Как читать детям о Христе

Елена Тростникова
Эта работа - прямое приложение к размещенной на данном сайте книжке "Чудеса Христовы". Здесь не убраны даже ссылки на оформление книги, которая, увы, вышла с другим, не моим текстом. Оформление книги, о котором идет речь, можно увидеть в издании Издательского Совета РПЦ: "Чудеса Христовы", М.: 2006.
________________________________________

Евангелие — радостная книга

Евангелие по-гречески — благая, добрая весть. Апостолы проповедовали «евангелие Царствия» — радостную весть о том, что «приблизилось Царствие Божие». А еще Господь сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19, 14). И кто, как не дети, почувствует всю силу радости Царствия Божия, пришедшего к людям!
Книжка, которую мы предлагаем вам — книга о радости. Начинать знакомство с глубинами Евангелия ребенку естественнее и нужнее всего именно с самого радостного сознания, что Господь Иисус Христос — с людьми, что Он ради них творил чудеса, и что везде, где Он появлялся, тьма наполнялась светом, боль и даже сама смерть отступала. Он нес счастье и спасение. Он — Спаситель.
Всё остальное, что всю жизнь человек будет узнавать из Вечной Книги — Евангелия, да будет пронизано этим детским знанием того, что Он с людьми Своими — что «с нами Бог!»
Читайте же книгу с ребенком, сорадуясь вместе с ним!


Как читать эту книгу самым маленьким

Эту книгу мы постарались сделать такой, чтобы её можно было читать совсем маленьким детям — в том числе и тем, кому ещё не исполнилось трёх лет. В этом возрасте любящие родители непременно читают детям красивые книжки с картинками; в этом возрасте верующие родители стараются дать детям первые знания о Боге и о вере. А существующие ныне книги о Боге и о вере рассчитаны всё же на более старший возраст — в лучшем случае на пятилетних.
Перед вами книжка-картинка с полноценным текстом, доносящим до дитяти основное содержание евангельских чудес. На первое знакомство с книгой непременно отведите достаточный отрывок вашего свободного времени, чтобы не спеша, с радостью и любовью вместе с малышом рассмотреть ее, рассказать о ней. Для самых маленьких вся книга — это именно рассказ по картинкам, и путь рассматривания картинок вам надо проходить вместе, причем многократно. Главное условие вашего общего чтения с малышом — чтобы вы получали от него не меньшую, чем он, и искреннюю радость.
Перед первым совместным чтением непременно прочитайте книгу для себя, продумайте, что может в первую очередь привлечь и заинтересовать вашего ребенка. И, что немаловажно, проверьте себя — всё ли понятно, известно и внятно именно вам. Евангелие Христово — «неисследимая пучина» смыслов (говоря словами церковного песнопения), и неудивительно, что даже в книжке для самых маленьких на его основе и взрослый человек может найти для себя нечто новое, незамеченное прежде. Поэтому ниже мы приводим простейшие комментарии ко всем пяти евангельским историям, вошедшим в эту книгу, а также пояснения к отдельным словам, понятиям и образам.
Надо учитывать, что детки наши от природы очень разные, и есть среди них врожденные нетерпеливцы, а есть задумчивые и сосредоточенные мечтатели, и это в первую очередь надо учитывать при совместной с ребенком работе над книгой. Не препятствуйте нетерпеливому в его стремлении скорее заглянуть дальше, а только старайтесь привлечь его внимание указанием на детали увиденного и наводящими вопросами — но без навязчивости, в естественном для него темпе. И уж конечно не торопите сосредоточенного! Путь осознания и восприятия, который с внимательным и спокойным ребенком будет пройден при первом же чтении книги, с торопыжкой придется наверстывать в течение нескольких, возможно многих, последующих чтений.
Наконец наступает торжественный миг дарения книги и тут же следующего первого знакомства! (Ни в коем случае нельзя откладывать знакомство с яркой, привлекательной и желанной книгой на потом — после того как малыш уже увидел ее!).
Конечно же, знакомство начинается с обложки, с переплета. Кто изображен здесь? Сразу же покажите малышу: «Это Господь Иисус Христос» (лучше всего — именно такими словами). Слышал ли о Нем ваш малыш прежде или узнает впервые — пусть изображение Господа сразу соединится для него с Его именем. Кого же Он спасает из воды? Это мы, наверное, узнаем из самой книжки! А с «неспешным» ребенком можно успеть поудивляться тому, что Господь стоит на воде, прямо на волнах, обратить внимание на детали образа — как испуган тонущий, какие вокруг рыбы и птицы и как они, наверное, удивляются.
Затем вы раскроете книгу и вместе увидите форзац — часть между переплетом и собственно страницами ее. На нем — большой и радостный мир: множество персонажей и предметов, и даже сюжетов, внешне не связанных с текстом книги. Если это получится, свободно предайтесь с ребенком рассматриванию этих картинок. О знакомом ребенку спрашивайте: «Кто это? А это что?» (зайчик, рыбки, мальчик, девочка). «Смотри, мальчик и девочка бегут, а птички летят над ними. Как всем весело!» Если на картинке есть незнакомые ребенку предметы, назовите их. Например, светильник в верху левой половины. Про монограмму Христа в правом нижнем углу можно сказать просто: «А это буквы». Позже вы скажете, что это буквы священные, особенные.
Такое рассматривание форзаца подготовит вас к тому, что книга — не только о пяти чудесах, но и обо всем большом мире, спасти и наполнить радостью который пришел Христос, что за пятью сюжетами чудес — много-много жизней, даже не только человеческих, и обо всем этом могут поведать картинки книги.
Но вот наконец — вслед за новым, вводящим в книгу образом Христа, как бы малой иконой, — начинаются пять историй. В каждую, как в прекрасный сад, вводит сюжетная арка-рамка.
Совсем маленькому ребенку будет трудно воспринять текст книги и даже каждой главки сразу целиком, тем более что он встретится со многими новыми для себя словами. Если ваш малыш привык и умеет сперва выслушать коротенький текст, и лишь потом задавать вопросы или слушать объяснения — прекрасно, вы можете начать с такого чтения. Тогда оно должно быть неторопливо-сказочным, даже певучим. Сперва одна история, тщательное рассматривание картинок к ней, от понятного и знакомого к новому и неожиданному. Показывайте и называйте всё новое: жених и невеста, большой-большой кувшин, старинный город, одр-носилки, больной на носилках…
Разбирая отдельные эпизоды, обсуждайте характеры персонажей, их поведение. Это несложно делать и с совсем маленьким малышом: «Смотри, все радуются! Ой, как удивился этот человек! А собачке тоже интересно, да?».
Примечания на полях книги помогут вам объяснить ребенку отдельные слова.
Если же малыш сразу рвется узнать, что на картинке и какая дальше, на следующем листе — начните просто с общего жадного просмотра книги, «заманивая» ребенка к дальнейшему чтению: «А что случилось, мы сможем узнать, только когда прочитаем в книжке. Только ты не перебивай меня, а то ничего не поймем!». Но ни в коем случае не идите на поводу у детского нетерпения — не разрешайте себе с первого же захода «втиснуть» в него всю книжку! Просмотр — всей книги, рассказ — только об одной истории. Остальное – в следующий раз (пусть даже в тот же день, но не сразу). Попытайтесь в таком случае расчленить чтение истории на краткие части: абзац-два — и ответы на вопросы, совместное разглядывание картинок; затем снова связный кусок текста — и вновь обращение к рисункам, вопросы-ответы. Причем и вопросы, и ответы – и ваши, и ребенка.
Задавая вопрос ребенку, не спешите сами на него ответить, но будьте готовы сделать это, если дитя не сможет. А вот вопросы детей иногда ставят нас в тупик. Но выходить из этих тупиков несложно: надо отвечать, что думаешь и чувствуешь, а не искать «педагогического подхода». Тогда и «не знаю» будет служить приглашением и обещанием: но вместе мы — непременно узнаем и поймем!
Если ребеночек совсем маленький и нетерпеливый, можно первые «проходы» по книге совершать путем совсем краткого пересказа: «Вот Господь Иисус Христос. А это свадьба, видишь, жених и невеста. Они теперь будут мужем и женой, как мама и папа. Все радуются, едят. пьют, разговаривают — это праздник, свадьба. А вот них кончилось вино — нечего пить. Вот Господь говорит: налейте в те большие кувшины воду. Видишь, наливают воду. Он помолился, и сделалось чудо. Теперь вместо воды сладкое и вкусное питье. Все радуются! Господь Иисус Христос принес всем радость». Конечно же, это лишь схема рассказа, главное — что всё это говорится при рассматривании картинок, простыми искренними словами и неподдельным интересом.


Если ребенок немного постарше

Большинству детей старше трех-четырех лет легко воспринимать текст каждой главки безотрывно, доступно и прослушивание всей книги за один раз. Однако необходимо прежде знакомства ребенка с книгой задаться вопросом, что для него лучше, в свете его индивидуальности.
С неуемным фантазером лучше все-таки не читать зараз больше одной истории, зато уж понаслаждаться сопереживанием всех деталей и событий. изображенных на картинках и домысливаемых ребенком («…А потом они все пошли к морю, и случилось то-то и то-то. А этот мальчик убежал и заблудился, но ему повстречался говорящий конь и повез его домой…»). Задача взрослых в таком случае – возвращать внимание ребенка к сути истории и к Личности Господа Иисуса Христа. Чтение этой книги должно быть, выражаясь богословским языком, христоцентричным.
Ребенка, не склонного к речевому и сюжетному творчеству, полезно подталкивать к нему, задавая разные вопросы о характере, поведении, дальнейшей судьбе персонажей рисунков.
Объяснять детям «среднего дошкольного возраста» придется уже иные слова и понятия, чем младшим, и по-другому. Некоторые объяснения, которые имеет смысл развернуть в отдельный разговор, приводятся в книге ниже — к словам, помеченным в тексте звездочкой. А с другими местами, способными вызвать вопросы у ребенка, вы, с Божьей помощью, справитесь самостоятельно.


Как рассказывать ребенку о Христе

Первая книга о Христе должна пробудить интерес и любовь ко Спасителю — «пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10, 14). Это присутствие Христа в жизни ребенка можно и нужно поддерживать, а его интерес к жизни и делам Христа — возгревать и удовлетворять. И не только из книг.
Хорошо, если вы найдете еще и еще хорошие книги для малышей, пересказывающие Евангелие… Но, как мы уже говорили, книг, рассчитанных на совсем маленьких детей, фактически нет. То есть даже если в ваших руках окажутся книги с простым (и при этом далеко не уводящим от Евангелия) текстом и хорошими картинками, задача рассказа о Спасителе все равно останется — во всяком случае, пересказа историй из детской книги. Но в таком случае может не худшим выходом оказаться пересказ непосредственно из Евангелия. Главное в таком пересказе или собственном рассказе — простой и чистый язык и искренность.
Лучше всего, если такие рассказы из Евангелия будут постоянны, станут почвой общения между вами и ребенком. А для этого вам надо с любовью и особенным, направленным на вашего ребенка интересом почитать Вечную Книгу и выбрать из нее то, что наиболее внятно малышу и затронет его душу.
Для маленьких это – другие чудеса Христа (многие исцеления, например), а также события Его жизни, которые сами по себе чудесны: Рождество, Крещение, Преображение.
Начинайте с жизнеутверждающих, ничем не омраченных событий, которыми Евангелие полно. И рассказывайте просто-просто, самую суть, но так, чтобы выразить то, что трогает ваше сердце и безусловно может тронуть сердце вашего ребенка. Тогда между вами начнет устанавливаться удивительное общение во Христе.
Как хорошо рассказать об воскрешении девочки — дочери начальника синагоги Иаира (Мк. 5, 22–24 и 35–43; Лк. 8, 40–42 и 49–56)! Прочитайте историю у обоих евангелистов. Конечно же, у Марка вы возьмете поразительную деталь: «девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати» — то есть она сразу повела себя как здоровый ребенок, ей хотелось двигаться. А врач Лука отмечает: «Он велел дать ей есть». Вот это, вместе со скорбью родителей и даже насмешками тех, кто видел, что девочка умерла – войдет в ваш рассказ о радостном чуде воскрешения.
Мы рекомендуем в этих рассказах с благоговением (без надрыва, но со всею серьезностью) употреблять имя Господа, лучше всего в форме «Господь Иисус Христос», чтобы оно, еще и не осознанное, входило в сердце ребенка. Так же бережно надо называть Пресвятую Богородицу, Матерь Божию. Вообще следует избегать всякой игры, сюсюканья, фальши и «приспособления к понятиям» малыша, а держаться полной искренности. Тогда рассказы о Христе будут самой глубокой частью вашей общей жизни.


О чуде в Кане

Чудо в Кане Галилейской (Евангелие от Иоанна, глава 2) – первое чудотворение Господа Иисуса Христа, нам известное. В рассказе для малышей мы пытались передать его радостную суть: Господь принес радость и праздник людям.
Однако некоторых взрослых, и даже очень взрослых людей, смущает, что чудо связано с вином, а винопитие принесло и приносит миру столько бед. В семьях, где эти беды стали жестокой частью жизни, отношение к вину не может быть свободно-радостным.
А нам для нашего чтения с детьми нужна спокойная и свободная радость. Отбросьте свои сомнения, если они у вас есть! Здесь рассказ не о спиртосодержащем напитке, а о прекрасном питье, которое «веселит сердце человека». Для ребенка приведите в подобие компот, сок, вообще самое вкусное питье — и скажите, что то чудесное вино было вкуснее и радостнее любого лучшего питья, потому что это было питье Царствия Небесного.
А для себя отметьте, какая близость без слов и какое благоговейное взаимное послушание являет общение Матери Божией и Иисуса на этом пиру. Пресвятая Богородица просто говорит Господу: «Вина нет у них». И на ответ, который при отсутствии внутренней близости означал бы «ну и что?» — Она уже знает, что Сын ее всё управит, всё сделает: «Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте». Здесь послушание Сына Матери и послушание Матери Сыну Своему и Богу одновременно.
Об этом не надо растолковывать ребенку — но если вы будете чувствовать это, почувствует это и дитя.


Об исцелении расслабленного
Евангелие от Марка, глава 2, стихи 1–12; Евангелие от Луки, глава 5, стихи 17–26.

Евангельское чудо вплотную подводит ребенка к понятию о больных, страждущих, об инвалидах, которых он, возможно, еще почти и не видел. Детей часто (и в целом справедливо) стараются защитить от зрелища человеческого страдания и болезней, но нельзя просто загораживать их от всего этого. Понятие о любви и силе Христовой помогает найти отношение к той боли, что есть вокруг нас. У расслабленного — верные друзья, готовые совершить очень странный с точки зрения людей (и совершенно естественный в понимании ребенка!) поступок — разобрать крышу и спустить поближе ко Христу больного друга. Чудо и рассказ — о том, что с Богом и в Боге НЕТ болезней, что с Ним упраздняются грехи (помните. что разговор о грехе с трехлетним малышом вести еще рано! Но вы-то должны думать и о грехах, прощаемых расслабленному). Грехи прощены, человек — за веру и любовь своих друзей! — обрел здравие и полноту жизни, и люди славят Бога.


О воскрешении сына вдовы
Евангелие от Луки, глава 7, стихи 11–16.

А здесь мы подходим к понятию и о смерти… Знает ли ваш маленький, что существует смерть? Если еще нет, то рассказ о воскрешении, о преодолении смерти Господом Иисусом Христом, властным над жизнью и над смертью — лучший ввод в это неизбежное представление.
Тема смерти — очень сложная тема, нет единых рецептов для того, как подавать ее детям. У нас, христиан, все-таки есть одно важное правило, универсальное для всех случаев, от полного спокойствия и непонимания до повышенного страха смерти, который случается и у маленьких детей. Мы знаем, что Христос победил смерть и что есть жизнь вечная. И рассказ об этом чуде — рассказ о Жизнодавце, о Победителе смерти. Используйте силу этого рассказа и сам радостный строй иллюстраций, чтобы дать ребенку оружие против страха смерти и маловерия на долгие годы вперед.


О насыщении пятью хлебами
Евангелие от Матфея, глава 14, стихи 15–21; от Марка, глава 6, стихи 34–44; от Луки, глава 9, стихи 10–17; от Иоанна, глава 6, стихи 4–14.

Как видите, это чудо описано всеми четырьмя евангелистами. Здесь Господь является как повелитель материи, Даятель жизни. Иисус «увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их» — этою жалостью и любовью Он дарует людям и хлеб, чтобы они могли остаться с Ним и не страдать. Пожалуй. это главное представление, необходимое для того. чтобы совместно с малышом усвоить рассказ об этом евангельском чуде.


О хождении по водам
От Матфея, глава 14, стихи 22–36; от Марка, глава 6, стихи 45–56; от Иоанна, глава 6, стихи 15–27.

Этот отрывок следует непосредственно за рассказом о насыщении народа пятью хлебами. Здесь Христос предстает как Спаситель. Это рассказ о вере, о том, как верующему Бог дарует преодоление даже законов природы (а мы с вами знаем слова Спасителя о том, что имеющий веру с горчичное зерно может и горы передвигать!).
Удивительны слова у апостола Марка: «И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено». У Иоанна Иисус говорит народу, пришедшему к Нему после чуда на водах: «Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились». Это показывает нам, что при совершенно грандиозной чудесности насыщения хлебами не только «народ», но и избранные апостолы могли воспринять это событие приземленно, обыденно — просто потому, что оно не вмещалось в их представления. А вот чудо на водах так воспринять невозможно! Тут и буря, и ужас надвигающейся гибели, и невероятная фигура Христа над водами, Который кажется апостолам призраком, и еще более невероятное — Петр по вере Господу, по любви к нему тоже наделяется этой сверхъестественной возможностью!
Порадуйтесь и подивитесь вместе с ребенком и горячности Петра! Пройдет немного времени, и вы вместе будете радоваться и ужасаться явлению Воскресшего Господа на море Тивериадском, когда тот же Петр бросился в воду с лодки и поплыл — лишь бы скорее приблизиться к Учителю! (Иоанн, глава 21) А быть может, раньше вы переживете с ребенком рассказ о чудесном лове рыбы и призвании Петра (Евангелие от Луки, глава 5, стихи 11). Непременно перескажите ребенку позже эти эпизоды.


Некоторые объяснения

 Монограмма Христа (на первом форзаце) — древний знак, совмещающий в звездообразную форму первые буквы Его имени — Х и Р; по бокам первая и последняя буква греческого алфавита — альфа и омега. Имеются в виду слова Господа из Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Кувшины для воды в Кане, налитая в которые вода превратилась в вино, были очень большие, из камня. Ребенку можно пояснить: «с тебя ростом или чуть поменьше».

Царствие Божие — очень важное понятие Евангелия (собственно, и само Евангелие – это благая весть о Царствии Божием). Думается, ребенку без особых вопросов и не надо объяснять это понятие, интуитивное детское представление о сказочно-прекрасном Царстве, где живет Бог, ближе к истине, чем наши объяснения.

Прощаются тебе грехи твои… Господь сразу не говорит расслабленному: ты здоров. Он говорит о более важном: ты прощен, Я люблю тебя. Если вам с ребенком удастся задуматься над этим, понять и принять, что именно эти слова были сначала и прощение предшествовало чуду исцеления — вы станете ближе друг другу. Ведь и мама, и папа сперва прощают, а потом дарят подарки и радости…

От простого селения город отличался тем, что был обнесён стеной. Слово «город» и значит – огороженный. «Огород», между прочим — тоже.

Овечки, что остались без пастуха… В Евангелии: «Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много». Видел ли ваш ребенок овечье стадо? Знает ли он, как теснятся овцы друг к другу и пастуху? А на Востоке до сих пор пастух идет впереди стада, как вожак.

Там было около пяти тысяч человек… Слова «пять тысяч человек» ничего не говорят ребенку. Но вы можете объяснить, что столько народу довольно тесно заполняет стадион (наверняка ребенок видел стадион) или показать пространство двора, примерно равное стадиону: «Вот здесь все бы поместились с трудом. А представь себе, когда они улеглись на траве — со всех сторон от Господа Иисуса Христа!»

Пять хлебцев ячменных… Наверное, ваш ребенок никогда не видел растущего ячменя и уж наверняка не ел ячменного хлеба. При случае расскажите ему, как пекут хлеб из муки, как мука делается из зерен и какие разные бывают злаки. И покажите остистый колосок ячменя.

Короба — большие плетеные корзины, обычно прямоугольной формы, которыми пользовались и в Иудее. У нас в России очень похожие короба делались из лыка и бересты.

Благословил… Если у ребенка есть церковные впечатления, напомните ему (а в храме покажите), как благословляет батюшка в ходе богослужения кадило, Евангелие, те же хлебы на всенощном бдении. Но ни в коем случае не вопроизводите этого богослужебного жеста!