Городские заметки 3 Бакинский бульвар

Лейла Сабзали
Статья третья.

 


 Итак, завершив прогулку по Николаевской (ныне Истиглаллийят), сворачиваем - на Садовую( ул. им. Ниязи).
Протяженностью в 450 метров, считая от площади(ныне - пл.Азнефти), Садовая улица начала застраиваться примерно, к 1885 году. И одним из первых зданий на этой улице явилось здание Мариинской гимназии( ныне художественный музей). Двухэтажное общественное сооружение по проекту гражданского инженера М. Д. Ботова решенное в классических традициях ордерной архитектуры. Качественность и добротность исполнения этого  сооружения даже сегодня, спустя два века, производят впечатление респектабельности и внушительности. Что касается художественной составляющей этого сооружения, то  выполнено оно  в стилизаторской манере, где явно выражен английский архитектурный стиль конца XVIII века. Строгий, не грешит нагромождением деталей, лаконичный и безупречный во вкусовом решении. Чуть позже, в 1888 году рядом с Мариинской гимназией появляется еще одно здание - двухэтажный особняк, известный бакинцам как - "особняк Де Бура", впоследствии вошедший в архитектурную сокровищницу города. Особняк был построен по проекту гражданского инженера - Н.А.Фон дер Нонне. Ныне здесь также, располагается художественный музей. Классические формы колонной архитектуры присущи и этому зданию, но, особенным архитектурным достоинством его, по мнению известного азербайджанского архитектора - Шамиля Фатуллаева, является -  трехмерный фасад строения с великолепно прорисованными классическими элементами  -портиками - на главном - переднем  фасаде и лоджиями - на боковых. Что делает его эффектным с трех обозреваемых сторон и придают зданию, при всей его малоэтажности  масштабность и великолепие.
 Оба эти здания, удачно гармонируя друг с другом, создают прекрасный архитектурный ансамбль, консонируя и с другими постройками, находящимися в обозреваемой близости. В частности, со зданием Общественного собрания (филармония) и  с доходным домом братьев Садыховых. Ну, а  зелень, находящегося на противоположной стороне Губернаторского сада, делают этот участок города чем-то напоминающим улицы Парижа XIX века.
 
Надо отметить, что профессиональная деятельность Н.А. Фон дер Нонне долгое время определяла судьбу архитектуры Баку. И когда ему городской управой города было поручено создание генерального плана строительства Баку и - гораздо позже, когда он был избран - городским головой. До сих пор остается неясным, - почему при наличии в тот период в Баку целой плеяды талантливейших  европейских архитекторов( хотя бы тот же,- Гославский, занимавший тогда пост главного архитектора города) создание генплана Баку было поручено специально приглашенному частному лицу ?  По мнению современников, менее талантливому, да к тому же,  больше инженеру, чем архитектору.  Думаю, что такое решение было принято именно потому, что для создания генплана города требовалось больше инженерное мышление со всей его строгостью и педантизмом, чем образное архитектурное видение. О немецком педантизме Фон дер Нонне в те времена ходили легенды и почти  анекдоты. К тому же место, где планировалось построить город, обладало своей сложной спецификой и потому требовало особой  планировки с учетом местных особенностей. Территория представляла собой не равнинный, а гористый ландшафт,да еще на разломе земной коры с огромным количеством подземных пустот и наличием, практически под всей территорией грунтовых вод. Особенности были и в своеобразном климате  застраиваемой зоны - летом - жара и круглогодично - сильные ветра. План  Нонне учитывал все эти особенности. И город, согласно ему, должен был возводиться в террасном решении. С учетом "розы ветров" были прочерчены и линии будущих бакинских улиц, формирующих структуру города. В большей части города улицы создавались неширокими именно из-за климатических условий местности, а строения возводились высотностью - не более четырех этажей, хоть к тому времени в Европе, да и в Америке уже строились и более высокие строения.  В то время высказывались мнения некоторых архитекторов о несколько механической планировке Нонне жилых кварталов города, которая, якобы "неблагоприятным образом сказалась на  художественном облике города". И что "архитектурное вдохновение великих зодчих было втиснуто в планировочные рамки" и что их творческая свобода была заранее ограничена определенными требованиями заложенными в плане. И все же, несмотря на  критику современников план Н.А Фон дер Ноне явился для Баку того периода - единственно возможным решением для строительства города. И в результате талантливой планировки Нонне в городе был создан комфортный внутренний микроклимат. Более поздние планировочные работы оставались больше на бумаге, а план Нонне с последующей редакцией М.Г. Гаджинского на многие десятки лет оставался актуальным.
 Надо сказать, что любое частное строительство в Баку того периода проходило под жесточайшим контролем со стороны городской управы. Кроме того, что ни одному частному лицу не дозволялось что- либо строить вразрез с генпланом, к застройщику так же, предъявлялись и другие требования. Например,- проекты будущих зданий представлялись на рассмотрение комиссии по благоустройству города, настойчиво требовавшей от архитекторов, чтобы в центральных районах города не возводили зданий, - «Фасады которых совершенно не разработаны в архитектурном отношении... И положительно безобразят город». И если комиссия находила проекты предлагаемых зданий,- недостаточно хорошими или - не соответствующими стилю участка города, где эти проекты собирались претворять в жизнь, осуществление их запрещалось. Невзирая на чины и звания. Остается только посожалеть, что порядок этот не дожил до наших дней.
 Завершая прогулку по Садовой улице, мы подошли к зданию, которое явилось последним значительным зданием, построенным в тот исторический период на этой улице. Это трехэтажный доходный дом, построенный в 1893-1894 годах по проекту тифлисского архитектора - немца - П. Штерна. Архитектурные достоинства дома сосредоточены в основном, на его фасаде, трактованном в стиле - французского ренессанса. Этот дом явился также и завершающим аккордом в перспективе западной части набережной.

 А теперь - о наиболее замечательной части нашего города, о его морском фасаде, на протяжении двух веков определявшем лицо Баку, - о бакинском бульваре. Некогда, войдя в каталоги красивейших сооружений мира, бульвар долгое время оставался гордостью бакинцев. Сегодня, к сожалению, тот бульвар, о котором идет речь, остался лишь в памяти коренных бакинцев, да еще, пожалуй, на старых фоторафиях. Состояние его сегодня  плачевно и он  нуждается в полной реконструкции.  Перестроечный период, война, беженцы, перенаселение - все это сказалось на состоянии города. Сегодня в помощи нуждаются и зеленые насаждения города. Часть которых  по причине отсутствия грамотного ухода приходит в негодность, часть преступно вырубается. Пострадали зеленые насаждения и на бульваре, сегодня бульвар недосчитывается многих деревьев, кустарников. Нет и знаменитых ковровых клумб - главных украшений бульвара, некогда создававшихся искусными руками садоводов из редких сортов цветов и декоративных растений. Впрочем, не в такие уж далекие времена, бывших в наличии и радовавших глаз бакинцев.  Все, что строилось веками, разрушено за какие-то, десять- пятнадцать лет. Бульвар сегодня обшарпан и, пожалуй, больше напоминает базарную площадь захудалого районного центра. Разбитые ступеньки лестниц, сломанные балюстрады, искореженные автомобилями заасфальтированные бульварные дорожки... Грустное зрелище.  Бывший когда-то, излюбленным местом отдыха бакинцев, сегодня бульвар ими почти и не посещается. Думаю, бульвар необходимо отреставрировать по старым фотографиям. Обнести его железной изгородью, а вход сделать платным, причем, - очень дорогостоящим. Возможно, тогда новоявленные жители Баку станут ценить то, что было создано до них трудом нескольких поколений бакинцев. Это о грустном. 
 
После того, как в 1860 году была убрана крепостная стена со стороны моря, возникла необходимость в архитектурном оформлении набережной. К тому времени Александровская набережная была объектом пристального внимания городских властей еще и по причине расположения там резиденции губернатора Баку.
 
Надо отметить, что первые шаги по благоустройству набережной были сделаны замечательным азербайджанским архитектором - Касым беком Гаджибабабековым (1811-1874гг.).  Им были  произведены значительные инженерные и планировочные работы по устройству набережной. Гаджибабабеков занимался и строительством  ее и вопросами подведения к бульвару пресной воды. В 1867 году по его проектам на этом участке были построены фонтаны и прочие парковые сооружения . После чего набережная получила  бульвар, как целостное архитектурное творение, градоформирующий элемент, ставший, по словам современников, - "драгоценным украшением города".
В 1860 году пароходная компания «Кавказ и Меркурий» построила на набережной пристань и другие специальные сооружения, разделив береговую полосу на 2 части. Александровская набережная, проходящая вдоль стен крепости и - Петровская - в восточном направлении - до- Большой Морской. Поэтому в 1897 г. был построен барьер отделивший участок в 50 метров от моря, четко обозначив бульвар.
В 1900 году Садовая Комиссия города постановила устроить на набережной питомник декоративных деревьев и с этого момента началось озеленение бульвара. Детальный проект по озеленению бульвара, с учетом ширины аллей и их протяженности, пород деревьев и других видов растений был составлен гражданским инженером К.Б. Скуревичем совместно с городским садоводом - Васильевым. В 1909 году была внесена новая лепта в благоустройство бульвара. Хотя он и имел уже достаточно хороший вид, все же набережная находилась в плену пристаней и причалов. Решением этих вопросов занимался руководитель строительного отдела управы - инженер М.Г. Гаджинский. В разработке проекта под руководством Гаджинского принимал участие талантливый архитектор А. Эйхлер. На бульваре были выстроены большие павильоны, фонтаны и беседки, была построена лестница ведущая к морю. По проекту архитектора Н.Г. Баева на бульваре были построены купальни на сваях, по словам современников, - "привлекавшие внимание своей самобытной архитектурой".
 
После того, как было положено начало бульвару, стали застраиваться кварталы примыкающие к восточной части крепостной стены. В архитектурном смысле, застройка самой лучшей части города была не столь выразительной, как, скажем, здание городской думы и прилегающие к нему здания, намного более интересные и значительные в художественном смысле.  И производилась в основном, однотипными двухэтажными постройками, прерывавшимися узкими переулками. Но и это было вызвано необходимостью. За этими строениями находилась древняя стена исторической части внутреннего города, там же стояла и древняя башня "Гыз галасы". А потому вычурность прилегавющих к исторической зоне домов могла бы нарушить композиционный строй, на котором держалась вся художественная трактовка Баку. То есть, необходимо было сохранить архаику древнего города, не слишком сильно вторгаясь в нее новыми строениями.  И в результате, эта часть города  представляла собой широкую пространственную композицию в сочетании с бульваром, зеленью деревьев. И  являла собой - красивейшее место, бывшее  в то время самой оживленной частью города. Не случайно современники замечали, что - «самая блестящая часть города - набережная. С добротными домами, с красивыми судами на синих каспийских волнах, с вечным звоном конок, суетой прогуливавшихся там пешеходов».


Баку. 2002г.



Необходимо сказать, что бульвар вот уже год как отреставрировали. И хоть мне лично не все в его новом решении нравится, выглядит сегодня бульвар весьма презентабельно. И опять он стал излюбленным местом отдыха бакинцев. Так что, мечты иногда сбываются, в особенности, озвученные.