Смертельный рейтинг

Виктор Кузовков
Анна Политковская возвращалась домой после поездки по магазинам. Взяв первую часть покупок, она спокойно зашла в подъезд, оснащённый кодовым замком, поднялась к себе в квартиру, выложила пакеты и отправилась за остальным. Внизу, у выхода из лифта, её ждал человек, имя которого, возможно, мы так никогда и не узнаем. Увидев выходящую из лифта журналистку, он поднял пистолет, на ствол которого был навинчен глушитель. После трёх выстрелов в грудь и шею женщина упала. Тогда киллер подошёл ближе и хладнокровно выстрелил ей в голову. Контрольный…
Данные следствия, как обычно в таких случаях, держатся в тайне. Известно лишь, что есть записи камер наружного наблюдения, что убийца не особо скрывал своё лицо, что оружие преступления он бросил на месте. Правда, уже сейчас возникли разночтения по поводу оружия – по разным версиям прессы, Анна была убита или из ПМ (Пистолет Макарова), или из пистолета ИЖ 71. Конечно, жертве и тем, кто её знал, абсолютно всё равно, из чего именно были произведены роковые выстрелы, и относится это не только к убийству Анны Политковской, но для следствия, к примеру, тип и качество использованного оружия являются одним из ключевых факторов, позволяющих сделать первые выводы.

Интересен этот вопрос и в более общем плане, так сказать, применительно к ситуации вообще. Что используют киллеры в своей чёрной «работе»? Чем вызваны те или иные их предпочтения? А какие выводы можем сделать из этого мы – те, для кого вопросы безопасности стоят не на последнем месте?
Именно об этом мы и попытаемся поговорить…

История заказных убийств насчитывает уже не одно тысячелетие. В самых древних источниках есть упоминания об убийствах царей, наследников престола, видных военачальников, неугодных политиков. «И ты, Брут?!» - это сказал Цезарь своему убийце, когда тот вонзил ему нож в спину. Их травили, закалывали кинжалами и ножами, убивали с помощью луков и стрел. В ход шёл весь доступный арсенал, не чурались даже таких ненадёжных методов, как порча и прочие магические штучки. Но наибольшего расцвета это жуткое ремесло достигло совсем недавно, чему все мы были свидетелями.

Безусловно, история двадцатого века вообще была богата на попытки физического устранения неугодных. Но в основном это были акции, имеющие очень серьёзную мотивировку – речь шла либо о десятках и сотнях миллионов долларов, либо об очень серьёзных политических интересах. Наиболее известные примеры – «удачное» покушение на Дж. Кеннеди и десятки неудачных попыток физического устранения кубинского лидера Ф. Кастро, предпринятых ЦРУ. Список имён можно продолжить – Киров и Троцкий, М. Л. Кинг и Индира Ганди… Некоторым исключением стали тридцатые – сороковые года этого бурного столетия, когда окрепшие на «сухом законе» в США итальянские мафиозные кланы начали выяснять отношения между собой, попутно уничтожая всех, кто оказался у них на пути. Но и тогда речь шла, скорее, о своеобразной «войне», а размах именно заказных убийств как метода решения экономических и политических противоречий был не столь высок, как в середине-конце девяностых годов прошлого века в России.

Трудно сказать, что именно тому причиной, но у нас заказные убийства быстро стали почти обыденным явлением. «Заказать» могли не только в борьбе за контроль над крупным промышленным предприятием – зачастую, причиной убийства становился какой-нибудь ларёк на «выгодной» территории или спор бывших супругов при разделе имущества. На первый план в стране, перешедшей на псевдо-рыночные рельсы, очень быстро вышел финансовый интерес, и специфическая сфера заказных убийств не стала тут исключением. Даже в тех случаях, когда жертвами киллеров оказывались политики, губернаторы и мэры городов, чаще всего (да почти всегда) оказывалось, что причиной убийства являются именно финансовые противоречия или, по официальной формулировке, «экономические интересы погибшего».

Конкурентов стреляли, взрывали, травили. Более экзотические методы, вроде магических манипуляций или заражения конкурента СПИДом, в силу своей ненадёжности большого распространения не получили. Постепенно отошло на задний план и применение яда – как оказалось, этот метод ликвидации неугодных очень сложен для исполнителей и наиболее прост для раскрытия правоохранительными органами. И действительно – для того, чтобы отравить неугодного человека, необходимо, для начала, тщательно изучить его привычки, завербовать человека в окружении жертвы или внедрить его туда. А потом оказывается, что именно этот завербованный или внедрённый исполнитель и является слабым звеном всей цепочки, потянув за которое, следственные органы достаточно легко могут распутать любой криминальный «клубок». Отравление как метод заказных убийств изжило себя с момента создания регулярных профессиональных следственных органов, и криминальные «мокроделы» очень быстро это поняли. Тем более, что огнестрельное оружие и взрывчатка оказались, в современных условиях, чрезвычайно простым, надёжным и относительно дешёвым методом устранения неугодных.

Вот на них киллеры и сосредоточились…

Не претендуя полный охват всего спектра средств и методов, применяемых современными киллерами, в данной статье мы попытаемся немного рассказать только о наиболее популярных у них образцах оружия.

Безусловным лидером «хит-парада стволов», используемых современными российскими киллерами, является пистолет ТТ.

ТТ «Тульский, Токарев» – калибр 7,62 мм, разработан в 30-х годах в Туле, конструктором Токаревым. Считается, что ТТ в значительной степени скопирован с пистолета «Браунинг» образца 1903 года. Разработан с целью замены морально устаревшего на тот момент револьвера системы Нагана. Был основным табельным оружием офицеров армии и МВД до появления ПМ – пистолета Макарова. По оперативным данным, были периоды, когда до 70% заказных убийств в России совершалось из этого пистолета.

Основными причинами популярности ТТ у киллеров можно назвать его надёжность, распространённость и дешевизну. Разные модификации этого оружия производятся за пределами России, например, в Китае, и довольно высокий процент заказных убийств, особенно в середине 90-х годов, приходился именно на контрабандные криминальные «тотошки» китайского происхождения. Большим и до сих пор не оскудевшим каналом поставки этих пистолетов на криминальный рынок является и деятельность «чёрных археологов» - людей, проводящих незаконные раскопки на местах боевых действий. Помните «Фашиста» из фильма «Брат – 2»? «Очень быстро разбирают» - сказал он именно об этом пистолете. И создатели фильма не погрешили против истины – эти «стволы», найденные где-нибудь под Москвой или Тулой, отмоченные в солярке и слегка отреставрированные, были настоящей находкой для криминальных структур. Дёшево, относительно надёжно, а главное – проследить их историю было практически невозможно. Когда в боях и окружениях гибли армии и пропадали дивизии, было не до личного оружия…
Ещё одним достоинством ТТ является его мощность. Длинный ствол, сравнительно большой пороховой заряд и высокая кучность стрельбы делают его достаточно эффективным даже на довольно больших, для пистолета, дистанциях. А главное – при выстреле в упор пулю, выпущенную из этого пистолета, остановит далеко не всякий бронежилет лёгкого класса. Но это же является и единственным недостатком ТТ с точки зрения наёмных убийц – из-за большой начальной скорости пуля «тотошки» слишком часто проходит тело жертвы навылет, причиняя хоть и тяжёлые, но не смертельные ранения. Известны даже случаи, когда киллеры специально уменьшали пороховой заряд патрона – выстрел становился смертоноснее и тише…

На втором месте «рейтинга» расположился ПМ – знаменитый «пистолет Макарова».

ПМ «Пистолет Макарова» – калибр 9 мм, магазин на 8 патронов. Принят на вооружение армии и МВД в 1951 году. Был признан лучшим пистолетом 20-го века в своей номинации, наряду с «Браунингом», «Вальтером» и «Береттой». Впоследствии был разработан модифицированный вариант этого пистолета, ПММ (Пистолет Макарова Модернизированный), с обоймой на 12 патронов.

Пистолет Макарова популярен у киллеров, прежде всего, за свою безотказность. Кроме того, широкая распространённость этого вида оружия и боеприпасов к нему тоже сыграли свою роль. Основным каналом, по которому ПМ поступал криминальным структурам, были хищения с армейских складов, вынос деталей из цехов завода-производителя с последующей сборкой, нападения на сотрудников милиции, приобретение в республиках бывшего СССР, многие из которых сохранили большие и почти неохраняемые арсеналы стрелкового оружия разных типов.
В сравнении с ТТ пистолет Макарова проигрывает по мощности, но из-за большего калибра пули (9 мм) выстрел из ПМ имеет ничуть не менее трагические последствия для жертвы. Удобный, лёгкий, компактный, очень надёжный, ПМ является почти идеальным орудием преступления, особенно, когда речь идёт о стрельбе с небольшой дистанции, например, в подъезде многоквартирного дома.
К существенным, с точки зрения криминального «профсоюза» киллеров, недостаткам ПМ относится то, что в абсолютном большинстве случаев его историю можно хоть как-то проследить. Кроме того, пуля из ПМ не справляется с большинством бронежилетов, что может осложнить жизнь наёмному убийце в том случае, если потенциальная жертва покушения имеет хотя бы одного профессионального телохранителя.

Популярен у киллеров и АК – автомат Калашникова. Конечно, далеко не всегда убийца для выполнения своей цели нуждается в таком мощном оружии, как автомат, это ещё, как говорится, «заслужить» надо, но используют его не так редко, как всем нам хотелось бы.

АК – «Автомат Калашникова». Первая версия знаменитого автомата была принята на вооружение в 47 году и называлась АК-47. Разработанный под довольно мощный «промежуточный» патрон калибра 7,62 мм, АК-47 по своим характеристикам мало чем отличался от лёгких пулемётов. Достаточно сказать, что при стрельбе с близкого расстояния пули, выпущенные из АК-47, пробивали борта армейских бронетранспортёров. Кроме избыточной мощности, уже первая модификация автомата Калашникова отличалась довольно высокой надёжностью. Однако, при стрельбе длинными очередями автомат иногда заклинивало – сказывался слишком быстрый и неравномерный нагрев.
В 1974 году на вооружение был принят следующий вариант этого автомата, а именно АК-74, ставший прототипом для создания целой серии модификаций – АКС74у, АКМС, АКСУ и т. д. АК-74 отличался от прародителя, в первую очередь, меньшим калибром – 5,45 мм.

Популярность автомата Калашникова у киллеров можно объяснить как его отличными боевыми характеристиками, так и распространённостью, относительной доступностью и дешевизной этого типа вооружения. За последние десятилетия на криминальный рынок хлынул настоящий поток разного оружия из так называемых «горячих точек», и именно АК занял в этом потоке доминирующее положение.
Чаще всего АК используется киллерами для засад на машины предпринимателей. Автоматический огонь позволяет уверенно поражать цель, передвигающуюся с довольно большой скоростью. Но нередко случается и наоборот – именно нападающая сторона находится в машине, на ходу поливая огнём свою жертву и её телохранителей. И в том, и в другом случае вероятность плачевного исхода для жертвы довольно высока – мощное и скорострельное оружие, каковым является автомат Калашникова, оставляет ей мало шансов на благополучный исход. Не спасают в этом случае и бронежилеты. Более того – если преступники используют АК-47, даже легкобронированный автомобиль ничего своему владельцу не гарантирует…

Следующим номером нашего «хит-парада» идёт «сборная солянка» из разного рода экзотических (по крайней мере, для России) типов оружия.

Использование киллерами разных нетипичных «стволов» не такая уж и редкость, хотя суммарная доля покушений с использованием разной оружейной экзотики не так уж и велика.
Как правило, чаще всего речь идёт либо о самоделках, в том числе переделанных под боевой патрон газовых пистолетах, либо о каких-то новых модификациях или импортных образцах. В первом случае можно вести речь о низком уровне «исполнителя» и, как следствие, заказчика и жертвы преступления. Обычно такие преступления вызваны причинами, едва выходящими за рамки «бытовухи», хотя возможны и исключения, конечно. Использование «импорта» и вообще любых нетипичных образцов тоже говорит о невысоком уровне «исполнителя»: настоящие киллеры стараются быть неприметными во всём, и в первую очередь – в оружии.

Ещё более экзотичным является использование охотничьих ружей, карабинов, обрезов, гранатомётов и т. д. Конечно, после недавнего покушения на Анатолия Чубайса использование гранатомёта уже не кажется чем-то, из ряда вон выходящим, но тут дело скорее в общественном резонансе этой акции, а не в распространенности такого типа покушений. То же самое можно сказать и о других перечисленных видах оружия – оно нередко фигурирует в криминальной хронике, но всё больше как метод разрешения бытовых ссор.

Ну а на последнем месте, как ни странно, оказались снайперские винтовки.

Да, вопреки распространённому книжно-киношному стереотипу, покушения с использованием снайперского оружия происходят весьма редко. Вызвано это сразу несколькими причинами. В первую очередь, цена снайперской винтовки, даже распространённой армейской СВД, выходит далеко за рамки бюджета, приемлемого для средней руки киллера. Кроме того, найти это оружие на чёрном рынке не так уж и просто, даже в регионах, непосредственно примыкающих к горячим точкам.
  Проблемой являются и габариты среднестатистической снайперской винтовки, трудность её скрытного перемещения. А самое главное, пожалуй, заключается в том, что в городских условиях, где всё застроено и перегорожено, пределы прямой видимости редко когда превышают 50 метров. На таких дистанциях она просто не нужна, всё можно решить с помощью более простых, дешёвых и надёжных методов. А если добавить, что для эффективного использования всех возможностей снайперского оружия нужен квалифицированный специалист, привлечение которого, как минимум, тоже весьма дорого обходится, то становится понятным, почему снайперские винтовки востребованы, в основном, режиссёрами боевиков.


Подводя итог этого краткого обзора, хочется отметить одно обстоятельство – судя по наиболее популярным у киллеров образцам оружия, они предпочитают комфортные условия для «работы». Идеальным для них является следующее сочетание – подъёзд многоквартирного дома, полумрак, стрельба в упор, и лучше всего в спину. Более двух третей заказных убийств в России совершается в описанных выше или схожих условиях. А значит, любое усложнение задачи потенциального киллера резко снижает ваши шансы стать жертвой покушения. В угрожающей ситуации достаточно обзавестись хотя бы одним телохранителем, соблюдать простейшие рекомендации по обеспечению собственной безопасности, и риск стать очередной жертвой конкурентной борьбы на выживание снизится в несколько раз. Нет, конечно, застраховаться абсолютно от всех угроз не может никто, но в этом случае можно быть уверенным хотя бы в том, что вас не «закажет» владелец ларька, на месте которого вы планируете построить современный многоэтажный торговый центр. А если он вдруг и решится на что-то подобное, то у него будет гораздо больше шансов оказаться на нарах, чем у вас…

Ладно, не будем о грустном…



P. S. Статья написана для журнала "Факультет собственной безопасности", здесь размещена на всякий случай, типо, "для подтверждения авторских прав". Можно поругать за стиль и слог, хотя меня, в данном случае, больше интересуют возможные ляпы и очепятки.