Куда идем мы с пятачком

Рамазан Галиев
Мы пытаемся в первую очередь принудить население Казахстана разговаривать на Казахском языке так, будто это самая большая проблема в нашей Республике. Почему каждый раз, когда мы пытаемся что-либо изменить в нашей стране, мы не создаем благоприятные условия для населения, а принуждаем, как поселенцев какой-то совсем чужой колонии, а потом удивляемся, почему не сработала схема?
Взять хотя бы простые примеры из жизни одного города. Мы пытаемся внедрить новые системы в образовании касательно языка, хотя у нас даже нет определенных инструментов обучения.
Учителям просто дается план, который надо выполнить. Кто пишет этот план? На каких данных основывается этот план? Выполним ли он? Какие реально измеримые мерки применяются? Учитель, естественно, пытается выкрутиться из положения как может. Даже пытаясь поставить ту или иную оценку ученику, учителю приходиться несколько раз подумать над этим. Потому как, ребенок, который совсем не желает учиться, как правило, либо сын какого-либо бюрократа, либо родственник какого-либо чиновника, либо просто спонсор учителей и школы. Поэтому и оценки принудительно завышенные, ученики плевать хотели на учителей. Могут запросто выйти из класса во время урока, нагрубить учителям, хамить и пакостить совершенно безнаказанно. Потому что, учитель думает о своем будущем, о них, как правило, тоже есть семьи и дети, которых надо кормить. И они молчат, лишь изредка делясь своими проблемами с близкими и родственниками.
А ревизоры появляются как бы «невзначай», хотя об их приезде известно всем давно. Учителя боятся рассказать о проблемах своих, так как завтра им скажут, что они либо «слишком хорошо живут» либо «засиделись в учителях», и они могут потерять работу. Затем ревизорам начинают собирать «на лапу» с учителей, ведут в рестораны и кафе, затем провожают. А по приезду с командировки на стол начальству ревизионной комиссии попадает «состряпанный» отчет, где все, якобы, нормально, нет никаких проблем и всем живется хорошо, и.т.д. и.т.п.
Показателем же школ являются лишь «состряпанные» оценки и грамоты. Потому как даже в ВУЗы у нас поступают лишь с взятками. И на гранты и квоты тоже берут в зависимости от того, кто сколько дал, кто кому родственник или кто какие привилегии имеет. Затем эти же студенты, уже не стесняясь, в открытую, предлагают взятку учителям за оценку. Более того, даже начинают торговаться по поводу оптовой оценки всему классу или потоку. И многих совсем не интересуют знания, им необходим лишь диплом. А почему?
Потому что, где-то там, наверху у него есть к кому обратиться. Ему уже было четко сказано – Получи диплом, а там мы тебя куда-нибудь воткнем (как пробку)…
Даже те, у кого нет никого, получив таким путем диплом, начинают искать какую-нибудь работу, где-нибудь. И везде им предлагают внести «взнос», который начинается обычно от 10-ти 15-ти тысяч тенге, в зависимости от места работы, положения и «условий». Почему в скобках? Да потому как после этого он старается возместить свои расходы «взноса» путем поборов и взяток с населения. Им прекрасно известно, что таким образом им удастся покрыть свои расходы в течение месяца, потому и платят с радостью. Это уже всем заведомо известная схема.
А почему? Потому как зарплата у учителей смешная, так же как и у врачей и полицейских. Потому как даже в университетах учителями могут стать только закончившие этот ВУЗ бывшие студенты, которые даже сами толком этот предмет не знают. Потому как устроились они учителями по следующим причинам – либо нет другой работы, либо можно «подзаработать».
А ведь учитель это даже не тот, кто хорошо знает определенный предмет или тему или науку. Ведь знать самому и быть способным научить этому кого-либо это совсем разные вещи! Кто проверяет способность новоиспеченных учителей учить? Где показатели пригодности? Даже если эти показатели и есть, то опять только на бумаге и только ради галочки, естественно даже не измеримы.
Даже после учебы не во всех факультетах предусмотрены практики, не говоря уже о практике во время учебы. А если и есть практика, то, как правило, в государственных учреждениях, по знакомству. Где им выдаются бумажечки, что он практику проходил и все…
А чем измерить результативность? Ничем…
Сколько студентов и всех выпускников ВУЗов прошли практику в частном секторе и сколько из них смогли показать реально измеримые результаты, причем практику по назначению, по специальности? Сколько? Единицы. Из тысячи.
А какие механизмы результативности системы обучения у нас есть? Речь идет об устойчивых механизмах, дающих измеримые результаты.

Немного хочется коснуться и проблемы с органами МВД. Там ситуация с заработной платой тоже не ахти. Схема та же. Но самое интересное в самой системе их работы. Недавно «посчастливилось» узнать о том, как выполняется план и как его «делают». Оттуда сверху поступает план, в котором сказано, что в определенный период времени им необходимо выловить энное количество преступников (!). А кто составляет этот план? Начальство сверху. А откуда они берут эти цифры? Получается, что они прямо таки ангелы, которым четко известно, в каком регионе, области или городе сколько преступников? Впечатляет, не правда ли? Допустим, пусть по плану было указано поймать две тысячи преступников за текущий год. Хорошо, начинается привычная работа по расследованию и.т.д. и.т.п. А что если в этом городе нет двух тысяч преступников? А что если люди начали жить по-другому и бросили темные дела? Что если на самом деле в городе есть только тысяча преступников? Даже если удастся поймать и арестовать их всех план остается невыполненным наполовину! Что делать в этом случае, чтобы не потерять работу, чин и место, да и просто, чтобы обеспечить карьерный рост? Естественно этих недостающих преступников начинают «делать». Всем известны неоднократные случаи, когда невинных парней избивают в органах и заставляют «признаться» в том, чего они не делали. И, таким образом, выполняют план. И получают очередную звездочку в погонах. А кто в этом виноват? Сама система принуждает «стряпать» преступников из невинных людей. Даже если учесть что не тысячи, а сто, даже десять, все равно ужасно. Ведь одним из десяти может оказаться каждый из граждан РК. А что если нет ни дядечки на верху, ни знакомств, ни денег на откуп? Мы сами этой системой порождаем преступность. Кем станет, что будет делать человек, отсидевший в местах не столь отдаленных? Во множестве случаев не стоит ожидать от него поступков примерного гражданина, ведь в нем горит месть и злость, кипевшая весь срок пребывания.
Неужели результатом работ органов МВД вместо количественного показателя преступности нельзя сделать качественный показатель спокойствия?
Почему, до начала терактов, в Турции (европейской страной она даже не признана) на улицах было намного спокойней, чем у нас в Казахстане? Посудите сами, какой грабитель захочет напасть на жертву, если в поле зрения находиться полицейский патруль? Кому охота будет совершить ограбление или квартирную кражу, если помимо того, что на каждом углу стоит дежурный полицейский, то еще и патруль постоянно и непрерывно совершает объезд своей территории? Какой полицейский не будет дорожить своим местом, если прежде чем стать им, его проверяют, затем позволяют пройти экзамен, и только после успешной сдачи экзамена он поступает в полицейскую академию, где учится быть полицейским четыре года. (!) Где на протяжении четырех лет проверяют не только физическое, но еще и психологическое состояние каждого из курсантов. Психически не уравновешенных курсантов отправляют домой, без диплома. А у нас? У нас оказывается, каждый гражданин уже готов быть полицейским, стоит только внести «взнос» начальству.
Там любая жалоба или преступное действие это уже минус дежурному в этот период патрулю и дежурному полицейскому. Именно поэтому, каждая дежурная команда старается максимально знать свой район и его жителей, чтобы, увидев что-либо подозрительное, быть настороже и попытаться вовремя предотвратить преступление. А мы? Вместо предотвращения показателем ставим уровень раскрываемости преступлений. Много ли толку родственнику убитого каким-либо хулиганом или грабителем оттого, что виновного накажут? Мы ведь даже хвалимся этим, вот, мол, уровень раскрываемости стал выше. А сам уровень преступности такой же. На улицах как было неспокойно, так и есть. Какой простому люду толк от уровня раскрываемости, после совершения преступления? Теперь мы видим, как многое зависит от самого механизма системы, нежели от принудительного контроля над несовершенным, а может даже и негодным механизмом.

P.S.: Наша страна пытается стать лидером, войти в список лучших 50-ти стран мира. Внедряем новые технологии, упрощаем даже налогообложение и доступ к получению кредита, но все так же удивляемся, почему никто не пользуется этим. А откуда мы взяли, что те или иные услуги, которые мы предоставляем нашей стране, востребованы простым населением? Почему мы думаем что, открыв Инновационный Фонд, но, толком не определив и не разъяснив понятие инновации населению, люди побегут брать кредиты и гранты и творить чудо?
Как же людям узнать об этом, если, при довольно не высоком уровне оплаты труда по сравнению с другими странами, у нас самые высокие ставки на связь. (!) Как же люди будут пользоваться услугами связи для обмена и поиска информацией, если простому населению приходиться нервно думать о каждой лишней минуте в Интернете, о каждой лишней единице. А ведь у нас в Казахстане свой собственный спутник! И никаких ощутимых изменений в ценовой политике монополистов связи…
Мы жалуемся, что Казахстан стал автомобильной свалкой для всех стран мира, а как же не стать, если уровень оплаты труда не позволяет приобрести новый автомобиль. А те, кто имеет такую возможность, зачастую задумываются над тем, что состояние наших дорог не совсем благоприятно повлияет на новое авто. И что для наших дорог, не жалко, заметьте, не жалко, лишь старый автомобиль.