Юля

Михаил Разиньков
ЮЛЯ

 Сколько она себя помнила – она любила рисовать. Часто дома она воз-вращалась к своим рисункам, просматривала их. При этом почти не показы-вала их родителям. Эти рисунки представляли для нее особую ценность, по-тому что в Юлиных представлениях являлись ее внутренней основой.
 Как многочисленные ручьи стекаются в одно место и образуют озеро, так и эти рисунки, собираясь, наполняли ее ощущением интереса к жизни, при-частности к чему-то большему, гораздо более интересному, чем ее обычная жизнь.
 В этой жизни, как она узнала, повзрослев, очень многие перспективы хо-рошо известны. Как ты будешь жить, что ты будешь делать, как будет скла-дываться твоя дальнейшая судьба. Для многих людей кажется, что перспек-тивы эти если и могут изменяться, то, пожалуй, только в худшую сторону. Например, неприятности на работе могут лишить тебя стабильности, зарпла-ты, и еще разных вещей. Неприятности в личной жизни могут вдруг закон-читься разводом. Отсутствие мест на рынке труда легко оставит тебя без любимой, или, по крайней мере, выбранной, профессии. В остальном же лю-ди, предпочитающие устраиваться в жизни, используя свои представления о ней, получают то, что хотят – стабильность и зримые перспективы.
 Для таких людей как Юля наличие таких перспектив замещается и сосед-ствует с чем-то более важным – со своеобразной жизненной целью, смыслом жизни. Это люди творческие и для Юли творчеством было – рисовать.
 Сейчас, уже взрослая художница, она часто жила за городом. Ее дача вы-ходила окнами на поле, на далекую нить лесополосы, и на большое, светло-синее небо, что ей здесь и нравилось. Она выходила на луг, в поле, сидела на веранде или на ступеньках крыльца, и чувствовала свою причастность к при-роде, к людям, жившим в недалекой деревне. Здесь же она писала свои кар-тины.
 Она жила здесь уже несколько дней, отдыхая от города и напряженных дел. Как и обычно, через некоторое время ее посетило ощущение нового за-мысла, и как всегда в таких случаях, она ходила, бережно храня его в себе, думая о том, когда и как приступит к работе. Мысли приходили к ней обра-зом, и как бы рождались в ее голове после того как она что-то видела или слышала, а потом, неожиданно, думая о другом совмещала разные впечатле-ния или мысли. После этого она начинала работать.
 Чаще всего она видела перед собой новый замысел. Не всегда он получал-ся именно таким, но в общих чертах получалось то, что она хотела. С творче-ством у нее всегда было так: приступаешь к работе, имея определенную идею, а затем начинаешь вживаться в эту мысль, втягиваться в работу, и пре-кращать не хочется. В ходе работы рождаются идеи, схожие с этой. Они сле-дуют одна за другой, и ты их тоже привносишь в свой изначальный замысел.
 Юля всегда шла за этим, и такой путь часто уводил ее далеко, однако и не слишком далеко, чтобы она не почувствовала себя плохо.
 Ей также нравился этот процесс усложнения замысла. Она сравнивала его с выращиванием растения, с развивающимся деревом, потому что он дейст-вительно наполнялся влагой ее мысли и работы, и тянулся своими тонкими ветвями выше и выше. Порой все ее рисунки казались Юле такими деревья-ми, овеваемыми ветром.
 Наслаждение она потом испытывала именно от подобных воспоминаний.
 Работы ее пользовались популярностью, и эти две составляющие: прият-ные воспоминания о труде, и признание, двигали ее дальше.
 Кроме того, важно было и то, что она заканчивала свои работы, предлага-ла их другим. Это выводило ее из границ самотворчества – приятного, но безответного вида деятельности, рождающего чаще всего лишь глубокие со-мнения.
 Неоднократно ее убеждали в обратном. В том, что ее работа никому не нужна. Но она редко слушала такие уговоры. Сейчас, когда она реализовыва-лась, советы оставить живопись были действительно бессильны.
 Пейзаж, который она задумала сегодня, был достаточно обычным, просто она редко писала пейзажи. В нем должны были присутствовать несколько более яркие, по сравнению с реальностью, краски – ей нравилось украшать. На переднем плане – яркие луговые цветы, а дальше – уходящая плоскость поля, синеющее небо и высокие травы. Ей хотелось дождя, и в темнеющем небе она хотела изобразить собирающиеся тучи. От темноты этих туч цветы переднего плана делались нежнее.
 Юля развернула лист и начала рисовать.
 Она подумала о себе: ей тридцать лет, у нее есть много планов, вот таких замыслов, которые она часто откладывает про запас. Далеко не всегда она к ним возвращается, потому что больше любит новое, возникшее недавно, предпочитая заниматься именно этим. И сейчас ее увлек именно новый за-мысел. Но у нее есть и стратегические планы: какие-то большие работы, к которым она готовилась, или работы из тех уже придуманных планов, кото-рые она обязательно хотела исполнить.
 А еще она хотела заняться копированием старых известных мастеров – для саморазвития.
 Работая над картиной, она увлеклась деталями увиденного. Юля заметила вдалеке тонкую, еле видную полосу дороги, разрывы в дальней полосе обла-ков и даже, кажется, далекий дождь. Цветы, которые так занимали ее изна-чально, стали терять свое значение, и она некоторое время сомневалась над ними, но потом решила оставить все как есть.
 Работа шла уже несколько часов. Она рисовала акварелью. Время от вре-мени она отвлекалась: ходила домой пить чай, просто сидела и смотрела, раз-глядывала свою работу.
 Когда она вернулась домой, начал накрапывать дождь и Юля, глядя в ок-но, немного дополнила свою картину.
 Через некоторое время она поставила чайник на плиту и села на диван, отдохнуть. Электрический свет заливал небольшую комнату с деревянными стенами. Это тоже был один из любимых Юлиных моментов, потому что именно так она представляла себе идеальный вечерний отдых.
 Слушая, как бьет о стекло дождь, Юля подумала о матери, которая жила сейчас в городе и редко приезжала сюда. Сейчас она думала, что хорошо бы отправить матери денег, и просто послать открытку. Позже, в конце лета она съездит к ней, но это будет только через две недели.
 Юля сняла чайник с плиты и смотрела на свои рисунки. Они казались ей, как и в детстве, очень важными. Самое главное, что это чувство сохранялось, оставалось с ней через годы. Но, наверное впервые в жизни, она подумала о том, что хорошо бы показать их матери, и услышать, как она отзовется, как оценит их. Юле показалось, что это будет для нее важным, действительно важным.

 Июнь 2006 г.