Ученик Meйерхольда

Михаил Ганкин
Лучшие годы своей жизни я прожил во времена, которые теперь называют "застоем".
Демобилизовавшись из Военно-морского флота, я пришёл на Белорусское телевидение на должность помощника режиссёра.
 Это была собачья работа с мизерным окладом, но с перспективой роста, при условии, что я должен поступить и конечно же закончить творческий ВУЗ по профессии режиссёра.
 Но пока перспектива стать режиссёром была на горизонте, я работал помощником режиссёра у "уникального человека", единственного в Республике ученика Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Правда, за время учёбы в студии театра Мейерхольда, Юрий Михайлович Суриков,
(так звали этого человека) почти не встречался с Всеволодом Эмильевичем, но это не самое главное. А главное, у него был Диплом об окончании студии  подписанный самим Всеволодом Мейерхольдом.
 Особенно Юрий Михайлович был большой мастак по части небылиц, которые с ним в жизни якобы происходили.
Так с Есениным он был лично знаком,с Маяковским здоровался за руку, у Горького обедал, а самое главное,Суриков сам верил в своё враньё и так умел "запудрить" мозги, что многие принимали его трёп за чистую монету.

Моё знакомство с Юрием Михайловичем началось с участия в съёмках  короткометражного фильма по пьесе классика белорусской литературы -  Янки Купалы "ПРИМАКИ".
С этого времени я стал замечать, что Суриков - прирождённый юморист.
И ничего, что его юмор произволен, немножко глуповат, но это был жизненный и непосредственный каламбур, а главное, что сам того не понимая, Юрий Михайлович, как современный Черномырдин, сыпал своими перлами направо и на лево.
 И пока я работал у него помощником режиссёра, я не выпускал из рук блокнота, записывая все его"изречения".

 Во время съёмок телеспектакля по пьесе Леопольда Родзевича "Збянтэжаны Саука"(Растерянный Савка) он предложил мне работу директора фильма, кто не знает, это помощник режиссёра, только с громким названием.
Фильм снимался с участием животных и птиц.

 ЦИТИРУЮ ЮРИЯ МИХАЙЛОВИЧА ДОСЛОВНО:
 
СУРИКОВ - оператору:- Главное Андрюша, снимай так, чтобы курица не думала, что мы её снимаем.

СУРИКОВ -директору:- Миша вы договорились со свиньёй?
МИША - Я заходил к хозяину два раза, но его нет дома.
СУРИКОВ -Я же вам говорил, что со свиньёй нужно было договориться вчера вечером. Я же вам говорил, что у неё сегодня главная роль, или вы забыли?

СУРИКОВ -директору:- Миша, успокойте собаку, неужели я должен выполнять ваши обязанности, вы за это деньги получаете...
Да, и не забудьте купить три килограмма сала, но так, чтобы после съёмок вернуть его назад, потом оно нам не нужно...
И вообще, куда ушли гуси?
Почему вы за ними не следите, они могут сорвать съёмку!

 В фильме была такая сцена, где главный герой поспорив со своей женой,
кто в семье больше работает,решил поменяться с ней обязанностями - сам занялся домашней работой, а жену отправил пахать в поле.
Вот здесь с главным героем начинаются все злоключения.
Нечаянно спугнув курицу, которая высиживала в бочке яйца и пытаясь безрезультатно её поймать,наш герой решил сам, вместо курицы сесть на яйца, чтобы они не остыли.
И получилось так, что исполнитель роли Савки -Народный артист СССР Павел Молчанов - нечаянно сел по-настоящему и раздавил своей задницей два десятка яиц.
Вот здесь и произошёл диалог между режиссёром и директором:

СУРИКОВ - Миша у вас есть запасные яйца?
МИША - (  шутя ) Нет... в единственном экземпляре... как и у Вас.
СУРИКОВ - (не поняв юмора) Как вы не понимаете, мы с этими яйцами вылетим в трубу. На ужин будем есть сало, которое вы не вернули назад, и закусывать яйцами со скорлупой...
 
Наше творческое содружество с Юрием Михайловичем продолжилось на короткометражном фильме по рассказу Народного писателя Беларуси Михася Лынькова - "Дед Евсей и Палашка",где я продолжал работать директором фильма.

Закончилась репетиция.
АКТЁРЫ - Юрий Михайлович, мы свободны?
СУРИКОВ - Да, свободны...(через две секунды) Секундочку, секундочку. Раз вы свободны,то давайте начнём всё сначала.

В РЕЖИССЁРСКОЙ:
***************
 СУРИКОВ, обращаясь к Главному режиссёру Карпилову:
- Представляешь Виктор, мой пёс Митька чувствует когда актёры врут.
Только они начинают халтурить, он сразу лает!
КАРПИЛОВ- Плохо Юра, что это чувствует Митька, а не ты.

НА СЪЁМОЧНОЙ ПЛОЩАДКЕ:
**********************
Народная артистка СССР Галина Макарова:
 - Юрий Михайлович,Вы же спите на площадке!
СУРИКОВ - А, нет я не сплю... я думаю!!!
МАКАРОВА - Вы же режиссёр, скажите, правильно я играю или нет, подскажите, поправьте.
СУРИКОВ - Галочка, всё хорошо. Импровизируйте, играйте. Всё хорошо.
Я не хочу Вам мешать.

НА ОЗВУЧИВАНИИ:
***************

ПЕРЕВОДЧИК БУКАЕВ -Юрий Михайлович, но ведь здесь на экране немцы молчат.
Куда здесь ляжет текст?
СУРИКОВ - Да, они молчат, но они говорят.

НА МОНТАЖЕ: (обращаясь к кинооператору)
************
СУРИКОВ - Юра, мы потеряли одно кольцо.(при озвучивании фильм режется на кольца)
ЮРА -Я думаю, мы без него можем обойтись, ведь там только снят марширующий мальчик.
СУРИКОВ -Ни в коем случае, это кольцо юмористического пошиба!

НА ДОСУГЕ: (обращаясь к главному режиссёру)
***********
СУРИКОВ -Представляешь, Виктор, иду я мимо домов по Калиновского, тихо, всё нормально и вдруг из всех окон "ГА-А-А", такой шум, что я от неожиданности чуть не сел.
Оказывается футбол - вот болеют люди!...
КАРПИЛОВ - Юра, так это я тебе рассказывал.
СУРИКОВ - Нет, Витя, это я тебе рассказываю.
КАРПИЛОВ - Ну я же помню, кто мне рассказывал.
СУРИКОВ - Нет Витя, это я тебе рассказываю.
КАРПИЛОВ - Я эту хохму даже в фильм вставил "Все четыре колеса," - а рассказал мне её Акимушкин.
СУРИКОВ - (через паузу) Значит я рассказал Акимушкину.

 Как-то приехал на гастроли в Минск Ленинградский театр комедии под руководством Николая Павловича АКИМОВА.
 В своё время Николай Акимов работал ассистентом режиссёра у Всеволода Мейерхольда, а в это же время молодой Юра Суриков учился в студии при театре Мейерхольда.
 На телевидении готовились записать на видео несколько спектаклей Ленинградского театра комедии.
 В одной из студий НИКОЛАЙ ПАВЛОВИЧ АКИМОВ разговаривал с телережиссёром.
 Здесь его и застал Юрий Михайлович.

СУРИКОВ (подходя к Акимову) -Добрый день!
АКИМОВ - Здравствуйте.
СУРИКОВ - Вы меня не узнаёте? Я Юра СУРИКОВ! МЫ с вами вместе у Мейерхольда...
Я учился в студии, а вы были...
АКИМОВ - Извините, на моей памяти столько прошло студийцев, что всех не запомнишь.
Ну как вы живёте? Чем занимаетесь?
СУРИКОВ - Я работаю здесь режиссёром.
Знаете, я сохранил Диплом с подписью Мейерхольда...Благодаря ему работаю...
А все мои однокурсники, с перепугу, сожгли...
Время было такое...Когда Всеволода Эмильевича расстреляли...
АКИМОВ - Да, были времена...Ну, обо мне вы ,наверно, немножко слышали?
Вот приехали на гастроли...Впервые в Минске...
 Эх!.. Всеволод Эмильевич.....
 А вообще подзабыли все товарища Мейерхольда, а он был Гений с большой буквы!
 Вот и вам Диплом с его подписью пригодился...
 Успехов вам... Извините, я тороплюсь...

 В РЕЖИССЁРСКОЙ: /через несколько минут/
*****************
СУРИКОВ (обращаясь к главному режиссёру)
- Представляешь Виктор, захожу я в студию и вдруг ко мне бросается какой-то мужик с криком  Юра, Суриков, здорово!
- Кто вы? Разве мы с вами знакомы?.
- Я Акимов, я главный режиссёр Ленинградского театра комедии.
 Мы с вами вместе у Мейерхольда...
- Ты представляешь, столько лет прошло, а он меня узнал.....

ИДЁТ ПЯТИМИНУТКА:
******************
Главный режиссёр Карпилов распекает всех режиссёров:

КАРПИЛОВ - До каких пор режиссёры будут работать, как официанты.
Что авторы в сценарии напишут, то и показываете.
Где творчество, где своё отношение,где инициатива?
В режиссёрской напряжённая тишина.
 И вдруг, раздаётся голос Сурикова.
-Послушай, Виктор, ты не знаешь, где можно тормозной тросик для мотоцикла купить?
Грянул такой хохот, что задрожали стены.
 Суриков понял, что сморозил ерунду, но тут же нашёлся:
-Что вы всё творчество, творчество...
Я специально спросил, чтобы сделать разрядку.

 

На снимке съёмочная группа телефильма "ЗБЯНТЭЖАНЫ САУКА" (РАСТЕРЯННЫЙ САВКА)
Режиссёр Юрий Суриков стоит справа ( в шляпе) 1971 год.Березинский заповедник,деревня КВЕТЧА.
В первом ряду слева Михаил Ганкин - директор фильма.