Для чего трудности?

Елена Павловская
Нахлынули, налетели, почти накрыли собой трудности. Так хочется задать вопрос, как у Льва Толстого – за что? И оправдать свое малодушие и страх, свою лень и распущенность. Так не хочется расставаться с привычным, давно знакомым ритмом бытия.
Но я задаю вопрос вопреки – для чего? И слышу ответ - Для преодоления своего внутреннего притупления. Во мне действуют два закона, и сейчас я их остро ощущаю. Один закон духа, а другой – плоти. И факт их борьбы очевиден мне до крови. Это борьба страшная, жестокая, ибо идет борьба за обладание человеком. Я не хочу подчиняться плоти, дела плоти известны – они суть: “прелюбодняние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное”.
Плоды же духа – любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
Если ты не хочешь подчинения плоти, то вступаешь на тропу войны, на путь больших мучений и длительного труда. Иногда этот труд кажется тебе совершенно безнадежным, и тебе хочется быстро убежать назад. Но здесь нет пути назад. Вступив однажды на эту тропу, ты понимаешь, что насколько ты продвинулся вперед, настолько закрывается путь в обратно. Иногда, вдруг, внутри ума и сердца, всего состава человека, открываются такие голубые небеса и золотые солнца, что замирает душа от предчувствия блаженства победы, и ты готов трудиться еще тысячу лет.
“Блаженство предощущаемое, счастье и тишина прозреваемая, столь неизреченно велики, что они могут только, как молния, озарить на минуту душу и вновь она остается в потемках”. И вот тогда начинается труд не забыть, не переставать верить, хранить память, искать их вновь и вновь, стучать в закрытую дверь, просить, умолять, никуда не уходить и стоять как нищий, перед дверью к сокровищам. Только нищие могут испытывать этот духовный голод, а богатые никогда – они всем довольны. Этот труд и есть вера – хранить в себе невидимое как величайшую видимую реальность, иметь внутри себя вечно горящую свечу, блюсти в себе чашу, чтобы она была готова в любой момент принять божественное вино. Не по нашим заслугам, а по совсем иным законам духа, по любви Божией. И ты уже не можешь жить без этой влюбленности в божественное, ты готов отдать все за однажды открывшееся перед тобой сокровище. В душе возникают силы, и рождается разум, и возникает разумение, и сходит в нас мудрость, и облекается она в терпение – все для того, чтобы искать Возлюбленного.
“Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет и покупает поле то”.
Трудности великие и терпение нужно великое, но и воздаяние безмерно и утешение неизреченно. Потому и сказано, что “узок путь, ведущий в Жизнь, и немногие находят его”.
Трудности – для чего? Для того, чтобы всегда искать, всегда жаждать, всегда трудиться. А ты сделал остановку, нашел нечто комфортное, и в этом уже готов предать своего Возлюбленного. Пока человек жив, суждено ему проходить “сквозь тесные врата”.
С Ним преодолевается всякая трудность – “человекам невозможно, Богу все возможно”! Все возможно верующему, все дается по вере. Вот, я и говорю Господу – Верую, Господи! Но помоги моему неверию! Дай мне веру с горчичное зерно!
Трудности – для труда. Труд наш дает плоды сладчайшие с древа жизни для освобождения от греховного притупления.