Иван

Михаил Разиньков
ИВАН

 Это произошло неожиданно. Иван жил с девушкой, они встречались уже давно и думали о свадьбе. Эти дни были самыми счастливыми в его жизни, потом он вспоминал о них как о самых высоких минутах радости, которые случились с ним на земле.
 Люди, что пришли в их дом тем вечером были бедны. Они воспитывались в тяжелых условиях. У обоих родители были недалекими, грубыми людьми, предоставлявшими своим детям полную свободу деятельности вне рамок подчинения им. Особенно это стало заметно, когда нужно было заботиться об одежде и пропитании.
 Костя и Леня грабили людей, делая это не из особого удовольствия или ребячества – им нечего было есть. Но они уже привыкли к такому образу жизни и не могли не воровать. Поздним вечером, ночью они грабили прохо-жих, заставая одиноко идущих домой или просто гуляющих. Они взламывали квартиры, узнавая, что хозяева уехали на какое-то время.
 Их друзья были похожи на них, поэтому их развлечением стали бары, большое количество пива, вина или водки, широкий разгул. Музыка, кото-рую они слушали, тоже была о тюрьме и об их образе жизни. Она нравилась тем, что внушала в мужчин прилив бодрой энергии.
 В тот вечер Ольги не было дома, она ночевала у родителей. Иван спал на диване, а когда проснулся – увидел двоих мужчин, роющихся в его столе. Он успел испугаться, потом – вскипел яростью, но он не знал, что делать – вклю-чили свет и его тут же заметили.
 Он был слабее, поэтому Леня и Костя били его, не думая о последствиях. И организм Ивана не выдержал – он умер через день после побоев. Умирая, он видел, как сидит у его постели Оля, чувствовал ее горе – оно расходилось темными контурами вокруг ее головы. Впрочем, скорее всего, это ему просто казалось.
 Потом он почувствовал, что жив, находится не в больничной палате, а по-том он все забыл.
 Другие воспоминания пришли вместе с рассказами людей, которые его окружали теперь. Они напоминали Ивану о том, как он жил, что делал, кто была его девушка. Он запоминал и старался понять, что потерял. Все чувства его к Оле сохранились, или, точнее, он их вспомнил, и ему теперь осталось переживать новое глубокое чувство – чувство ожидания. Он знал, что Оля – прекрасная девушка, и что она обязательно к нему придет. Иван видел пре-красные пары, умершие и в XIX, и в XVIII веке, гулявшие здесь и рассказы-вавшие ему свои истории. Он смотрел на них и понимал, что у него все будет точно также.
 Еще ему рассказали, что грабителей звали Костя и Леня, и что их навел сосед, живущий на два этажа ниже. Сосед не любил Ивана, и на то у него бы-ли свои причины. «Что же это за люди такие?» - думал Иван. «Почему они становятся такими, и почему в них развиваются эти отвратительные чувст-ва?»
 Потом, когда пришло его время, он начал гулять с Ольгой. Она стала ум-нее и потому – более привлекательной для Ивана.
 А потом в их жизни появились те самые люди, которые заставили их ожи-дать. Этих людей было трое, и появились они легко и практически одновре-менно. От них исходил свежий запах, и в их памяти также сохранились рас-сказы о том, кто они были. Они знали, что терпели испытания, раскаяния, возрождение чувства злобы, и снова – колоссальные испытания, муки. Их путь был очень труден. Они также знали, что сделали с Иваном, но именно знали – потому что все, что им было известно, также пришло из рассказов.
 Леонид оказался хорошим собеседником. Речь его была ровна и рассуди-тельна. Он быстро развивался и умел нравиться собеседникам. Костя был по-проще, однако вскоре обнаружил интерес к молчаливым размышлениям. Он проводил с бывшим соседом Ивана – Сашей – вечера у длинной туманной реки.
 В отличие от земной реки, здесь не было комаров – и никто не мешал им сидеть и беседовать. Бывало прохладно, бывало приятно. По берегам реки сидели рыбаки и их все убывающие вдаль силуэты являлись непременным атрибутом этой реки.
 Вскоре Костя и Леонид обнаружили интерес к рыбалке. Саша в эти мо-менты оставался один и ходил к Ивану на чай. Он научился музицировать и его, сначала неуверенные, а затем тщательные и продуманные, исполнения радовали сидящих за столом, а особенно – Олю.
 Саша был любознателен. Черта, выражавшаяся раньше в слежении за ус-пехами других, за соседями, приобретала новый характер. Интересно также и то, что Костя, которому порой становилось скучно у реки, также заинтересо-вался музыкой. Он вспоминал, как сделал Ивана несчастным, и эта мысль за-ставляла его мучиться по ночам.
 Он поделился своими мыслями с Леонидом, а затем – с Сашей. Через не-которое время они рассказали о себе Ивану и Оле. Ведь все они знали о ко-гда-то происходившем, хотя и по рассказам других.
 Разговор закончился поздно ночью, когда Саша отыграл новое, разучен-ное им произведение. Именно в тот вечер Леонид почувствовал, что и сам не против сочинять. Они с Костей стали соавторами и далее старались работать вместе.
 Поскольку времени было очень много, каждый из них помногу занимался. Этих людей интересовали разные вещи. Через определенное время каждый из них решил помочь другим людям. Сначала эта мысль пришла Ивану и Оле, а затем всем остальным. Вечером они поговорили о ней, решая, что де-лать.
 Они спускались на землю и помогали больным, нищим людям, зная, как трудно, часто просто невозможно устранить тот пресс, те камни, давящие на таких людей со всех сторон. Они помогали всем, и т.к. они действовали со-обща, то люди, которым они помогали, могли собираться вместе, а часто та-ланты, заключенные в них, прорывались из своих убогих жилищ. Некоторые были не в состоянии это сделать, потому что были уже старыми, но они пе-рестали быть бомжами. Другие становились инженерами, строителями, вспоминали свои прежние профессии или придумывали новые. Человек на-чинал искать средства сажать сады и цветы, и забота об этой красоте, а такой человек стремился именно к красоте, двигала его существо, выводя из того ужаса, в который он попал ранее. Молодые же люди начинали это делать сразу, и их энергия делала в т.ч. и то, чтобы забывшие себя мужчины и жен-щины, бездомные старики, каким-то образом переставали страдать.
 Все пятеро не наставляли этих людей, а лишь помогали им. Каждый ис-пользовал свои возможности. Например, Костя общался с людьми попроще, Оля – помогала женщинам, Иван и Леонид – детям и, конечно, не только им.
 На земле, как и на небе все почти то же самое. Просто на небе, наверное, на каждого хватает времени. Иван, Саша, Костя, Леонид и Ольга всегда дол-го говорили друг с другом, и рассказы об их прошлом становились все даль-ше и глуше.

 21-22.10. 2006.