Тамада

Александр Клепиков
 За несколько дней до своего юбилея главный бухгалтер Яна Матвеевна Климковская пригласила сотрудников фирмы в ресторан. «А генеральный будет?» - нескромно интересовались у неё любопытные недоброжелатели, полагая, что директор обязательно придёт к своей пассии с дорогим подарком – автомашиной, как уже несколько месяцев разносила молва. «Обещал!» - скромно улыбаясь, отвечала она, в душе надеясь на то, что так и будет.
 На банкет в назначенное время собрались дружно. Ожидали только приезда генерального. Минут через двадцать он, радостно улыбающийся, уже вручал юбилярше букет цветов.
 - Вот как дружно мы любим Яну Матвеевну! – весело шутил он, обнимая и трижды целуя её в щёку. – Поздравлю с юбилеем и от себя лично, и от всего коллектива! Желаю счастья и… богатства!..
 И неожиданно – к собравшимся гостям:
 - Поддерживаете?.. – и сам себе ответил. - Я так и думал, недоброжелателей у нас на фирме нет! Все люди скромные, работящие… А подарок от фирмы - большой и тяжелый телевизор - в машине…
 - Борис! – крикнул он, обернувшись, к личному шоферу. - Отвезешь после ужина Яну Матвеевну и подарок домой!
 Шок от внезапно услышанного сковал собравшихся, но.. через несколько мгновений все дружно, долго и громко зааплодировали.
 - Большое спасибо Вам за всё!.. – заволновалась, захлопотала побледневшая Яна Матвеевна.
 И громко ко всем:
 – Прошу всех к столу!
 - Вам - в середину! – обратилась она к генеральному и, взяв под руку его супругу, повела к столу, стоящему в центре зала.
 Застучали о тарелки ножи и вилки, послышались звуки открывающихся бутылок, усилились разговоры и смех. В общем, банкет начался.
 - Как руководитель я должен первым сказать слова приветствия в адрес нашего юбиляра. Прошу наполнить бокалы!.. – и генеральный встал за столом с рюмкой водки и начал свою речь, подкрепляя её в избытке изысканными поэтическими словами, шутками и прибаутками, правда, с неясными, туманными намеками то ли на человеческую, то ли на «бухгалтерскую» скаредность.- А поскольку энергичного, обращаю особое внимание, весёлого и «заводного» человека среди присутствующих сегодня нет, то я возьму на себя роль тамады!.. Надеюсь, возражений не будет? – неожиданно завершил он свою речь и строгим взглядом осмотрел сидящих за столами.
 Да и все сотрудники прекрасно понимали, чтобы возглавить юбилейное чествование главного бухгалтера крупной фирмы нужен соответствующий начальственный уровень.
 А генеральный – тамада, получив молчаливое согласие, смело и с ухмылкой продолжал:
 - Слово для поздравления и вручения подарка предоставляется… заместителю генерального директора фирмы… – и бросил хитрый взгляд в сторону сидящей рядом с ним его жены.
 Все дружно и громко зааплодировали.
 Замгендиректора и его супруга вышли вместе, а после поздравительных слов в адрес юбиляра, скинув белую салфетку с подставки, преподнесли настольные часы, вмонтированные в оригинальную бронзовую статуэтку.
 А «тамада» продолжал весело и бесцеремонно комментировать:
 - Часы!?! Домашний контроль?.. И тут вместе!.. Неужели не надоели друг другу?.. А?..
 Жена генерального поспешно под столом надавила своей туфлей его ногу, но он уже бурно входил в роль тамады, широко улыбаясь и смеясь, и не реагируя на замечания:
 - Тяжеловаты-то больно – могут разве пригодиться при решении семейных проблем. Да, ещё как вешалка – шляпы дамские развешивать!..
 Заместитель и его жена покраснели и виновато посмотрели на юбиляршу.
 - Слово предоставляется… - как ни в чем небывало бойко продолжал «тамада».
 Заместитель главного бухгалтера преподнесла своему начальнику небольших размеров ноутбук.
 На что генеральный съязвил:
 - Уже немодный, с малым объемом памяти. Эх!.. Как у всех помощников – словом,
мини!..
 Жена генерального сильно толкнула его ногу. Но директора неостановимо «несло»,
как по льду.
 - Слово предоставляется…
 Системный администратор, молодой приятный человек, краснея и заикаясь, преподнес небольшой изящный дипломат.
 Генеральный тут же сердито «прорычал» на притащившего дамский ларец:
 -Неужели ничего другого не мог купить?.. Что денег ещё не заработал?.. А в этой
сумке только чипсы россыпью носить.
 Посрамлённый работник до того растерялся, что опрокинул рюмку с водкой себе на брюки.
 Но особенно досталось начальнику транспортного отдела, принесшего десятитомник широко известного современного поэта.
 - Подумать только, до чего додумался? Десятитомники стали дарить юбилярам?! Вы что и перед гаишниками сонетами откупаетесь?.. А?.. – саркастически надменно гремел весёлый голос хозяина, разогретый уже несколькими тостами.
 Юбилярша - пассия уже не смеялась, жена генерального в открытую то и дело с силой дергала его за рукав, но «тамада» был в ударе…
 … Напряжение за столами нарастало. Сотрудники уже не шептались, не переглядывались друг с другом, а молча сидели, понурив головы - не ели и не пили.
 А «тамада» продолжал высмеивать, критиковать всех подряд: и произносящих тосты, и тех, кто не ел и не пил. Такой энергии к словоизлияниям могли бы позавидовать даже
известнейшие древние и современные «демократические» ораторы.
 - Да вы что, демонстрируете пренебрежение юбиляру? – гневно вопрошал он. - Вы что, три дэ: диетчики, диабетчики, дистрофики?.. Эх, вы!.. А где же правила хорошего тона…
 Однако все молчали и с укоризной смотрели на генерального директора.…
 А когда следующему работнику генеральный предоставил слово для выступления и вручения подарка, то малоприметная кассирша фирмы Людочка – Манилюбочка, как за глаза звали её сотрудники, нежно, ласково и непринужденно шепотком простонала, явно намекая:
 - Семён Наумович, а что же вы не подарили Яне Матвеевне «Жигулёнка»?.. Она так ждала, да и мы ду…
 Но договорить она не успела, её перебил резкий и гневный голос «тамады»:
 - Кто сказал эту глупость?.. Уволю!.. Распустились тут!.. Всех уволю!!!
 И вдруг исподволь копившиеся возмущения прорвались. Жена заместителя генерального, которая вместе с мужем преподнесла настольные часы в статуэтке, поднялась и твердо сказала:
 - Вы ведете себя, извините, очень некультурно! Всех подряд критикуете. А Яна Матвеевна сгорает от стыда и не может ничего сказать… В общем, вы испортили всем банкет. Предлагаю, уважаемые гости, лишить Семена Наумовича самовольно присвоенных полномочий тамады.
 И вдруг все заулыбались, загалдели, дружно, долго и громко зааплодировали.
 Жена генерального, вцепившись ногтями пальцев рук в его бок, как разъяренная тигрица, угрожающе рявкнула ему в ухо: «Объявляй перерыв, оракул!.. Идиот!.. Я ухожу домой!..»
 После перерыва банкет весело продолжался, но без «тамады»…