Военка

Дмитрий Шишкин
«ВОЕНКА»

«Товарищ курсант,
не надо делать
такое умное лицо.
Ведь вы будущий
советский офицер...»
Офицерская народная мудрость

«ВОЕНКА» - это, кто не понял, на студенческом жаргоне 70-х и 80-х годов 20-го века – обучение на военной кафедре при высшем учебном заведении…

Все имена подлинные, совпадения с какими-либо событиями - не случайны, это только правда, ничего кроме правды, но не вся правда…

Первый курс в Тюменском индустриальном институте («индусе») пролетел быстро. За это время, проживая в общежитии №1 на ул.имени К-кого д.52 в комнате №406 вместе с «дедами», т.е. студентами 4-го курса, конечно же, мы пропитывались определенными сведениями о том, как проходит обучение на военной кафедре.
Захватили мы период, когда они уезжали в «лагеря» на военные сборы и их возвращение оттуда. Как вы уже догадались – проводы и встречи – это что-то с чем-то…
Рассказывали они нам потом – как надо «сдавать» выпускные экзамены по «военке».

Занятия на военной кафедре начались в 1978 г. на 2-м курсе с 4-го семестра. Перед этим, естественно, все были коротко обриты. Кто осмелился явиться на военную кафедру с патлами – были «опозорены», выставлены за дверь, и их ждала та же судьба – стать лысыми…

На одном из первых занятий по изучению автозаправочной техники, которое проходило в боксах за 2-м корпусом института на ул.М-те, в аудиторию заходит маленького роста офицер, опирается двумя руками на кафедру и грозно заявляет: «А зовут меня майор ЗВЕРЮГИН…». Общий испуг… На самом деле оказался доброй души человек…
Майор Зверюгин нам о предмете изучения: «Это же так просто – физика, 7-й класс, 32-я страница…». Мы сначала проверяли, а потом только он начнет : «Это же математика, 8-й класс… Какая страница ?». Мы хором : «Тридцать вторая…». Он: «Правильно, молодцы…».

А вот полковник Копчёный был действительно копчёным. Достаточно было посмотреть на его лицо… Где-то он сильно подпалился в своё время… Преподавал он предмет «Масла и смазки».
Конспекты писали в секретных тетрадях, которые раздавал-собирал «секретчик».

Подполковник Третьяковский так нам преподавал с серьёзной мордой: «Секретное масло «М-500» работает в интервале температур от +500 до -500 градусов Цельсия…». Студент : «Товарищ подполковник, так абсолютный ноль это же минус 273 градуса…». Он «Да ?... Так на то это масло и секретное…».
Или другой случай. Заходит он в аудиторию : «Сегодня группа будет сдавать контрольную работу. Староста группы - раздать листочки».
Наш староста -бывший старшина атомной подлодки- раздаёт листочки.
Проходит 2-3 минуты.
От офицера поступает команда: «Собрать листочки». Собрали. «Препод», делая вид, что внимательно рассматривает собранные материалы, делает вывод: «Группа к занятиям не готова…».
Немая пауза…

Майора Косилина мы называли сказочником. Очень вежливый. Заходит в аудиторию. Дежурный командует : «Товарищи курсанты…!». Косицин : «Да вы сидите, сидите…». Но было бы интересно посмотреть на его реакцию, если бы мы не подскакивали при команде…

Капитан Каталкин тоже был примечательным кадром. Щёголь, всегда наутюженный, начищенный, наодеколоненный… Он вёл у нас строевую подготовку.
Его присказка : «Чем отличается царский офицер от советского? Не знаете… А, ведь, царский офицер с утра до синевы выбрит и слегка пьян, а советский с утра – до синевы пьян и слегка выбрит…». Задумаешься тут…
Как-то раз на плацу идёт он вдоль строя. Остановился посередине и заявляет: «Что-то вас мало-с…». Ему из строя один из умников отвечает : «Да-с , не густо-с». Начался рёгот - ха-ха-ха… (по варианту : «мы как дали в две руки – га-га-га, да гы-гы-гы…). Но советский офицер знает, что сказать салабонам: «Вы много говорите. Это утомляет».
Каталкину сразу дали майора.

Козырные выражения подполковника Сироткина, которые обязательно надо учитывать в любой повседневной жизни :
-«И на «О» бывает, и на «Ё» бывает…».
-«Нельзя сделать тихо то, что делается громко…».

Другие байки с нашей военной кафедры :

Старший лейтенант: «Что должен делать солдат при ядерном взрыве?». Студент начинает мямлить что-то, как по учебнику… Офицер: «Объясняю в последний раз. Солдат должен бежать в противоположную сторону от взрыва, вытянув вперёд автомат, чтобы раскалённый металл не капал на его казённые сапоги…».

Капитан: «Что должен делать солдат при команде «ГАЗЫ!». Студент – опять по учебнику… Офицер: «Объясняю в последний раз. Солдат должен взять белую простыню, обернуться в неё и самостоятельно ползти на ближайшее кладбище…».

Майор, обращаясь к студентам «У советского офицера должна быть ясная и крепкая голова. Демонстрирую…». Берёт большой гвоздь и ударом головы пытается забить его в стену. Гвоздь гнётся. Группа выходит и заглядывает в соседнюю аудиторию. Там полковник приложился головой к этой стене…

Подполковник студентам : «Из какого металла сделана эта деталь танка?». Студент: «Сталь ХГС-3». «Ответ неправильный». Подполковник берёт учебник: «Зачитываю правильный ответ. Деталь сделана из ТАКОЙ ЖЕ МАРКИ СТАЛИ…».

Полковник в ракетной части показывает на ракету, на которую сверху надето ржавое дырявое ведро. Он : «Что это?...» (должно произноситься с интонациями генерала Булдакова из кинофильма «Особенности национальной охоты»). Студент уверенно: «Это носовой стабилизатор». Полковник : «Я вижу, что стабилизатор. Почему не покрашен?».

Капитан Тихомиренко рассказывал, что, когда он учился в военном училище, то их заставляли каждый день осенью подметать листья. Курсантам это быстро надоело. Поэтому они обтрясли все деревья, и один раз подмели… Проблема была решена до следующей осени.

Интересны были наши выезды в «поле». Мы переодевались в зимнюю форму – бушлаты…. Получали автоматы АКМ (7,62 мм). На автобус и на полигон.
Если бы вместо АКМ в руках было другое оружие – винтовки или автомат ППШ (пистолет-пулемёт Шпагина), то можно было подумать, что на дворе 1943-45 г.г.
А в коридорах военной кафедры висели портреты командиров Красной Армии. У многих датами смерти были 1937-39 г.г., т.е. все они были расстреляны в период сталинских репрессий.

В феврале 1979 г. мы узнали из новостей, что началась война между Вьетнамом и Китаем. К выпуску новостей к телевизору в холле общежития №3 на ул.К-ской, где мы жили тогда, набивалось полно народу. Живо обсуждались подробности :
«17 февраля - 18 марта 1979 г. - После нескольких недель непрерывных пограничных стычек 17 февраля 1979 г. 12 китайских дивизий при поддержке сотен самолетов, танков и артиллерии пересекли 1200-километровую границу с Вьетнамом. Понеся тяжелые потери, китайцы продвинулись лишь на 50-80 км вглубь Вьетнама. Через несколько месяцев, вьетнамо-китайский конфликт завершился. Ни одна из сторон не добилась решающих результатов.
Всего за несколько месяцев до китайско-вьетнамского конфликта, Советский Союз подписал Договор о военном сотрудничестве с Вьетнамом. Поэтому во время конфликта Советский Союз привел в полную боевую готовность войска в Сибири и направил военно-морскую эскадру из ракетных крейсеров и эсминцев в Китайское море. США также направили в этот регион несколько авианосцев 7-го Тихоокеанского флота. Обе сверхдержавы привели свои ядерные силы в состояние повышенной боевой готовности, в первую очередь подводные лодки с ядерными МБР. В течение конфликта СССР и США вели активную радиоэлектронную разведку ТВД и присутствующих вблизи ТВД группировок потенциального противника».
В комитет комсомола института студенты подавали заявления об отправке их добровольцами во Вьетнам. За этот «базар отвечаю», т.к. в это время сам был членом бюро ВЛКСМ факультета.

27 декабря 1979 г. – советские войска вошли в Афганистан (там они находились до 15 февраля 1989 г.).
Некоторые из студентов, кого отчисляли из института, «гремели» служить в армию в этой горячей точке.
Уже с 1980 г. в институт начали поступать абитуриенты, прошедшие Афган…

 После окончания 4-го курса мы начинаем собираться в военные лагеря под г.Т.
 В конце мая собрались мы и пошли в парикмахерскую. Сфотографировались до и после.
Загрузились в поезд. И вперёд.
 В каких-то казармах нас переодели в новую военную полевую форму образца 1943 года.
 Вечером мы оказались уже в военном лагере в палаточном городке, который сами и ставили.
 В чистом поле на краю берёзовой рощи был плац, на котором уже несколько лет подряд летом размещался палаточный городок для курсантов военного училища.
Настилы из досок уже были. Натянули палатки – вот тебе и жильё на один месяц.
Сбоку грибок для часового.
 Из уст в уста передавалась история, как бдительный студент, соблюдая все требования караульной службы, пресёк проникновение подозрительной личности на территорию охраняемого объекта, застрелив его … «к чертовой матери»…

 На отдалении столовая из большой армейской палатки. Наряды на кухню.
Из приготовления еды больше всего запомнилось производство пюре или супа из сушеного картофеля. Его надо было с утра замочить в большой алюминиевой кастрюле в холодной воде, где он набухал до обеда. Затем его уже можно было добавлять в суп или делать из него гарнир, который больше напоминал клейстер. А так всё по старому солдатскому принципу: «Утром масло съел – день службы прошёл…».

 Недалёко от нас размещались палатки для «партизан», т.е. для проходивших сборы офицеров запаса.

 Военную присягу мы приняли 14 июня 1981 г.

 Текст военной присяги :
"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыханья быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Советскому правительству.
Я всегда готов по приказу Советского правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик, и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся".
И присягу дают один раз в жизни.

Примечание: текст этой присяги утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 августа 1960 года. После развала СССР в 1992 г. никого из старослужащих не заставляли приносить присягу новому государству, т.е. Российской Федерации. В других бывших республиках СССР всё было гораздо сложнее.

 Принятие присяги происходило на плацу в расположении строевой войсковой части. Мы видели реакцию солдат-первогодков, когда нас 400 человек проходили строем через КПП и по центральной аллее. Глаза по 25-ть копеек, ничего не поймут... То ли фильм снимают про войну, то ли они сами не по форме одеты... А мы гордо шагаем, как бойцы Победного 1945 года. После присяги мы уже более вольными группами, как водится, идём в солдатский клуб, где нам показывают фильм про доблестную Красную Армию.
 В столовой нас ждёт праздничный обед с усиленной солдатской пайкой.

 В ходе боевой подготовки нас выводили «в поле» на ночные маневры. Стреляли ночью из автомата АК-74 – 5.45 мм, в т.ч. трассерами. Пули летят куда попало. Затем уже днём стрельбы из пистолета «Макарова». Нормально.
 Там же впервые испытано какое-то чувство единения, когда едешь в машине, ранее утро, светает, все с оружием, в едином порыве – вперёд к приключениям, может даже и на свою ж..пу.

 Походы на военный аэродром, где взлетают и садятся самолёты «МИГ-29», изучение порядка хранения ГСМ на аэродроме, заправки самолётов…
Побывали на знаменитом танкодроме, где проходили испытания новые танки «Т-80», с газотурбинными двигателями на обрезиненных гусеницах.
По холмам танки аж летали…
 Впечатлений было много.

 На складе ГСМ офицеры нам как-то устроили «спортивный праздник». Это заключалось в том, что надо было перетаскать для начала несколько десятков тонн труб, складировать их в штабеля, а затем заняться самой интеллектуальной игрой… Тогда одна из ходивших между нами шуток была такой : «Шахматы – это самая интеллектуальная игра, но после перетягивания каната…».
Майор Глазунов как-то раз «застукал» нас за другой самой интеллектуальной игрой - в преферанс: «Чем занимаемся?». «Вот «пулю» пишем…». Он заглядывает крайнему в карты и говорит: «Я бы заказал семь пикей…». И уходит.

 Командиром роты у нас был старший лейтенант Сагадзе.
Вот один из его приколов. Объявлялся кросс в 3 км (слава Богу, что не в полной выкладке…). Стоит жара, аж звенит. Мы бежим, тащим тех, кто отстаёт, т.к. норматив засчитывается по последнему добежавшему бойцу. Сагадзе сзади едет на старом «ЗИЛ»е (старая кликуха «Захар»), который похож на американский «Студебеккер» времён 2-й Мировой войны.
На последних 500-ста метрах он лихо обгоняет колонну, обдав её пылью, становится на финише, не торопясь, выходит из кабины, весь начищенный и холёный, с секундомером. Ждёт нашу взмыленную толпу сайгаков и щёлкает кнопкой…, делает вывод: «Рота норматыв нэ сдала…Полчаса на отдых, потом бэгом назад».
Обратно таким же образом, но уже старшина роты, командиры отделений - пинками гонят отстающих. Это даёт необходимый эффект. На последних сотнях метров «сдохших» бойцов несём уже на руках. Подвиг совершён. «Норматыв» сдан.
 
 Старшиной нашей роты был студент, который и в армии на срочной службе когда-то лет 5-ть назад тоже был старшиной. Рожа страшная. Уши и нос поломаны. Он видно вспомнил свою боевую молодость и показывал «чудеса» армейского юмора :
-«Чай холодный» ( это установка личному составу в столовой, что бы рота успела поесть за 10 минут),
-«Комаров нет» (это установка личному составу на плацу, чтобы рота не чесалась, не махала руками и не ёрзала в строю).
 Утреннее построение. Старшина проходит вдоль строя, принюхивается, вглядываясь в лица (понятно для чего),попутно проверяя, как бойцы соблюдают форму одежды: "Почему ремень на яйцах, жмут что ли? Или пузо отъел?". Начищены ли сапоги: "Что язык грязный? Вылизать не смог?". Подшиты ли чистые подворотнички на наших гимнастёрках. Отец родной. Старшина:"Ну и шея...!" Студент:"Да я борец...". "Да по мне хоть боксёр! Шею мыть надо!". Мы специально, по рекомендациям "дедов", ещё в N-ске купили по белой простыни на каждого. Кто не догадался - ходил по палаткам, выпрашивал кусок белой материи.
 В первые же дни командиру нашего отделения старшина "вставил пистон". Дело было так. Старшина, как всегда утром идёт вдоль строя. Доходит до нашего "комода" (командира отделения) и старшину охватывает столбняк. Смотрит на "комода", спрашивает : "Почему нарушаем?". Ответ: "Никак нет". "Что никак нет!? ГДЕ ТВОЯ ЛЫЧКА!?". Молчание. "Бегом в палатку. Пришить и доложить!".
 Тут надо пояснить. Наш "комод" тоже отслужил срочную. За что ему было присвоено гордое звание "ефрейтор", повесив на погоны, как говорили срочники, "по сопле", т.е. по одной лычке, что в войсках солдаты не любили. Но приказ старшины - закон, "комод" ходил целый месяц "сопливым". Кстати, нам эти "прибамбасы" были "по барабану". "Комод" был нормальным пацаном.
 
 Я старался много фотографировать, как на черно-белую, так и на цветную «слайдовую» плёнку. Мне больше всего сейчас нравятся кадры, на которых видно схожесть с теми военными годами – гимнастёрки, старое вооружение и т.д. Например, самоходная установка СУ-85, которая была создана на базе танка Т-34 и выпускалась в войну с 1943 года.
 Любили мы фотографироваться в костюме ОЗК (общевойсковой защитный костюм)и противогазе. Правда, было достаточно сфотографировать одного человека и раздать фотографии всем. Всё равно не понять - кто внутри этого костюма...
Но мы же находились на режимном объекте. Какой-то из местных офицеров, увидев, что я снимаю на территории склада, начал качать права и пытаться изъять у меня плёнки… За меня вступился подполковник Стебов. Исторические кадры были «защищены» от посягательства. Благодаря этому сегодня есть возможность увидеть то, как это было 25-ть лет тому назад.

К приезду в часть генералов с проверкой мы драили свою территорию, подшивались, брились, мылись… Готовились к конкурсу ротной песни. У нас таковой была - «Этот День Победы порохом пропах…»… Мы её ударно, поднимая кирзачами пыль, спели. Но генералов увидели лишь на очень большом отдалении, как и они нас…

 Итак, кирзачи почищены, подворотнички отпороты, форма снята, сложена и сдана на склад.
 Поезд. На станциях из вагонов выскакивают сотни молодых, до черна загоревших, коротко стриженных молодых пацанов, и устремляются к бабулькам, которые торгуют варёной картошечкой,пирожками, капусточкой и прочей домашней снедью. На их вопрос: "Вы откуда, сынки?", эти орлы, не задумываясь, отвечают: "Из лагерей, мамань...". На пристанционных площадях тут же распространяется привычная российская жалость. "Берите, сынки, берите, изголодались, наверное...". Не о тех лагерях народ у нас думает, не о пионерских, а о совершенно других...

После возвращения в N-ск 10 июля 1981 г. была сдача экзаменов по «военке».
Экзамены мы сдавали честно, как нас учили «деды» в далёком 1977 году. Двоек ни у кого не было.

 Приказом Министерства обороны СССР за №ХХХ от 12.05.1982 г. нам были присвоены звания лейтенантов. Звёзды были, как и положено, обмыты…

 Служим Советскому Союзу ! Присягу то никто не отменял….


Декабрь 2006 г.