоть нет.
Ромео под любым названием был бы
Тем верхом совершенств, какой он есть.
Зовись иначе как-нибудь, Ромео,
И всю меня бери тогда взамен..."

- Ну, хватит, наконец, уже театра на сегодня! Дай поспать. Сколько можно бубнить? Нет от этих актеров покоя ни днем, ни ночью, - ворчала бабушка - пылинка, - что тебе не живется спокойно, лежала бы себе и наслаждалась покоем, как все.
- Молодая еще,- сквозь сон вступилась другая. Вырастет- сама все поймет.
Но пылинка не сдавалась.Терпеливо снося все упреки и насмешки в свой адрес, она кружилась по зале , сосредоточенно отсчитывая про себя ритм вальса: " Раз, два, три. Раз, два, три. Раз, два, три..."
- Эй ты, Леди N, или кто ты у нас сегодня, смотри не сбей нас с ног, - хохотали ей вслед .
 А она только смеялась им в ответ и продолжала кружиться.
 Так ее и прозвали Леди N, что было весьма кстати. Ведь очень важно иметь хоть какое-нибудь имя, особенное, если меняешь его каждый день.
 А вообще пылинки жили очень дружно, ведь так нелегко быть пылью, когда все тебя не любят и норовят прогнать прочь. Поэтому они держались вместе: так безопаснее.
- Кузьмич, ты сторож или нет? Ты пыль хоть когда-нибудь вытираешь?- шумел раскрасневшийся режиссер,- просто не представляю , как я вообще работаю в такой обстановке. Театр - это же искусство. А искусство и грязь несовместимы. Понятно тебе это или нет? Темный ты человек....
 Кузьмич обиженно бормотал что-то, отправлялся за веником и тряпкой, но уже очень скоро забывал за чем шел и потихонечку засыпал на стуле в уголке. А пыль так и оставалась лежать на своих местах.
Но вот однажды все- таки случилось то, чего все так опасались.
 В театр должны были приехать известные артисты из-за границы. Какая тут поднялась суматоха! Директор бегал из угла в угол, неустанно раздавал указания, кричал, махал руками, пил "Корвалол", и все время пытался кого-нибудь уволить. Леди N тоже ждала приезда знаменитостей и очень волновалась. Заграничные гости! У них-то точно будет чему поучиться.
- Зря стараешься,- сказала ей как-то тетка по материнской линии, многоуважаемая пыль, вот уже вторую сотню лет покрывавшая герб театра, - это событие отметят без нас.
-Что это значит, тетя?- спросила испуганно Леди N.
- Мы просто пыль, деточка. А пыль не показывают гостям, от нее избавляются. Так что лучше опустись с небес на землю и пакуй-ка вещички, времени у нас осталось немного.
 В этот момент Леди N отчетливо поняла, что то, о чем говорит многоуважаемая, есть правда. И испугалась.Испугалась не тому, что в скором времени им предстоит поменять место жительства, не предстоящих скитаний и неизвестности, а того, что она -пыль, и того, что театра в ее жизни может больше не быть.
 Тетушкины пророчества сбылись очень скоро. В этот раз полагаться на исполнительность Кузьмича никто не стал, а для генеральной уборки пригласили целую бригаду из бюро добрых услуг, которые ввалились в театр в заляпанных краской спецовках, грязный сапогах , с ведрами, тряпками и щетками, торчащими во все стороны. Все это напоминало со стороны выездную помойку, и было очень тяжело представить, что именно они и должны превратить театр в "конфетку", блистающую чистотой, за считанные дни. А Кузьмичу, чтобы он не обижался, было поручено руководить работой. Но он все равно обиделся, ведь считал себя непревзойденным специалистом в области уборок и борьбы с пылью, и никак не мог понять, зачем нужно превращать театр в балаган. Поэтому он рассерженно бродил среди рабочих, время от времени покрикивая на них:
 - Кто тебя так пыль учил вытирать? Дай покажу тебе, болвану, как нужно. И тряпкой-то не маши так! Вишь вся пыль столбом стала... Вот люди!
А пыли просто ничего не оставалась, как наспех похватав все необходимое
(да и много ли ей надо), броситься прочь из театра. Надежд никаких больше не было.
 Так целое поколение театральной пыли, оказалось на дороге. На дворе стояла осень. Было серо, холодно и неуютно.
- Ну, привет, родственнички! Добро пожаловать! - услышали они дребезжащий голос, - ха-ха-ха. Зазнайки! Нашли себе местечко потеплее , а всех остальных за людей не считают. Хе-хе. Но жизнь все расставляет на свои места. Всех смешивает с грязью. Теперь мы равны. Ну что ж, располагайтесь. Вот и дождь, кажется, собирается. Да, не жмитесь вы так робко. Смелее. Это сначала кажется, что быть грязью низко, гадко, недостойно. Может даже показаться, что и не очень-то приятно. Но смотрите на вещи проще: ко всему привыкаешь. Главное смириться. А быть грязью очень даже удобно. Кто спросит с грязи? Оставайтесь. В наших рядах места хватит всем.
 Пыль подумала и осталась.Так не хотелось куда-то идти дождливой осенней ночью.
Только Леди N ни за что не хотела смиряться с участью грязи, она и представить себе не могла, что всю оставшуюся жизнь проведет на дороге. Она из последних сил пыталась спастись от дождя, размывающего все на своем пути и превращающего в мерзкую жижу. И вот уже почти обессилив, ей все таки удалось зацепиться за край плаща старенького почтальона с большой, толстой сумкой через плечо, который так и не успел разнести все письма до дождя.
 Именно он, сам того не подозревая, помог театральной пылинке спастись. На его плаще она и попала в дом к лентяю.
- Мне лень вставать,- услышала пылинка голос из-за стены ,- оставьте почту на столе у окна, если Вас это не затруднит.
- Да, но тут пыльно, - возразил было старичок.
- Это ничего. От пыли еще никто не умирал,- снова раздался все тот же голос, хозяина которого Леди N увидеть так и не удалось.
 Старичок удивленно пожал плечами, смахнул рукой со стола пыль, бросил стопку писем и поспешно вышел. А пылинка осталась.
 В доме, куда она попала, было тихо и темно. Оказавшись в темноте, Леди N тут же уснула.
 И вот навстречу ей открываются тяжелые дворцовые двери, и она попадает в просторную залу полную народа. Нарядные кавалеры в праздничных камзолах сдержаны и слегка надменны. Придворные дамы в пышных платьях с дорогими украшениями исполнены собственного достоинства. Музыканты, лениво почесываясь, о чем-то возбужденно спорят шепотом, отложив в сторону свои инструменты. Свет в зале притушен, и очертания комнаты смазаны. Воздух наполнен тревожным ожиданием.
 Вдруг из самого дальнего угла комнаты раздается знакомая мелодия. Конечно, это он - " Вальс цветов".Сначала музыка еле слышна и среди общего гула голосов едва различима. Но вот она звучит громче, еще громче, и уже за считанные секунда заполняет всю залу. Гости аплодируют. Музыка становится нестерпимо громкой, так , что хочется закрыть уши. Пары начинают неумело танцевать вальс, спотыкаться и падать. В зале царит хаос и суматоха. Пытаясь вырваться из общей кучи -малы, путаясь в разорванных юбках и женских прическах, кавалеры сквернословят, награждают друг друга тумаками и оплеухами. Дамы визжат. Музыканты, поддавшись общему сметенью, громко смеются, ломают друг другу о головы смычки, рвут струны.Ударник с безумным видом неистово бьет в литавры. Зала начинает вращаться вокруг своей оси, разбрасывая в стороны гостей. Рояль отлетел к стене и с ужасным треском рассыпался пополам. Кто-то сломал нос, на пол сыпятся зубы и брильянты...
 Внезапно музыка замолкает и комната застывает.Тяжелый черный занавес в конце зала поднимается. Яркий свет, вырвавшийся из- под него, бьет в глаза, ослепляет, не дает понять происходящее на сцене, но все понимают, что "время пришло", и пытаются протиснуться как можно ближе. Звучит другая музыка, тихая, мелодичная, гости начинают раскачиваться в стороны, вторя ее ритму. На сцену со всех сторон начинают сыпяться цветные искры. Это их музыка. Их танец. Гости в восхищении. Где-то в толпе раздаются крики: " Браво". Дамы бросают на сцену цветы и монетки. Джентльмены довольно похмыкивают себе в усы. И вдруг в самый центр всеобщего восторга врывается разочарованный возглас:
-Фу, да это всего навсего пыль!
И толпа тут же подхватывает его и как эхо несет дальше.
- Пыль?
- Пыль!Пыль!
- Пыль!Пыль! Пыль!Пыль
- Фу, сколько пыли, идемте отсюда.
 Гости начинают толкаться, пробираясь к выходу. Вскоре зала уже совсем пуста. Музыка смолкает. Только яркий слепящий свет и обрывки платьев на полу остаются безмолвными свидетелями происходившего...

 Пылинка зажмурилась, но свет по- прежнему не пропадал. Ей пришлось открыть глаза. Какой странный сон! Зала, люди... И никакой это вовсе не слепящий свет, а солнечный лучик, поникший в комнату через пыльную занавеску и разбудивший ее. Она потянулась. Хотелось отряхнуться, сбросить с себя ощущения сна, но было невозможно разделить пространство сна и реальности, таким живым и настоящим он казался. В нем было главное: сцена, танец и музыка. Ее танец , ее музыка, ее зрители, кричащие "браво".
- Вставайте, немедленно просыпайтесь,- закричала она громко, пытаясь разбудить занавесочных пылинок.
- Чего раскричалась с утра?- недовольно заворчали они. - Не было печали! Откуда тебя к нам занесло? Мы здесь уже живем много лет. Наша жизнь спокойна и размеренна, нам не нужны никакие сложности. Если хочешь с нами мира, то будь как мы. Лежи себе спокойно и помалкивай.
- Да, как же вы можете так жить? Ведь вам же должно быть очень скучно? Я же могу подарить вам радость движения, полет, музыку...
- Ах, девочка, ты нас начинаешь утомлять. Молодежь... Вечно она со своими революционными взглядами.
- Эх! Да что с вами разговаривать! Вы просто... пыль!
 С этими словами театральная пылинка отошла в уголок, села и заплакала от обиды. Она плакала совсем негромко, всхлипывая и вытирая слеза кулачком. Так плачут маленькие дети, оставшись без обещенного подарка. В этот момент она казалась себе просто ничтожеством.
- Не плачь,- услышала Леди N за спиной чей-то голос. Кто-то гладил ее по голове. Она подняла глаза и увидела рядом с собой маленькую пылинку, совсем крохотную, ей пришлось даже взобраться на стульчик, чтобы дотянуться.- Мне очень скучно. Я хочу движения и музыки. Я буду с тобой.
- И я.
- И я тоже.
- А можно и мне?
- Конечно,- обрадовалась театральная пылинка и перестала плакать. Всем можно. Мы создадим самый замечательный танцевальный коллектив на свете.
И с этого момента закипела настоящая работа. Пылинки репетировали день и ночь, разучивая различные танцевальные фигуры. Леди N учила их всему , что знала сама, и придумывала новое. Сначала все это напоминало жалкую возню, и было очень далеко от настоящего искусства. Бывали даже такие моменты, когда театральная пылинка готова была отказаться от своей затеи и все бросить, но ее артисты были настолько упорными, что у них вдруг стало получаться: сначала мазурка, потом полонез, вальс, фагстрот, и вот уже все вместе они разучивали танго.
- Тянем носочки. Держим спину. Не ленитесь. Улыбаемся. Plie. Еще Plie. И раз, и два, и три - возбужденно командовала она.
 Уже очень скоро труппа была готова к первому выступлению. Зрителями были приглашены все пылинки комнаты. Подобные события редко случались в их жизни, по этому поводу они достали свои лучшие наряди и даже сделали макияж. В первые ряды посадили самых уважаемых пылинок, которые провели в этой комнате более 100 лет и знавали еще прадедов лентяя. Старики раскачивались на креслах, курили длинные трубки покряхтывали. Далее сидели пылинки помоложе, а на последних рядах резвились дети. Они плевались друг в друга конфетными фантиками и дергали за волосы впередисидящих.
День, казалось, был просто создан для предстоящего концерта.
В окно ярко светило солнце, и все утро дул сильный северный ветер, от чего занавески в комнате, служившие сценой, колыхались, позволяя танцорам летать по всей комнате. Зрелище было завораживающее. В солнечном свете пылинки казались маленькими светлячками, которые вспыхивают искорками в ночном небе.
У зрителей просто дух захватило от восторга и изумления.
 И тут случилось невероятное. Будто поддавшись какой-то удивительной силе, никто не смог остаться в стороне. Танец волновал, манил и звал за собой , и каждый в комнате, даже не осознавая и не желая того, становился его частью. Сначала повскакивали со своих мест малыши.Отбиваясь на ходу от удивленных родителей, пытавшихся остановить их, они выскочили на сцену и принялись прыгать и бить в ладоши. Вскоре к ним присоединились еще несколько рядов, а еще через пару мгновений не осталось ни одной сидящей на месте пылинки: все, от мала до велика, самозабвенно отплясывали вместе с артистами. Комната впервые за много лет наполнилась жизнью.
 Это был настоящий триумф. Такого успеха никто не мог ожидать.Зрители аплодировали стоя, а довольные собой танцоры, смущенно улыбались. Они были счастливы.
Но в самый неподходящий момент, когда на сцену поднялся старейшина рода, чтобы выказать свое почтение Леди N, дверь со скрипом открылась и в комнату вошла толстая женщина. Это была дальняя родственница лентяя, которая приехала к нему из маленького провинциального городка, чтобы навестить своего нерадивого племянничка.Тетка Варя окинула комнату критическим взглядом и запричитала:
- Бездельник! Лоботряс! Ты во что комнату-то превратил?Пыль столбом стоит! Лодырь несчастный. Хоть поднялся б с дивана, да прибрался слегка. Погоди вот,( при этом тетка очень потрудилась выговорить фрикативное [г], брызжа во все стороны слюной) повыкидываю все твое барахло на помойку, чтоб не пылилось, вот тогда будешь знать... А начну я , пожалуй, вот с этой занавески. Ты погляди только, аж вся черная от пыли и грязи.
 С этими словами она резким движением сорвала с окна шторы и выкинула в открытое окно.
Пылинки разлетелись по ветру...

 Вы видите как в солнечном свете кружатся светящиеся искорки?
Не затыкайте сердито нос и не хватайтесь за тряпку и очистительные средства.Это пылинки танцуют свои удивительные танцы. Посмотрите, какие сложные танцевальные па они выделывают своими маленькими ножками...
А все , что им нужно - ваше признание.