Размышления о моём собственном творчестве, или письмо моим добро

Даниэль Бродский
В детстве я обладал богатой фантазией присущей любому ребёнку. Я придумывал истории про гномиков. Став чуть старше, лет наверно с 9 я начал придумывать собственные настольные игры. Тогда я неутомимо рисовал гигантские лабиринты и заставлял всех подряд проходить их. Путаться в скопище этих линей приходилось в основном моим бабушке и дедушке. У нас не было, в отличие от остальных ребят, приставок и я стал рисовать компьютерные игры на бумаге. Приятели и в основном мои братья обожали играть в них. На сколько же мне было тогда приятно создавать новые лабиринты наполненные монстрами. За этим занятием я мог проводить целые дни. Как сейчас вспомню какой фантазией и энтузиазмом я тогда обладал, так начинаю каждый раз завидовать самому себе.

В двенадцать лет я решил записать одну из своих выдуманных историй на бумагу. Получилась не оконченная сказка о лего-человечках в стиле не то сказки, не то фэнтези. Сказка была снабжена собственными рисунками и картами. С двенадцати до тринадцати лет я был столь продуктивен как никогда.

Позже я пытался записать пару других фантазий, но кроме нескольких, исписанных корявым почерком, страниц у меня ничего не получалось. И вот, где-то в 14 или 15 лет, я стал писать свою первую фэнтези под дурацким названием "DL's fantastic story". DL это мой ник. Причём писал я на протяжение двух лет хотя бы несколько страниц в неделю. Писал я упорно и исписал я чуть больше чем две общие тетради объёмом в 96 листов, то есть 192 страницы. Честно говоря мне сейчас сей подвиг не повторить! Бросил я писать сию "сагу" когда понял, что дальше я писать не могу: нету идей и я пишу чёрти-что лишь бы заполнить хоть чем-то страницы. Сейчас мне жутко скучно читать эту писанину: она состоит практически из одних драк и совершенно плоских диалогов и описаний. К тому же сюжетная линия всё время скачет из стороны в сторону. Единственное, что интересно и смешно, так это куча ошибок в правописании и грамматики (писал я тогда на немецком ещё плохо владея им). Читаешь и давишься от смеха.

Следующий мой писательский эксперимент я провёл в 18 лет. Тогда мой младший брат получил в подарок книжку про Таню Гроттер. Я её естественно прочитал. В книге был указан интернет-адрес сайта Тани Гроттер. Из чистого любопытства я зашёл туда.На форуме был литературный раздел, где всякий желающий мог написать или поместить своё произведение. В то время мы проходили в школе Фауста. Это произведение поразило меня до глубины души и я, побывав на этом форуме, подумал: "А почему бы и мне не написать собственную историю?", и принялся писать моего "Фауста 2004". Начал я писать в феврале, а кончил в мае. Всё это время я был на верху блаженства, я чувствовал себя писателем, мастером, творцом. Нету большего наслаждения, чем творить. Если я бы был Богом, то на седьмой день я бы не отдыхал, а ликовал и праздновал: удалось, совершилось, я смог, я сделал это! "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!". И хотя я уже тогда видел кучу недостатков и понимал, что некоторые места у меня совершенно не удались, я был рад: впервые в жизни мне удалось написать законченное произведение. К тому же я вложил туда пару хороших мыслей и удачно встроил мои стихи (все на немецком, я их начал писать в 17 лет), а также написал одно новое, специально для моего "Фауста 2004"- Geisterbeschwoerung (заклятие духов), которое мне до сих пор нравится.

Затем я естественно стал совать всем кого знал моего "Фауста" и просить о рецензиях. Рецензии я получил не от о всех, да и были они в основном слишком доброжелательными. Самую лучшую оценку "Фауста 2004" дала знакомая девочка Таня сказав: "Это фанфик". Фанфик это сокращение от слова fan-fiction: творчество фанатов, обычно на тему Толкина или Гарри Поттера. В начале 2006 года я перечитал абсолютно всё, что я написал. Я и раньше понимал, что моя писанина ничего не стоит, только теперь я понял насколько же я ничтожен. Моя сказка, написанная в 12 лет, тянет на уровень 8-9 летнего ребёнка. Мой "Фауст 2004" я написал на сайте рядом с работами девочек 12-14 лет. Так вот мой фанфик и тянет максимум на уровень 15 летнего ребёнка. Причём я говорю не только насчёт моего литературного уровня, но и о уровне мышления и изъяснения своих мыслей. От этого открытия мне стало жутко больно. Одно дело знать, что ты графоман и плохо пишешь, другое дело понимать и ощущать насколько ты плох.

Тогда я решил отбросить в сторону большие проекты и выдуманные тексты и по совету знакомых стал писать коротенькие рассказики и зарисовки. Причём эти рассказики я рассматриваю скорее всего как упражнения: если у меня в жизни есть какие-то интересные события или мысли и наблюдения, то я решил их излагать на бумаге, стремясь сделать это как можно лучше и интересней. Начал я с миниатюры "Вечер у Чака" за которой стоит одна простая мысль на религиозную тему. В литературной студии, которую я посещаю с начала 2006 года, сказали, что у меня как всегда слишком много лишнего. А так идея конечно правильная и есть даже одна удачная фраза.

Следующея вещь которую я представил перед очи наших литераторов было эссе о Гарри Потере. Мне моё эссе кажется слишком детским. В лит-студии оно вызвало бурную дискуссию, а наша ведущая вообще опубликовала его на сайте нашего клуба. В интернете же на www.proza.ru, где я выставляю все мои работы на общее обозрение, на мой текст вообще никто не обратил внимания.

Затем я начал писать в голове некоторые другие рассказы и вынашивал я их всё лето. Наконец, в августе я сел за компьютер и напечатал три рассказа: "Izar-Tour" некий очерк о моём путешествие по горам с русскими студентками. Данная вещь получилась даже для меня самого слишком повествовательной. Рассказ, в стиле дневника "Kurt Huber Gymnasium (KHG)" про мою новую школу, должен ознакомить русского читателя с немецкой системой образования. После того как я прочитал один отрывок из "KHG" в лит-студии, мне опять сказали: слишком повествовательно, как всегда лишние детали. Меня очень удивили высказыванием, что мне нужно определится, что именно я пишу: дневник, рассказ или же статью. Не думал, что у меня такой вот синтез разных стилей, хотя может имено это и является моим личным почерком, особенной моей чертой?

Тем временем, мои новые рассказы прочитала вся семья, бабушка и дедушка и несколько друзей и знакомых. Все говорили как я улучшился по сравнению с "Фаустом 2004". Особенно всем понравился рассказ "Игра в солдатики"-самое лучше, что я когда либо написал. В этом рассказе описывается как я в детстве играл в войну сначала в песочнице (4 года), а затем с моим другом Сашей на даче (9 лет). Далее, я вступил в исторический клуб, где взрослые люди тоже играют в войну, правда уже на другом уровне. В основной части, описываются солдатские будни в нашем клубе (16 лет). А так же даются мои размышления на тему: зачем мне всё это надо если сама эта "игра" не такая уж и интересная, а жизнь в клубе скучная, да и члены клуба мне совершенно не подходят по интересам и уровню. Заканчивается всё это размышлениями (21год), а было ли это всё мне нужно? Не зря ли я потратил столько времени на деятельность в клубе или это мне всё-таки что-то дало. Таким образом воспоминания 4 и 9 лет, а так же размышления сделанные сейчас, как бы обрамляют основной рассказ.

Прочитал я "Игру в солдатики" в лит-студии, думая, что могу рассчитывать хоть на какой-то триумф. А мне вместо этого задали типичный вопрос: ну и? И что вы, молодой человек, хотели этим сказать? У вас есть, конечно, несколько живых мест, но в целом это опять повествовательный стиль. И самое главное: нету общей мысли, на которую нанизываются все события в рассказе.

Критику я конечно могу переваривать, но к такой критике я был не готов! Удивительно, что сцена где я замерзаю всем очень понравилась, хотя я её считаю не удавшейся. Места где я рассчитывал на смех не произвели ни какого впечатления. А мама ещё хотела послать мои тексты в Россию в надежде, что их напечатают в каком-нибудь молодёжном журнале. Ну да, конечно, так уж и напечатают...в каком-нибудь мухокакенске может этот фокус ещё и пройдёт, но не в Петербурге!

Я с самого начала понимал, что похвалы семьи ничего не значат. Родные судят во-первых не профессионально, а во-вторых слишком доброжелательно. Хотя... например вот мои братья нашли в "Игре в солдатики" некоторые мысли и наблюдения которые и они делали будучи в историческом клубе. "KHG" действительно написано в стиле дневника. Мои братья выросли в эпоху интернета и живых журналов (то есть дневников ведущихся в сети). Они читают немецкую литературу о реальных историях, взятых из реальной жизни, про проблемы подростков: алкоголизм, наркотическая зависимость, мобинг в школе, беременность в четырнадцать лет. Тут самое важное ведь что? Можешь ли ты рассказать что-нибудь про себя и свою жизнь или нет? Естественно, мои братья имеют другое суждение о моём творчестве нежели поэты и писатели в нашей литературной студии выросшие на совсем другой литературе.

В плане стихотворений у меня тоже есть некий "прогресс". В 17 лет я написал моей немецкой бабушке (она мне не родственница, но наши дружеские отношения перешли в родственные) поздравительный стишок. Это не стишок, а ужас на который стыдно смотреть. В сентябре этого года я написал новое поздравительное стихотворение "Danke...". Оно конечно тоже не ахти какое, на уровне "С днём рождения поздравляем/ счастья радости желаем...". Рифмы в основном глагольные, но в отличие от стишка 4х годней давности они хотя бы нормальные, да и размер соблюдён. Самое лучшее моё стихотворение это "Золушка". В нём мне удалось очень ёмко и чётко описать мои чувство. Оно даже понравилось в лит-студии.

Мой друг Миша Лаптьев посоветовал мне печатать мои произведения на www.stihi.ru и www.proza.ru, мол там помогают молодым авторам, дают им советы, указывают на ошибки и вообще всячески их поддерживают. Фиг вам! За три года на стихи.ру я получил всего лишь пять рецензий. Это конечно объясняется тем, что почти все мои стихи на немецком. На проза.ру за пол года я получил лишь шесть рецензий, причём только одна из них по существу, а не общии слова: мол неплохо, мол пиши ещё. По-моему это говорит само за себя: прочитав мои рассказы, людям нечего сказать. Я не умею писать!

Миша Лаптьев говорит мне: "Нечего посыпать голову пеплом!". Как же не посыпать-то её Мишенька? Ведь я сравниваю, что и как пишут другие. Мои сверстники всегда писали намного лучшие стихи и рассказы чем мои, даже если они не занимались писательством как я, а лишь участвовали в каких-то школьных проектах.

Психолог прочитав всё это явно скажет: "У вас комплекс неполноценности". Да, он явно у меня присутствует, но ведь факты говорят сами за себя, а мой мозг привык сравнивать и анализировать и все выводы отнюдь не в мою пользу!

Заканчивая хочу подвести итоги данных размышлений: в целом у меня есть прогресс и я надеюсь, что и дальше буду улучшаться. Хотя пока всё мною написанное годится лишь для аудитории тинэйджеров.

На будущее у меня следующие цели:1. Наконец-то начать нормально писать и выйти за рамки тинэйджеровской аудитории. 2. Хотелось бы писать рифмованные стихи не только на немецком, но и на русском. 3. Издать лет через пять-восемь книгу. Естественно за свой счёт и малым тиражом, а затем раздарить друзьям и знакомым. Но хотелось что бы друзья читали эту книгу с интересом, а не только по долгу дружбы.

Господи, сколько же мне ещё созревать?

Мюнхен, 29-30 октября 2006