Малыш и ты

Екатерина Чемакина
 Санкт-Петербургский музей игрушки.

 За зеленью Ботанического сада, пройдя по Каменоостровскому проспекту, повернув к набережной речки Карповки, я заинтересовалась хаотичным движением игрушечных геометрических фигур в огромных окнах старого дома. Детство, праздник, игра… Он! Хрустальный сказочный дворец, предмет детских мечтаний, место, где по непонятным причинам смущаются взрослые…
 Если бы пришлось нахваливать туристам наш городской миниатюрный музей игрушки, я бы вряд ли упомянула людные, шумные места, ухоженные аллеи, освещенные парадные. Но, может, уникальность атмосферы и есть в этом необузданном озорстве и странно диком уюте?! Никогда не узнаешь, какая конфета на вкус, лишь рассмотрев обертку. И я, завороженная сверкающими орнаментами за стеклом, вошла внутрь музея.
 Приходилось ли вам хоть раз пережить ощущение абсолютного домашнего расслабления, находясь в культурном общественном месте?! Тем, кто был в тридцать втором доме на набережной реки Карповки можно позавидовать. Вас встретят с искренне доверчивой улыбкой пожилые незнакомые люди, приветствуя. Они не станут выгонять вас из музея за час до закрытия, т.к. последняя экскурсия началась пять минут назад, а самостоятельно вы ничего не поймете, и мало ли вы хулиганы и грабители. Одна из женщин возьмет вас за руку, проведет по залам, рассказывая, что известно ей, стараясь заинтересовать. Здесь не проверяют билеты,- здесь их и не дают,- издалека слышно о ваших порядочных намерениях. Мы, люди ХХI столетия, прилично наряжаемся перед походом в музей, заручившись будничным терпением, искусственно бодрым настроением. Кого мы пытаемся удивить, что хотим увидеть в галереях? Костюмы, похожие на ваши, из которых видны измученные, понурые лица. К счастью, Музей игрушки не отождествляет сложившегося представления о добровольно-принудительных экскурсиях по живописным местам. Свобода действий и эмоций - единственный ваш сопровождающий.
 Игрушка – это яркое и самобытное явление национальной культуры. Фабричная игрушка по внешнему виду значительно отличается от крестьянской и ремесленной. Ремесленная игрушка не копирует тот или иной персонаж, зоологический прототип или предмет мира взрослых. Игрушка овеяна поэтическим чувством, пронизана живой фантазией. Она идет по пути сказочно-фантастического решения образа. Именно народной, или так называемой ремесленной игрушке посвящен первый зал небольшого музея. Игрушки создавались руками мастеров, любителей и даже детей. Удивительно, как ново выглядят фигурки из глины, дерева, лозы, бересты, соломы, льняной пряжи, цветного лоскута, кожи, кости… Особенно поражают изделия из любимого нами кисломолочного продукта - сыра. В прошлом они служили забавой крестьянским детям, счастьем их родителям. Для нас же – это соблазнительное лакомство, рождение гордости за гениальность золотых русских рук. Зал народной игрушки привлечет истинно широкие души, открытые умы – тут начинается душевное настроение, прилив сил, хотя дети уходят отсюда спустя минуту. Может, это мы очерствели к фабричным плюшевым мишкам?
 С уверенностью скажу: стремящимся к познаниям мира всех русских поколений следует поспешить в соседний зал – зал индустриальной игрушки. Через фабричную игрушку отражены особенности культуры конкретного времени. А эта постоянная экспозиция охватывает столетний период, с 60-х годов ХIХ века до начала 70-х годов ХХ века и представляет игрушки, выпускавшиеся в России, Германии, Франции, Англии, Италии, Испании и США. Заметно преобладание экспонатов из Германии, что обусловлено лидирующим положением немецкой игрушечной промышленности. Экспонат, способный заинтересовать все поколения – это огромный кукольный дом. Известно, что кукольные дома были популярны во всем мире издавна, копируя известные дворцовые интерьеры, они украшали богатые дома. Сегодня кукольные квартиры и усадьбы мы покупаем своим младшим сестрам и детям. Жаль, что это только напыщенно усовершенствованное подобие настоящего искусства. Но мы не скажем об этом своим детям!
 Из-за понятной неопытности я не могу судить о принципиальном качестве выставленных произведений, но об оригинальности их внешнего вида и способа создания трудно спорить. Однозначно оправданное творчество.
 Санкт-Петербургский музей игрушки охватывает четыре огромные комнаты. Каждый сезон в двух из них меняются выставки. Темы самые милые и смешные. В преддверии новогодних праздников, я изумилась идее Рождественской выставки «Белое на белом». Совсем молодые люди радуют креативностью мышления, необычным взглядом на мир, на праздник. Хорошо, что мы, замороженные проблемами, можем оттаять хоть по-игрушечному среди игрушек, пусть это не по-настоящему, но среди настоящего, живого, волшебного.
 Четвертый зал оказался самым необычным: не каждый проникнется пониманием и симпатией к экспонатам современных деятелей искусства. Вероятно, сколько творцов столько и критиков. Данный проект - женский во всей своей первозданной грубости. Предметы, использованные в проекте, из профанного женского обихода. О них и говорят только на кухне. Все вещи старые, доперестроечные, времен советского быта. Но невозможно пройти, например, мимо столовой терки, замысловато украшенной стразами, кнопками; вы остановитесь и напротив половника в бусинах и мулине. Непременно зарядитесь необычностью замыслов и унесёте что-нибудь с собой – пообедать…
 Музей игрушки не закрывается в точно положенный час – а разве друзья расстаются с гостями по графику? За спиной последнего посетителя гаснет свет. Спят усталые игрушки…, даже сказка спать ложится… Наш музей игрушки – это не только детская колыбельная, это и наша, взрослая песня.
 В прежние времена игрушки были участниками языческих ритуалов и праздничных обрядов, предметом культового поклонения. По былым представлениям изображения людей и животных могли способствовать хорошему урожаю или удачной охоте, оградить от неприятностей, принести счастье… Современная игрушка во всех смыслах ушла от древнего прототипа, но и наши сознания далеки от языческих. Хотя мы также одухотворяем создания, восседающие на книжных полках и девичьих диванах, разговариваем с братьями меньшими, порой плачем в плюшевую мягкую поверхность. А перед сном усаживаем огромных зайцев у подушек. Мы доверяем игрушкам охранять наш сон, но незаметно для себя любим их на столько, что готовы стеречь их сами даже по ночам.
 В каждой второй квартире хранятся экспонаты домашнего игрушечного музея. Будь это застенчивая барышня, собирающая комплементы от поклонников, романтический юноша, артист или ребенок-каждая коллекция неподражаема. Именно в наших домах кусок ваты или глины приобретает неотразимый облик и значимость. Давайте учиться у игрушек быть добрыми и улыбающимися даже на холодном подоконнике, позволять манипулировать другим своим состоянием хоть иногда. Давайте подражать лучшему, смотреть на замечательное! Мы встретимся с вами там, в музее игрушек, в Петербурге, мы побудем детьми …там, а потом посетуем на быстротечную взрослую жизнь.