Давление идеалов или простая житейская мудрость

Ольга Заозерская
Есть на свете ценности, называемые вечными или - общечеловеческими, такие как дружба, любовь, свобода, семья... Продолжать список можно долго.

В сознании человека закреплены сложившиеся в течение веков идеалы, связанные с данными понятиями, например: преданность, верность, независимость и сплочённость. Но в силу обстановки, в которой протекает жизнь индивидуума, его характера, воспитания, мировоззрения, система ценностей может иметь различия с признанным (книжным) стандартом. Подобные несовпадения вполне естественны. Другое дело, что при деформации личности в результате воздействия внешних факторов и наличия собственных противоречий в психологии человека, его система ценностей может быть сильно искажена, а идеалы изуродованы и обращены против его собственного развития. Резкий перелом в мировоззрении зачастую характеризуется подавленным состоянием и проявляется «нездоровым» цинизмом в отношении ко всему. Подобные взгляды не подразумевают обычно более реалистичный взгляд на мир - соразмерную оценку значимости идеалов, а возникновение антиидеалов, то есть обратное следование ранее существовавшим принципам. Хорошо озвучивает подобную ситуацию цитата: «Тот, кто испытывает сильную любовь, ничтожен и должен страдать». В этом случае антиидеализм также является идеологией.

Наличие идеалов, бесспорно, оказывает некоторый положительный эффект - они пробуждают в нас стремление к совершенствованию и стимулируют личностный рост. Но, тем не менее, далеко не всегда оказывают благотворное воздействие. Нередко, чрезмерное их возвышение и фанатичное следование установленным принципам могут сильно осложнить отношения между людьми, а также между личностью и средой в целом. Итогом может быть разрыв связей с близкими, конфликт между человеком и обществом. Внутренний конфликт может вызвать резкий перелом в характерах, как идеалиста, так и того, кто находится под его влиянием. Именно из-за давления идеологии, которую обычно так и не удаётся полностью навязать, проявляется антиидеализм - опасное явление, в некоторых случаях приводящее к деградации личности.

Не стоит думать, что подобные идеализм и принципиальность присущи только молодёжи. Зрелые и, в особенности, пожилые люди подвержены этим стремлениям не меньше. Кроме того, на основании более богатого жизненного опыта, и используя заслуженный в обществе авторитет, они могут предлагать столь же утопичные теории, игнорируя все возможные альтернативы.

Попробуем разобрать сущность проблемы и возможные варианты её решения. Безусловно, все мы оказываем некоторое влияние на людей, с которыми контактируем. Так же влияние оказывает и наше окружение на нас. Но порой влияние превышает норму, и превращается в давление. Непосредственное давление устоявшимися идеалами возможно в любой сфере нашей жизни - и в личной и в деловой. Чтобы полностью объяснить подобный механизм, я приведу примеры межличностных отношений, проблемой которых становится расхождение взглядов на то, какими эти отношения должны быть.

Пример первый - в семье. Один их родителей не удовлетворён внутрисемейными отношениями, из-за их несоответствия его идеалам. И он начинает оказывать давление на детей и супруга, представляя им картину сплочённой и счастливой совместной жизни, подтверждая свою позицию личным к тому стремлением. В этом случае родственники могут проигнорировать его инициативу, или попытаться её подхватить. Но при определенном уровне утопичности идей, они не смогут соответствовать взглядам идеалиста. Начинаются упрёки, скандалы, следствием которых может стать развод и пропасть в отношениях с детьми.

Пример второй - в дружеских отношениях. Человек не хочет понять, почему его друг не может пожертвовать своими насущными делами и уделить ему время. В его понимании дружба - это самое важное, а друг - человек «за которого умереть не жалко», что сам он не раз уже подтвердил. У товарища подобная позиция так же вызывает недоумение, ведь он не совершает ничего предосудительного. Получается, что друг оказывает давление, требуя ради него отказаться от своих дел, увлечений, и т.д. Он сообщает приятелю, что никто никому ничего не должен, и в свою очередь начинает навязывать ему культ свободы. В данной ситуации встречаются две противоречащих ценности. Заметьте, противоречие возникает из-за разного восприятия людьми понятий дружбы и свободы.

И последний пример - в отношениях с любимым человеком. Любящий ждёт от партнёра честности и постоянства, что может быть вполне справедливо. Но партнёр, опять же, навязывает культ свободных отношений. Причём, возможно, хочет не столько соблюдения их, сколько их признания. Здесь оба могут перегнуть палку: один любыми способами пытается доказать свою свободу и независимость, другой требует практически преклонения, ведь он отдаётся любви полностью, почему же партнёр этого не ценит. Притом то, что партнёр этого не ценит, может быть его ошибочным субъективным мнением. Если такое поведение продолжается с обеих сторон, то отношения обречены.

Во всех вышеперечисленных случаях, как идеалиста, так и отрицающего идеалы ждут серьёзные психологические проблемы.

Идеалиста часто ждет разочарование и следствие - не только непонимание его партнёром, но и партнёра им. Он может сделать один из выводов: или «человек не тот», или «идеалы не те», или «общество в принципе не то». В первом случае происходит либо разрыв отношений, либо с грехом пополам дальнейшие попытки «спасти утопающего». В случае признания ошибочности идеалов - следует отказ от них. Не исключён и вариант - когда человек начинает видеть проблему в обществе, неспособном принять его возвышенную натуру, тогда он либо замыкается в себе, либо начинает борьбу за них с непонимающей средой. Возможны и другие, например, комбинированные варианты, но обычно за этим следует уход в себя, внешние и внутренние конфликты, боязнь людей - ксенофобия, жалость к самому себе, покинутому и непонятому, чувство одиночества, обречённости и глубокого душевного
страдания - вот чем может обернуться крах идеалов. В момент этого кризиса происходит искажение системы ценностей, возникновение антиидеалов. Причём, чем выше человек превозносил свои ценности, тем больше пространства для развития антиидеализма, тем болезненней этот переход, и тем сложнее в итоге начать реально глядеть на мир. При возникновении антиидеалов может появиться иллюзия некоторой свободы, но чувство это обманчиво. О какой свободе может идти речь, если человек в силу обстоятельств, психологически подавлен и вынужден поступать обратно своим прежним принципам? Постепенно антиидеалы способны стать полностью аналогичными идеалам, и человеку требуется некоторое очередное потрясение, чтобы от них отказаться.

В этом случае давление старыми идеалами со стороны другого человека – не выход. Это может повлечь за собой лишь новую волну антиидеализма. Интересно то, что подвергнувшийся давлению совсем не обязательно эгоист и негодяй, и даже не обязательно непонимающий чужих высоких стремлений. Напротив, он может чувствовать, что даёт надежду, которую не в силах оправдать. Особенно если касается каких-либо вечных ценностей, он оказывается перед обществом в лице мелкого и пустого человека, и что ещё хуже перед самим собой. Его гложет чувство вины, собственной несостоятельности, низменности. Дальнейшее давление может вызвать абсолютно обратную реакцию - когда чувство вины станет не под силу, следует бегство от него. Этим бегством обычно является признание в своей эгоистичности, жесткости и безнравственности: «Такой уродился, и что с того?» Подобный подход избавляет и от самобичевания и от какой-либо ответственности за свои поступки. Затем и следует полный отказ от каких-либо ценностей, создаётся агрессивный, подсознательно ущербный тип личности.

Конечно, не стоит опускать такие аспекты, как возраст - человек помоложе скорее примет за норму поведение старшего, а старший, в свою очередь, скорее продолжит попытки исправления. Но, думаю, решение проблемы скорее лежит через её понимание, нежели через насильственное вмешательство в чужое мировоззрение.
Проблема эта в наши дни как никогда актуальна и имеет практически цепной характер. Например, в том случае, когда разочарованный в своих прежних идеалах и ценностях человек разочаровывает другого. Тогда на него сначала обрушиваются проблемы идеалиста, а потом и чувство вины перед тем, чьи надежды он не может оправдать. Такая ситуация способна довести до суицида.

Проблема состоит в непонимании другого человека, в неприятии реальности. Нужно осознавать, что истина многогранна, что каждый взглянет на неё по-своему, относительно занятой в жизни позиции, и дополнит её собой.

Каждый имеет право на своё мировоззрение и системы ценностей: для кого-то важней всего дело, для кого-то - чувство, кому-то просто необходим глоток свободы или становление себя как личности. Я считаю, что не стоит отказываться от своих идеалов, но и не следует третировать ими других людей. Если человек вам дорога примите его таким, какой он есть. Не нужно разрывать отношения, если он несколько не подходит под ваши идеалы. Конечно, если его убеждения не совсем противоречат вашим. В этом случае необходимо всё тщательно взвесить - ваши чувства, его чувства, ваши отношения. Главное, чтобы он несознательно пользовался вашим вниманием и самоотверженностью. Что касается подвергшихся давлению идеалов - не следует резко осуждать ни идеалиста, ни себя. Может быть вы, и найдёте в себе что-то требующее изменений, но в целом - не стоит отказываться от своих ценностей. Вам так же нужно всё взвесить и попробовать найти компромисс и установить некоторую гармонию в отношениях. Здесь скорее поможет откровенный разговор, чем дальнейшее давление с обеих сторон. Так же важно убедиться, не специально ли осуществляется давление идеалами, изрядно похожее на шантаж. Подумайте, возможно, не так уж вас идеализируют, как вам кажется.

Ну вот, мы и подходим к концу. Можно сказать напоследок, что вечные ценности подразумевают такие же вечные проблемы. Но, конечно же, проблемы не в ценностях, а в наших их трактовках. Хочется верить, что этот очерк поможет перешагнуть через барьер непонимания некоторым его читателям и его автору.