Ловушка для Нарцисса

Иван Азаров
К написанию этой миниатюры меня подтолкнул отрывок, прочитанный не столь давно на страницах «Метаморфоз» Овидия. Вспомним ту книгу, в которой излагается миф о Нарциссе:
 
« Страстью горю я к себе, поощряю пылать и пылаю.
 Что же? Мне зова ли ждать? Иль звать? Но звать мне
 Кого же?
 Все, чего жажду, - со мной. От богатства я стал
 Неимущим.
 О, если только бы мог я с собственным телом
 Расстаться!
 Странная воля любви, – чтоб любимое было далеко!»

Таким образом, Нарцисс, увлеченный страстью к самому себе, излагает очень интересные идеи, касающиеся, собственно, странной воли любви. Утверждение это крайне противоречиво и любопытно. Едва ли бы мы желали отдаляться от источника, что может утолить наши желания! Но дело не в погашении страстей, а в томлении, в страдании, в переживаниях. Истинная сущность платонической любви несколько трансцендентна. Впрочем, Нарцисс думал не о природе сильных чувств, а о возможности в пределах одного человека разделить источник наслаждения и человека, ищущего утоления своей духовной жажды.
Но вот, предположим, его мечта сбылась, но без ведома самого Нарцисса. То есть в каком-то уголке земного шара из ничего возникает человек, держащийся исключительно на страсти к божественной красоте Нарцисса. Он будет ни капли не похож на Нарцисса, возможно, он даже воплотится в женском обличии. Он примется искать Нарцисса по всему свету, ведь именно для этого он появится на белый свет. Но что он скажет человеку в обличии Нарцисса, когда повстречается с ним? Может быть так: «Здравствуй, Нарцисс, твое желание сбылось, и чрез меня ты сможешь утолить свое давнишнее желании: обладать самим собой». Но поверит ли ему сам Нарцисс, то есть человек с его внешностью? Или останется равнодушным к просьбам явившегося духа. И, вообще говоря, не очень ясно, с чего бы Нарциссу верить в эти россказни? Не исключено, что все это лишь хитроумная маска для очередного сластолюбца или сумасшедшей нимфы, сколько таких было! Правда, надо понимать, что так будет ровно до того момента, пока Нарцисс сам не почувствует тайного влечения к гостю из параллельного мира, как-то узнавшему о его фантазиях. Это ознаменует правоту инкогнито, мечты которого или которой сбудутся в тот самый момент…
Но роковое влечение к собственной красоте – всего лишь атрибут этой самой красоты. Это чувство возникнет у каждого наделенного этой самой красотой. И если по воле богов после выселения оригинальной души Нарцисса, в его тело вселится новая душа, то сдается мне, она воспылает точно такой же страстью к божественному телу, как и предыдущая душа-хозяин. Новая душа-хозяин возмечтает ровно о том же, и история повторится. Не исключено, что, в итоге Нарцисс, вернее его тело, наделенное некой душой, обрастет толпой душ, побывавших некогда в его теле, а теперь по собственному желанию обретших новый приют.
Однако так произойдет только в том случае, если боги не сочтут более приемлемым вариантом просто размножить его тело. Положение дел упроститься, ежели два параллельных мира, в которых существует по Нарциссу пошлют страждущие души из одного мир в другой. Не исключено, правда, что исполнение желаний самолюбивого юнца приведет просто к эпидемии размножения душ-хозяев как в случае с одним миром!
Одна лишь подробность не дает мне покоя: ведь Нарцисс никогда не видел сам себя, он влюблен в собственное отражение. Может быть, оно, просто, гораздо более гармоничное его настоящего облика. И узрев себя извне, он возможно утратил бы вкус к противоестественной страсти…