Где торгпредства?

Фома Заморский
ГДЕ ТОРГПРЕДСТВА?

 9 ноября 2006 года в «Комсомольской правде» появилась статья «Торгпредства России проедают в 13 раз больше, чем зарабатывают». С комментариями как работников торгпредств России, так журналистов и коммерсантов.
 Статья предваряется высказываниями премьер-министра Михаила Ефимовича Фрадкова, надо сказать не лестными. Цитирую: «Где торгпредства? В 40 странах сидит энное количество людей и ничего не делает!» - открыл одно из правительственных совещаний, посвященных продвижению российских товаров в другие страны, премьер Михаил Фрадков. Действительно, какая нам польза от торговых представительств, первая задача которых - протолкнуть наши товары на международный рынок?...Зато точно известно, продолжил Фрадков, что отдачи от торговых представительств - практически никакой. О чем и говорил премьер Михаил Фрадков на недавнем совещании. Мол, торгпредства присосутся к какому-нибудь сырьевому контракту, а когда контрактов нет, перебиваются с хлеба на воду».
 Дело в том, Михаил Ефимович, что наши торгпредства согласно положению о них являются представителями правительства России, то есть Вашими личными представителями в какой-либо стране. Торгпредства СССР, а потом уж (после августовского переворота 1991 года) торгпредства Российской Федерации даже не имели и не имеют права осуществлять коммерческую деятельность и тем более что-либо «проталкивать».
 «Проталкивать» должны продуценты российских товаров в союзе с их зарубежными торговыми агентами. В бюджете не выделяется средств на поощрение экспортёров, и слава Богу: итак пенсионеров довели до полного обнищания за последние 15 лет и продолжают держать в том же виде.
 Всей зарубежной российской недвижимостью (в том числе зданиями посольств и торгпредств) распоряжается Федеральное агентство федерального имущества (ФАУФИ), которое тоже подчиняется напрямую российскому правительству, то есть Вам. Если что плохо с нашим имуществом за рубежом, то журите ФАУФИ, Михаил Ефимович.
 Торговые представительства по существу входят в систему государственного управления, в данном случае, в систему управления внешней торговлей России.
 Ещё в бытность СССР торгпредства превратились в архаичные образования. Первоначально торгпредства были учреждены правительством Ленина для прямого осуществления внешней торговли молодой республики. Тогда им разрешили подписывать контракты от имени правительства СССР, ввиду установления государственной монополии на внешнюю торговлю. Однако гарантировать выполнение обязательств по контрактам имуществом страны глупо, и поэтому в 20-30-е годы в Москве были учреждены специализированные по отраслям народного хозяйства всесоюзные внешнеторговые предприятия (их назвали всесоюзными внешнеторговыми объединениями), которые стали напрямую заключать экспортные и импортные контракты с зарубежными компаниями от своего имени, обладая наделённым государством уставным (не малым) капиталом. Обязанностью этих предприятий стала высылка в торгпредства копий подписанных контрактов для сведения, а функциями торгпредства остались приём делегаций советских специалистов, направляемых внешнеторговыми учреждениями и предприятиями за счёт государства, и, безусловно, информационные услуги советскому правительству и предпринимателям страны пребывания. В помещениях торгпредства работали также уполномоченные внешнеторговых предприятий, оказывавшие информационные услуги и осуществлявшие представительские функции в пользу принципала.
 Иными словами, торгпредства потеряли возможность подписывать контракты от имени правительства и начали выполнять чисто представительские и информационные функции. А вот канцтовары, мебель, сантехника, стройматериалы для ремонта, автомобили и бензин, действительно, закупаются торгпредствами на местном рынке от собственного имени.
 Торгпредства могли бы быть преобразованы в аппараты торгового советника послов аналогичным аппаратам торговых советников западных стран. Однако у некоторых первых лиц в 50-80-е годы наблюдался недостаток интеллекта, и этого преобразования не произошло. Мешало и межведомственное соперничество. Преобразование частично сделано после 1991 года, но не во всех странах, то есть до логического конца, разумеется, не доведено.
 На должности торгпредов назначались руководители всесоюзных внешнеторговых предприятий, обладавшие большим опытом коммерческой работы. В подавляющем большинстве своём торгпреды являлись высококлассными экспертами в области народного хозяйства и мировой экономики: президенты иностранных компаний просто жаждали встречи с ними для получения нужных рекомендаций. Торгпред был вторым человеком в стране после посла. Он хорошо знал язык и обычаи страны пребывания в отличие от большинства советских послов и пользовался заслуженным уважением у местной элиты.
 Задача советника российского посла по торговле (и работника аппарата советника) – это обеспечение информацией, как своего правительства, так и отечественных и зарубежных коммерсантов и банкиров. А также бесплатная практическая помощь странствующим российским коммерсантам.
 Поскольку работники торгпредства или аппарата торгового советника это те же люди, что работают в Вашем правительстве (то есть чиновники), то и требовать от них многого нельзя. Мало квалификации, зато много претензий к личному благосостоянию.
 Информацию чиновники должны предоставлять совершенно бесплатно, поскольку за эту работу они получают зарплату от правительства согласно табелю о рангах и должны быть готовы «положить живот свой во славу Отечества». Это прописные истины, Михаил Ефимович! Так что статью в «Комсомолке» следовало бы назвать: «Торгпредства России проедают много и не способны оказывать ни правительству, ни международному бизнесу практически никаких, ни бесплатных, ни даже платных услуг!»
 Можно привести много безобразных примеров, когда президент какой-либо зарубежной фирмы средней руки является на приём к нашему торгпреду с просьбой информировать его о потенциальных потребностях России в каких-либо товарах или услугах или о российском экспортном потенциале. Или сообщить адреса каких-либо российских заводов с целью установления с ними контактов, получить рекомендации. Торгпред или торговый советник молчит как двоечник, юлит и отнекивается. Он просто ничего такого не знает, даже не умеет элементарно пользоваться компьютером и скачивать оттуда новости и зачастую является протеже какого-нибудь важного российского чиновника-взяточника, в том числе его любовницей или любовником.
 О дремучести подобных «советников» я слышал непосредственно из уст этих президентов прибывших в Москву по туристической визе и проклинавших тот момент, когда они решили потратить время на встречу с нашим торгпредом. В любом ином посольстве (США, Франции, Норвегии, Исландии, Австралии) этот президент получил бы от торгового советника практически всю исчерпывающую информацию и не стал бы тратить время на поездку в интересующую его страну по пустякам.
Фома Заморский 16 ноября 2006 г.