Асисяй, ну, Асисяй!

Александр Чистович
       Ищите, читатель, здравый смысл в творчестве автора, рассказ которого приведен ниже? Мы Вас умоляем: не тратьте свое внесемейное время. Вполне возможно, что давно покинутое нашего современника чувство реальности, избавит Вас от напряженных усилий по интерпретации этого текста, который и без того усугубляет заштампованную депрессию действующих субъектов во время так называемого Лицедейства.
    Со времен раннего средневековья было установлено, что стимул, дающий свободу творчества – понятие детерминированное, которое выражается в физике через примат статики, а в политике  – через рабство, ибо  нельзя пользоваться свободой, обретенной личностью без всякого на то преодоления, взятой взаймы или  полученной по инерции. Исключительно по этой причине у пытливого читателя все-таки возникает тревожное ощущение от прочитанного: а не туфта ли это? И если Вас не шваркнет Всевышний за подобные догадки по головёнке мешалкой, тогда  вперед, на мины!

   Помню, конечно, прекрасно помню крохотный зал во Дворце Молодежи, когда после концерта на большой сцене Вячеслав Полунин избранных затащил на сцену маленькую. Звякал и шебуршал реквизит; сверху что-то медленно перекатывалось вниз; патефон на груде декораций заставлял звучать минорную мелодию, ниспадавшую волнообазно и ступенеобразующе, кто-то в роли электрика создавал искусственную тьму, выплывали лицедействующие, показывая всем видом своим нечто из жизни клоунов. В голове кто-то уж больно умный наигрывал:
Освещая чердак лунной четвертью,
Пауков не оставив забытыми,
Ночь внесла на подносе, поверите?
Чертененка с хвостом и копытами...
«Улыбка. Робкое хихиканье. Снисходительный и простосердечный смех. Веселый, необузданный хохот, переходящий а животный рев... «Асисяй, ну асисяй!..» Положительные эмоции - это тот исцеляющий бальзам, который так ненасытно впитывает в себя душа нашего урбанизованного жителя. Как вполне серьезно утверждает современная наука, смех - самое эффективное средство, компенсирующее стрессы, в тисках которых мы ежедневно пребываем дома, а транспорте, магазине, на работе, в гостях, на стадионе и даже в интимной жизни, ибо в соответствии с ироничным замечанием С. Селье стресс - это «приправа жизни».
Уже в который раз стоял я в переполненном зале и наблюдал за чудодейственными манипуляциями своих давнишних приятелей - Славы Полунина и Коли Терентьева. С ними вместе в далеком 1968 году, когда я закончил технический ВУЗ, начинал занятия в студии пантомимы, но через два года бросил, придя, к мысли, что лучше быть неважным инженером, чем посредственным актером. Но дружба моя с коллективом студии сохранилась до сих пор.
История создания студии-театра пантомимы «Лицедеи» такова. В 1967 году Слава Полунин поступает в самодеятельную студию при Дворце культуры. В 1968 г. туда приходят Коля Терентьев, Саша Скворцов и Саша Макеев. Сегодня все они профессиональные актеры, передающие свой опыт и мастерство молодым любителям этого жанра. В то время в студии насчитывалось около 20 человек, как правило, спортсменов, либо людей, имеющих навыки хореографии. Занятия проходили 4 раза а неделю по 2 - 3 часа, включали в себя общую физическую подготовку, бег, прыжки, гимнастические упражнения, элементы хореографии и пантомимы. А в оставшееся время каждый по очереди показывал придуманные им самим этюды. Затем коллективно студийцы решали, как в дальнейшем поступать с этюдом. В случае успеха этюд совершенствовался, превращаясь в концертный номер, а иногда в некоторую базовую конструкцию для будущего спектакля. Взаимоотношения и развитие личности студийцев основывались на принципах демократии и взаимоуважения, пронизанных первозданным человеколюбием. Интересно, что никто из студийцев не употреблял алкоголя, даже успешное выступление на большой сцене заканчивалось ритуалом чаепития, ставшего в настоящее время традиционным. Тот, кого данная установка не устраивала, как-то не приживался, уходил из студии.
В 1970 году коллектив выступил с концертной программой, состоящей из «21 новеллы о смешном и серьезном». Аншлаг был полный, а с ним пришла и первая удача. На этом первом концерте я заснял любительский кинофильм, который по прошествии 14 лет подарил Полунину. Через год студия выступила со своим первым спектаклем "Новый Пигмалион", состоявшим из отдельных пантомим «Коррида», «Концерт в четыре руки», «В музее», «В кино» (последняя осталась в репертуаре студии до сих пор) и других. Популярность росла, Число концертов достигло 150 в год. В студию приходили за этот период до 100—200 человек, оставались, однако, не более двух, что являлось следствием возрастающего требования к профессионализму.
Коля Терентьев оказался первой «пташкой», ставшей в 1975 году профессиональным актером, благодаря своей миниатюре «Оперный певец». Этот номер и сейчас входит в программу его выступлений. Тогда же он начал выступать в городском ансамбле в качестве мима и танцора. В известной зонг-опере . «Орфей и Эвридика» он исполнил несколько ролей.
Надо отметить, что Коля, обладая прекрасным тенором и, будучи ценителем классической оперы, заставил пантомиму в образе оперного певца впервые «запеть», да так, что, как рассказывали, на одном из его выступлений, сидящая возле сцены Алла Пугачева выражала свой восторг настолько бурно, что у соседа справа - композитора Андрея Петрова - слетели очки!
Вячеслав Полунин, закончив в 1978 году режиссерский факультет, начал формировать труппу пантомимы, которая получила через год официальное название «Лицедеи» в честь удачно созданного одноименного спектакля. В нем участвовали В. Полунин, Н. Терентьев, А. Скворцов, Г. Полунина, Ф. Агаджанян, В 1984 году труппа получила свою площадку (сцену) и стала называться театром-студией.
В настоящее время в коллективе 21 человек. Среди них 11 актеров, администратор, осветители, радист, заведующий реквизитом и рабочие сцены.
Терпеливый читатель ждет, когда последует разъяснение заголовка. Все очень просто. Студийцы всякому новичку присваивали прозвища, ну как в любом ребяческом коллективе. Однажды Терентьев, который по утрам бегал кросс, пришел в студию в спортивной майке с трехзначным номером. И моментально за ним закрепилось прозвище «Майка». И уже значительно позже сам себя он начал величать не иначе, как «Май Михалыч», чтобы было звучно. А 31 марта 1985 г., в день своего сорокалетия, Коля, надев майку с этим номерком и взяв меня попутчиком, отметил свой юбилей 40-километровым пробегом. Вот так-то!
И, наконец, несколько слов о сценических особенностях: «Лицедеев». Характерной чертой труппы являются комические импровизации с использованием характерных клоунских средств, как-то: жестов, мимики, речевых символов. Основной стилизованный язык жестов заимствован из школы Марселя Марсо, который неоднократно, посещая нашу страну, давал для студии открытые уроки. Однако после гастролей итальянского «Пикколо Театро де Милано» в 1975 г. в студии произошел некоторый поворот: к полунинской пантомиме вернулась естественность, целомудренная искренность и народность в отличие от бурлеска поэтичности и абстрактного философствования школы Марсо. Появилось тяготение к виртуозной технике. При своем стремлении к раскрытию комического пантомима прямо-таки покатила по рельсам клоунады и, главное, она заговорила! Бесспорно, новаторами клоунской речи были и остаются Чарльз Чаплин и Луи де Фюнес, однако общеизвестные выразительные речевые приемы, используемые в мультфильмах, также оказали влияние на формирование выразительных средств труппы. Действительно, клоунская речь подобна содружеству испорченного телефона и сломанной .пишущей машинки. Причем, замечу, что общаться на таком тарабарском языке ничуть не проще, чем извлекать корень кубический из генеалогического дерева.
И вот в середине 70-х годов с появлением на сцене номера «Сказка» пантомима «Лицедеев» заговорила, а чуть позже, те же элементы преобразованного речевого языка вошли в спектакль «Фантазеры». Наконец, с появле¬нием и триумфальным шествием по сценам страны музыкальной эксцентрической клоунады Роберта Городецкого «Голубые канарейки» пантомима обрела "певческий голос". (Исполнители: Р. Городецкий, Н. Терентьев, Л. Лейкин или В. Кефт). Роберт Городецкий по случаю жаловался мне:
- Выхожу по выходным дому, а ребятишки вслед горланят: «Вон идет Асисяй!», а которые поменьше, так только "Ая-яй, ая-яй!»
За концертно-эстрадную программу «Асисяй-ревю» и, естественно, за исполнение номера «Телефоны» В. Полунин году был удостоен звания лауреата Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Вскоре вышли на сцену спектакли "Чурдаки", «Картинки с выставки», «Петрушка», «Жизнь насекомых». Однажды, после очередного спектакля Слава Полунин долго пытал меня, что есть хорошего в программе, что мне не нравится, что нужно переделать.
И уже когда в моем лексиконе не осталось ни одного неиспользованного слова, он коротко произнес: «Зря, ты, Саша, ушел от нас. Было бы кому защищать от врагов!»
О творческой удаче можно судить не только по наполненным концертным залам, но также и по участию труппы в съемках фильмов, таких как «Небывальщина», «Лицедеи», «Четыре клоуна», «Цветы и песни Сан-Ремо», «Весь этот карнавал, включая нас с тобой».
Чем объясняется успех студии «Лицедеи»? На мой взгляд, той честностью, той, неукротимой энергией, чуткостью и требовательностью к себе и своим близким, которой наделены все члены труппы - от Полунина и Терентьева до рабочих сцены, а также их стремлением видеть в окружающем мире прекрасное, глядя на непрестанную борьбу правого и левого, добра и зла. Ведь победителем всегда выходит самое совершенное и гармоничное, ибо истина - ценнее, а красота -дороже!..»