Легкий путь к красоте? продолжение

Николай Ланд
«ЛЕГКИЙ ПУТЬ К КРАСОТЕ»?
Продолжение
Полковник давно и с симпатией приглядывался к молодому российскому Президенту. Он разглядел в нем глубокую, можно сказать генетическую, порядочность, которую следовало бы со временем конечно, в несбыточном, возможно, идеале превратить в общенациональную черту. Накануне очередной общероссийской селекторной пресс-конференции, в ходе которой Президент отвечал на вопросы граждан России, полковник имел счастье подключиться к Интернету. На этом пути у него постоянно возникали различные трудности (в основном, технического характера). Он стойко и методично их преодолевал, постепенно осваивая технические средства и вливаясь тоненьким ручейком в бурные потоки киберпространства. Как-то на глаза Ладейникову попался интересный электронный документ
ПРИВЕТСТВЕННОЕ ОБРАЩЕНИЕ председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла сотрудникам Службы коммуникации ОВЦС МП, всем пользователям официального Интернет-сайта Русской Православной Церкви

КОЛЛЕКТИВУ СОТРУДНИКОВ ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ИНТЕРНЕТЕ,
ВСЕМ СОЗДАТЕЛЯМ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПРАВОСЛАВНЫХ РЕСУРСОВ
В ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ
 
Дорогие собратья и коллеги, создатели и пользователи официального Интернет-сайта Московского Патриархата!
Вот уже третье тысячелетие Церковь остается верна своему великому призванию свидетельствовать перед лицом человека и истории об Истине Христовой и Спасителе, пришедшем в мир, чтобы всякий верующий в Него не оставался во тьме (Ин. 12. 46).
В каждую эпоху Церковь употребляла те формы благовестия, которые оказывались наиболее действенными для своего времени и в максимальной степени отвечали наличному уровню культурно-цивилизационного развития человечества.
Особенно длительным и, с современной точки зрения, наименее 'технологичным' был период, когда Слово Божие с дыханием живой веры передавалось из уст в уста, непосредственно от человека к человеку.
Рождение книгопечатания знаменовало собой первую, Гуттенбергову революцию в сфере информационных технологий Нового времени. Хорошо известно, сколь велика и плодотворна была на протяжении многих столетий роль устного слова и рукописной книги в распространении Благой вести. Ибо эта древняя практика восходила к священной традиции Предания и Писания и опиралась на их авторитет. Однако совершенно естественно и закономерно, что первыми книгами, отпечатанными в старинных словолитнях Европы, стали именно Евангелие, Апостол, Псалтирь. Рукописная буква, сохранявшая живую связь с пером и характером переписчика, оделась в металл и трансформировалась в стандартную типографскую литеру, не утратив при этом духа христианского свидетельства.
Другая, оптико-электронная, революция в сфере коммуникаций обогатила мир изобретением радио, кино, телевидения, магнито- и видеозаписи и, наконец, персонального компьютера. ХХ век стал свидетелем и участником коренного переворота в традиционной системе хранения и распространения информации. На наших глазах происходит массовая компьютеризация современного мира, становящегося единым информационным полем, где все связаны со всеми в пространстве глобальной компьютерной Сети. Это побуждает многих верующих людей задаваться тревожным вопросом: насколько позволительно, желательно и необходимо нашей Церкви при осуществлении ее пророческой миссии в мире прибегать к новейшим информационным и коммуникационным технологиям века сего? Ответ однозначен: и позволительно, и желательно, и необходимо. Ибо сегодня главным для Церкви, как и в предыдущие исторические эпохи, остается дело спасения человека, христианского преображения его души. А этой цели будет невозможно достигнуть, если нам не удастся открыть Слово Божие пониманию и чувствованию современного человека, затронув его разум и сердце.
Ныне человечество вступает в эпоху драматичных и грозных вызовов рубежа тысячелетий, располагая мощными и всепроникающими коммуникационными системами, которые могут и должны содействовать установлению и упрочению плодотворных связей между людьми, их объединению в богоугодных деяниях на благо ближнего, совместному противостоянию греху и погибели.
Однако Интернет, будучи информационно-техническим средством индивидуального пользования, парадоксальным образом способен не только соединять, но и в известном смысле разъединять людей, отчуждать личность от реального мира. Это обстоятельство, а также хорошо всем известные и не могущие быть терпимыми в человеческом сообществе попытки поставить колоссальные возможности Интернета на службу низменным и разрушительным страстям, в который раз убеждают нас: достижения технического прогресса сами по себе нравственно нейтральны, будучи внеположны категориям порока и добродетели. И только человеческим фактором определяется их спасительность или гибельность для рода людского.
В добрых руках Интернет будет способствовать умножению добра и распространению света истины, в злых - сеять в душах плевелы греха и пагубы. И потому Православная Церковь считает его средством повышенной нравственной опасности, в обращении с которым требуются сугубая ответственность и осмотрительность. Вместе с тем перед православными проповедниками, пастырями и всеми верующими современные информационные технологии открывают столь необъятные горизонты возможностей трудиться во славу Божию, на благо ближнего и всего Отечества, что пренебречь этим было бы преступлением перед нашим жизненным призванием, перед нашей миссией в современном обществе. Ибо от того, насколько ясно и убедительно для мира прозвучит голос Церкви перед лицом многочисленных и опасных вызовов наступившего века, во многом зависит само будущее человеческой цивилизации.
Ныне православный российский Интернет, начинавшийся пять лет назад созданием официального сайта Московского Патриархата, являет собою обширное, деятельное и все возрастающее семейство церковных сетевых ресурсов от Калининграда до Владивостока. Поддерживающие эти сайты и интернет-издания журналисты и программисты достойно исполняют свой христианский долг свидетельства о Православии в условиях современной технотронной цивилизации.
Да послужит вдохновляющим примером для всех нас, создателей и пользователей православного Интернета, образ великого русского святого и знаменитого духовного писателя Феофана Затворника, который, неотлучно пребывая в сосредоточенном уединении монашеской кельи, своим благодатным словом достигал самых дальних уголков России.
Желаю сотрудникам Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, их коллегам по Интернету из Синодальных, епархиальных, монастырских, приходских, образовательных структур Русской Церкви, а также всем, кто обращаются к православным интернет-ресурсам в поисках объективной и достоверной информации о вере и жизни народа Божия, благословенных успехов в трудах и помощи Божией во всяком добром деле и начинании.
Председатель Отдела
внешних церковных связей
Московского Патриархата
митрополит Смоленский и Калининградский
КИРИЛЛ
Особо его тронули за душу слова, которые он даже подчеркнул в тексте Обращения. И полковник решился. Решился задать волнующий его вопрос, ни какому-то сановному чиновнику, ни какому-то иерарху от культуры, а самому Президенту! Вопрос ушел в электронном виде! На ответ не приходилось рассчитывать, однако неприятно удивляло, что обязательным условием регистрации вопроса Президенту являлось сообщение своего адреса постоянной прописки. Несмотря на все это свой единственный вопрос Ладейников сформулировал и отправил, куда следует.
ЕДИНСТВЕННЫЙ ВОПРОС ПРЕЗИДЕНТУ

Уважаемый Господин Президент!
Я, бывший международник (хотя, как Вы хорошо знаете, «бывших» не бывает), и меня интересует Ваше отношение к творчеству легендарных Леннона/Маккартни. Даже несколько Ваших слов по этому вопросу доставят огромную радость многим людям в России и за ее рубежами. На мой взгляд, было бы неплохо пригласить Пола Маккартни в Россию в качестве официального гостя. В следующем году ему исполняется 65 лет, и, я уверен, что он с радостью согласится приехать. Насколько я понимаю, Британская Корона не жаждет более популяризировать творчество БИТЛЗ, а Россия могла бы подать в этом отношении достойный пример всему миру. Кто знает? Возможно, новый всплеск битломании начнется именно в России и продолжит свое обновленное победоносное шествие по всей планете, как это уже было в ХХ веке. Своим бессмертным творческим мастерством Леннон/Маккартни заложили фундамент для ответа на многие вопросы и вызовы современности. В этом явлении нет ничего плохого. Согласитесь, человек, увлеченный высококачественным творчеством, вряд ли пойдет грабить, убивать и насиловать, полетит бомбить Белград и Багдад, нравственные ориентиры не позволят! Как хочется, чтобы к образу для уважения и подражания вновь относились слова: « Ты же русский (российский) человек!» Как когда-то говорили: «Ведь ты же советский человек!». Ваша честная и добросовестная работа – конкретный вклад в это важное дело. Жду ответа, всего несколько слов, ответьте,
Пожалуйста!
С уважением,
Ладейников К.К.
Константин Константинович Ладейников, именно так звали находящегося в московском стационаре на реанимационном излечении человека. Человека всю свою жизнь посвятившего служению Родине и Отечеству, отличавшегося исключительной порядочностью с самого своего рождения. Сейчас, в реанимации, вся жизнь Костика, как называли его в детстве родные, близкие, друзья и товарищи проносилась почти мгновенно: эпизод за эпизодом, в тупом болезненном забытьи. В развороченное физическими страданиями и лекарствами сознание Ладейникова то и дело врывались строчки, когда-то написанные им в порыве творчества. «…Я был обычным мальчиком,
Но чувствовал обязанность
Не лгать, так жил мой дедушка,
Не в этом ли порядочность?
И в генах и в генетике
Проблемы возникают,
А дети просто учатся
И взрослым доверяют.
Возможно, кто-то скажет,
Что люди вне политики,
История и правда
Не смогут стать учителем.
Я с этим не согласен.
У них свой идеал.
С тобой я учитель!
Тебя я не предал.
В отце тебя я вижу,
А также в разных странах,
И в бабушке, и в матери,
В могилах безымянных,
И в городах советских,
И в храмах восстановленных,
В открывшихся гостиницах,
На лицах очарованных.
Я уважаю Ленина,
И сам из комсомола.
Старательно, уверенно
Учусь я жизни снова.
К чему ломать преемственность
И ссорить поколения,
Ниспровергая лидеров,
И прошлые учения?
Раз не забыть солдата,
Он в бой за нас отправился,
Артиста и художника
«Белеющего паруса»,
Матросов, пограничников,
Шахтёров и пожарных,
Учёных и строителей,
И молодых и старых.
За чей же счёт коварство
И зло живут на свете?
Кошмаром бьют по памяти.
Учитель мой, ответь мне!
- Лишь правда всех рассудит,
История научит:
Поэты будут первыми,
Их совесть чаще мучит…
И снова лик учителя
Мне не даёт покоя...
Учились мы и учимся
За партами и стоя…
Давно пора заканчивать
Культуру разрушать!
Не лучше ли, всем миром,
Учителей спасать!»
Полковнику представлялось, что душа его превратилась в бессмертную душу Леннона, его учителя, как будто он рос и взрослел вместе с ним, ощущал мир как Джон. Воспаленный мозг вызывал видения дедушки и бабушки. Они постоянно пытались спасать Костика, помогать ему во всем, и он осознал, что «выкарабкается».
26.10.06 Н. Ланд
Примечание: автор не несет ответственности за возможные совпадения имен и фамилий, а также названий, используемых в данном произведении, с реально существующими лицами и объектами, или опубликованными где-то и кем-то ранее. Все совпадения являются случайными
Продолжение следует…