Школа для всех

Римма Поляк
Есть области, которые касаются если не всех, то очень многих. Например, школа. Даже закончив ее, мы со временем туда возвращаемся в качестве родителей учеников, и проблемы школы начинают нас волновать еще больше, чем в школьные годы.

Что происходит в сегодняшней российской школе? Ее реформируют, этот процесс идет уже более 15 лет, и мнение родителей реформаторов не интересует. И напрасно. Ведь родители – это самые заинтересованные и самые информированные по части результатов, к которым приводят изменения в школьном образовании, люди. Я хочу высказать свою – родительскую - точку зрения на процесс школьной реформы.

Устав от единообразия советской школы, общество с энтузиазмом восприняло все новшества в образовательной сфере: отмену школьной формы, появление разнообразных программ, новые предметы, обилие учебников на выбор и пр. Но со временем стало приходить понимание того, что разнообразие не всегда является благом, и первыми это почувствовали родители.

После распада СССР появилось ощутимое расслоение нашего общества по материальному достатку, и со временем это различие приобретает признаки пропасти: переход из категории малоимущих в категорию успешных и богатых становится почти недостижимым. И закрепляется это деление на касты уже в средней школе.

Школы стали очень разные по качеству преподавания, по программам, по условиям пребывания в них детей. Речь идет не о частных школах, а о государственных, где в зависимости от престижа учебного заведения неофициальные, но обязательные поборы могут быть приближены и даже превышать стоимость обучения в частной школе. Различные гимназии, лицеи и специализированные школы, в которых, как правило, работают опытные педагоги, небольшие по наполняемости классы, уделяется много времени обучению иностранным языкам и программа ориентированна на поступление в престижный вуз, оказываются не по карману семье с небольшим доходом, потому что часто и уровень коррупции в таких школах очень высок, и все обеспечение учебного процесса, начиная со стоимости учебных пособий и кончая стоимостью обязательных заграничных поездок для языковой практики, ориентированно на богатых родителей. Кроме того, если в богатой семье большое расстояние до школы не проблема, то для малообеспеченных семей оно становится непреодолимым препятствием, и ребенок идет учиться не в ту школу, которая соответствует его способностям и ожиданиям родителей, а в ближайшую к дому. И это разделение на качественное и некачественное школьное образование, появляющееся с первого класса, закрепляется несоответствием программ, перейти из школы в школу очень сложно, так как содержание и объем обучения в разных школах разный. Таким образом, уже с первого класса ребенок из малообеспеченной семьи ставится в заведомо невыгодные условия по сравнению с ребенком из семьи людей богатых, социальное неравенство закрепляется в семилетнем возрасте.

Этого не было бы, будь в нашей школе единая программа обучения хотя бы до 9 класса. К этому возрасту ученик уже определяется со своими собственными (а не родительскими) приоритетами, он уже понимает к какой из областей знаний – гуманитарной, точной или естественнонаучной – у него больше интерес и может сознательно выбрать то направление в своем дальнейшем образовании, которое соответствует его желаниям и способностям. К тому же к 15-16 годам молодой человек уже достаточно самостоятелен и расстояние от школы до дома не становится для него непреодолимым препятствием в получении знаний. Поэтому до 9 класса включительно программа во всех школах должна быть единой, а в 10 - 11 классах обучение может делиться на группы с дополнительным образованием по трем основным направлениям научных знаний – гуманитарных, точных и естественных наук

Наша школа вильнула в сторону от правильной дороги развития. Вместо порядка, необходимого в таком деле как общее среднее образование она пошла по пути хаоса: появилась масса никому не нужных предметов, куча бестолковых учебников, случайные люди в качестве учителей, школу лихорадит от постоянно меняющихся правил. Это все очень плохо. Школа – не место для бесконечных экспериментов. В ней должна быть устоявшаяся система основных компонентов: единая программа, тщательно отобранные, качественные и единые учебники, продуманное количество учебных часов, соответствующее физиологии ребенка и подростка, строгие требования к качеству преподавания и руководству в каждой школе. Пора школе возвращаться на круги своя.

Я уверена, что дальнейшая реформа школы должна идти не в сторону упрощения или усложнения школьной программы, а в сторону ее унификации. Школа должна быть тем общественным институтом, которое дает равные шансы для молодого поколения, это трамплин для будущей жизни и карьеры, и разделение в детстве и отрочестве на «чистых» и «нечистых» – это не только личная трагедия для вступающего в жизнь человека, но и тупик для всего общества, не способного в таких условиях к обновлению и развитию.