Сергей Лукьяненко. Пристань желтых кораблей

Мальхан
Сергей Лукьяненко «Пристань ЖЕЛТЫХ КОРАБЛЕЙ» - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 387 с. Тираж 50000 экз.

Этот сборник состоит из тех произведений известного фантаста, которые были написаны 15-20 лет назад.
Так что не ждите в этой книжке продолжения «Дозоров».

Из четырнадцати разноплановых произведений трудно выделить лучшее. Тут есть и откровенно экспериментальные вещи, и попытки найти свой жанр, и некое беззлобное подтрунивание над предшественниками (Казанцевым, Днепровым, Немцовым).

Но хочется выделить рассказ «Три тощака».
Он был написан вскоре после ГКЧП, в августе 1991 года, и явился, конечно же, откликом и на политическое безумие тех событий, и на общую разруху в стране, и на то мрачное положение, в котором тогда пребывали актеры, писатели, художники… в общем – большинство работников «сферы искусства». Писатели становились журналистами, актеры снимались в мерзкой рекламе финансовых пирамид и дешевого западного ширпотреба, художники рисовали парадные портреты казнокрадов и обнаглевших бандитов. Разумеется, инженеры, врачи, учителя, офицеры, рабочие чувствовали себя ничуть не лучше…
Подлое время…

Труппа провинциального театра едет в село Махаловку на спектакль.
Им пообещали заплатить по бартеру (каждый участник гастрольной поездки в качестве платы будет иметь возможность набрать на колхозном поле три мешка картофеля. Картошку еще надо самим и выкапывать). Везут пьесу по «Трем Толстякам» Ю.К. Олеши.
Тут грянул путч.

Всю политику из сказки не выкинешь (сказочка-то насквозь политизирована), и режиссер создает на ее основе некий эротико-комедийный скетч. Чтобы пошла в любой аудитории, и чтобы никто не придрался. Из-за этого декларируется новое прочтение. Не с точки зрения путчистов Просперо и Тибула, а с точки зрения правительства народного триединства – Трех Толстяков.

О художественном уровне текста можно судить уже по одной реплике доктора Гаспара: «Ах! Мое сердце прыгает, как яйца, опущенные в кипяток!»
Сельские зрители в ответ одобрительно матерились.

Кукла наследника Тутти – Суок, - куплена помрежем в американском секс-шопе.
По официальной версии – для сексуально озабоченного друга, который умер от инфаркта, не дождавшись подарка. По неофициальной – жена помрежа обнаружила куклу в его портфеле и устроила грандиозный скандал. Выкидывать куклу бережливый помреж не стал, а оформил ее в бухгалтерии театра как реквизит.
Говоря откровенно, именно это и явилось причиной постановки «Трех Толстяков».

Но во время спектакля зрители вдруг приникли к транзисторным приемникам.
Новости сообщали, что в столице происходят беспорядки, и власть перешла к восставшему народу. Актеры, чтобы их не обвинили за «антинародную» пьесу, тянут время…

Рассказ очень смешной и очень грустный.
Печатается впервые.