Большое русское кольцо. Часть вторая. Курс - норд

Михаил Якушев
ОТ МОСКВЫ ДО АРХАНГЕЛЬСКА.

Выезд назначили на 7 августа на 7-00. Проспали. Я носился, как полоумный, как будто от этого что-то зависело. В конце концов, выехали в 8-00. К общей заведенности добавились еще пробки на кольцевой дороге. Я «выметал всю икру», пока мы, наконец, выбрались на Ярославское шоссе, нашу М8. Стало немного легче, так как мы двигались против потока, то есть наша сторона дороги была свободна – основной поток шел на Москву. Отсутствие пробок действует успокаивающе на любую нервную систему, и моя не была исключением. Часа через полтора я успокоился, и путешествие вошло в нормальное русло. Скоро густой поток встречных машин рассосался, и дорога стала доставлять удовольствие, если не считать странной вибрации в подвеске, которая появлялась в интервале скоростей от 80 до 90 км/час.
Но, как бы там ни было, а через три с половиной часа мы уже въезжали в Ярославль. Как, все-таки, провинциальные города отличаются от столицы. Я имею в виду уклад жизни. В Ярославле сразу бросилось в глаза, что ни люди, ни машины ни куда не торопятся. Влетев с трассы в город, я, сначала, подумал, что опять начались пробки, но, не много погодя, понял, что пробки здесь не при чем. Просто все едут по правилам. Некоторое время спустя, я и сам понял, что так лучше и влился в общий поток. Мы планировали в Ярославле остановку и осмотр достопримечательностей. Первое, что предстало перед нами – это памятник основателю города – Ярославу мудрому, который находился на центральной площади. Памятник был современным, но изготовлен так искусно, что мне захотелось его сфотографировать. Но, оказалось, что сделать это не так просто. Дело в том, что не возможно было подобрать ракурс, в который не попадала бы реклама. Так и остался этот памятник в моих фотографиях с рекламой какого-то агентства грузоперевозок. Но это, скорее, исключение, чем правило.
Мне очень понравилось то обстоятельство, что вся красота Ярославля никуда не пряталась, как в некоторых других городах, а сама шла на встречу приезжим. Как-то, само собой, нам на встречу стали попадаться храмы, часовни. И, как кульминация, прямо перед центральной площадью на встречу нам величаво вышел кремль мужского монастыря. Чуть-чуть зазевавшись, мы проскочили его, но, быстро сориентировавшись и сделав небольшой круг, подкатили прямо к его входу. Купив билеты, мы вошли внутрь. Признаюсь, что, когда мы вошли, меня охватило чувство, будто я миновал временную границу и попал в прошлое. Не смотря на то, что вокруг было полно атрибутов современности, мое сознание погрузилось в ту далекую средневековую эпоху. От зданий исходил, заставляющий трепетать, запах прошедших веков.
Один из этапов нашей экскурсии проходил через часовню, все стены которой были расписаны фресками, не укладывающейся в голове старины. Хотите верьте, хотите нет, а на мгновение мне показалось, что я путник, зашедший помолиться. Еще, кажется, я стал понимать, почему в те времена была так сильна вера. Заходя в такую часовню, человек чувствовал всю ничтожность своего существования перед лицом великого и всемогущего бога. Освещенность интерьера, подчеркнутая вычурными паникадилами, только усиливала внутренний душевный трепет, а суровые взгляды образов со стен заставили меня вспомнить о своих грехах и раскаяться в них.
Во внутреннем дворе монастыря было много построек, в которых располагались различные выставки, среди которых были экспозиции изразцов и печного и колокольного литья. Меня поразило состояние печных заслонок, на которых очень хорошо сохранились барельефы на различные бытовые темы. Изразцы тоже были сделаны так искусно, что, казалось, будто они еще хранят тепло тех времен, когда они украшали стены домашних печей.
Еще во внутреннем дворе монастыря было несколько современных деревянных торговых павильонов, сделанных под старину. В них продавались сувениры. Это было то, о чем я сокрушался в прошлом своем путешествии. Различные поделки народных промыслов были настолько колоритны, что нам с Сашей стоило больших трудов, чтобы выбрать только самое-самое. Хотелось покупать, покупать, покупать. Вообще, раньше я недооценивал значение сувениров. Они казались мне бесполезной тратой денег. И только теперь, когда я стал путешествовать, они наполнились для меня качественно новым смыслом. Мне даже не понятно, как можно хранить память обо всем увиденном без сувениров. Некоторые детали путешествий так мимолетны и невесомы, что стираются буквально в считанные месяцы. И только вещь, привезенная издалека способна восстановить, а иногда и воскресить умершие было воспоминания. Поэтому я стараюсь обязательно привезти из любой поездки, хоть какую-никакую вещицу. Причем, не обязательно она должна быть рукотворной. Часто это бывают красивые камни, ветки, ракушки, глиняные черепки, да и мало ли что еще. А когда это изделия народных промыслов, да еще выполненные с соблюдением традиций, то воспоминания не меркнут долгие годы.
Еще в монастыре была интересная экспозиция. Это медведица Маша. Немного поясню. Гербом Ярославля является медведь, а медведица Маша является его живым олицетворением. Это самая настоящая, живая медведица в клетке. Ее можно снимать за символическую плату, но я не стал этого делать. Мне не понравилось, что прутья в ее клетке очень частые, что делало экспозицию не интересной. Конечно, в этом нет ничего удивительного. Это сделано из соображений безопасности, так как медведь очень сильное и непредсказуемое животное. В общем, мы посмотрели на нее (медведицу) и пошли дальше.
А дальше была звонница. Это, пожалуй, самая запоминающаяся часть всей нашей Ярославской экскурсии. Представляете, на звонницу монастырской колокольни, на самый верх, можно было подняться. Такого я еще нигде не встречал. И вообще, мне хочется еще сказать о сотрудниках этого великолепного музея. Это в основном пожилые женщины, а иногда и совсем бабульки. Но, видели бы Вы, как они относятся к своей работе. На любой вопрос ответят, все расскажут, покажут, чуть ли не за руку отведут. Очень приятно. Я заметил, что туристов в этом монастыре бывает очень много. Из них половина иностранцев. И то, что музей находится в таком приличном состоянии, заслуга, я считаю, целиком этих женщин. Добавлю еще, что они не занимаются вымогательством денег, как это сейчас принято почти повсеместно, а делают свою работу, как мне показалось, из удовольствия. Спасибо Вам, бескорыстные хранители нашей истории.
Забирались на звонницу долго, причем с полдороги мне пришлось возвращаться в машину за батарейками для фотоаппарата. Саша такой фотограф, что, очень часто, когда появляется классный кадр, фотоаппарат у него оказывается в чехле, в рюкзаке, в машине, дома или с разряженными батарейками. Можете представить, какую борьбу мне пришлось выдержать со своей ленью. Но быть на такой верхотуре и не сфотографировать панораму города – это верх дурости. Моя лень пала под ударом этого аргумента. Правда, Сашина лень была устойчивей и нам, даже объединенными усилиями, не удалось с ней справиться.
На площадку первого яруса колокольни мы поднялись довольно резво, по широкой лестнице, но дальше дело пошло не так легко. Лестницы сузились примерно до ширины плеч и стали очень крутыми. Разойтись на них двум людям было бы чрезвычайно сложно. Да так оно и было. Частенько приходилось пропускать встречных туристов на поворотных площадках, которые были немного шире самих лестниц. Подъем усложнился (лично для меня) еще и тем, что лестницы изобиловали очень низкими притолоками. Я понимаю, что этот атрибут тогдашней архитектуры был сделан с вполне определенной целью. Всякий входящий в дом, должен был, не зависимо от того, хотел он или нет, а поклониться хозяину. Только для чего это было сделано на колокольне? Видимо, сработали стереотипы. И эти стереотипы обошлись мне не дешево. Я очень прилежно обстучал лбом все притолоки (штук пять) при подъеме. Забегая вперед, скажу, что столько же их оказалось и на спуске.
Поднимаясь, я отметил еще такой факт, что над культурой наших туристов надо еще работать и работать. Я все время думаю: обязательно ли оставлять свои автографы на памятниках природы, истории и культуры? Что, разве не достаточно сфотографироваться на их фоне. Ведь, если разобраться, то Вашу фотографию увидят все Ваши друзья, которым Вы ее покажете. Вместе с Вами, все увидят и памятник или красивый ландшафт, восхитятся и позавидуют Вам. А памятник или ландшафт останется в своем первозданном виде, и другие туристы будут делать на их фоне свои фотографии и показывать их своим друзьям.
С другой стороны, оставленный вами автограф, да еще крупными буквами, да еще белой краской, ножом или черным фломастером, на красивом природном памятнике или памятнике истории не вызовет у людей, которые будут смотреть на него, ничего, кроме раздражения и неприличных слов в ваш адрес. Ведь никто из этих людей знать вас не знает и не оценит ваших «стараний». Для кого вы оставляете свои автографы? Кому захочется привезти домой фотографию великолепного водопада с живописной скалой, на самой середине которой красуется надпись «здесь был Вася»? ДАВАЙТЕ, ПОДУМАЕМ НАД ЭТИМ.
Ну, так, вот, поднимаясь на звонницу, я поливал «звезд» нашего нецивилизованного туризма, оставляющих свои дурацкие автографы на стенах этого великолепного памятника, крепкими русскими словами, многие из которых берут свое начало из тех же времен, наверное, что и эта звонница. И очень надеюсь, что им («звездам») хорошо икалось в этот момент.
Когда мы поднялись на самую вершину, то увиденное превзошло все, даже самые смелые ожидания. Во-первых, высота не воспринималась с опаской, как это обычно бывает у людей не связанных с постоянным пребыванием на высоте. Не знаю, наверное, это связано с относительно не большой, по сравнению с московскими небоскребами, высотой, густым озеленением города и надежным ограждением. Во всяком случае, мне сразу захотелось облокотиться на перила ограждения, что я и сделал. Во-вторых, я почувствовал, что воздух в Ярославле на порядок чище, чем в Москве. Хотелось дышать, дышать, дышать… В-третих (не очень корректное выражение, ну, ладно) ветер, продувающий площадку звонницы со всех сторон, был добрым и свежим. Он трепал одежду, ласкал лицо и волосы и, казалось, приглашал в полет. Летать я, конечно, отказался, но стоять в его струях и глядеть в даль, было очень приятно.
Время не позволяло нам осмотреть весь Ярославль. Я уверен, что мы не осмотрели и пятой части всего того интересного и захватывающего, чем богат этот красивейший русский город, но все же видели то главное, что дает представление о нем. Ярославль остался в моей памяти. Я думаю, что когда-нибудь я вернусь к нему уже не как к незнакомцу, а как к старому другу и мы продолжим прерванный разговор.
Еще будучи на звоннице, я заметил не далеко от монастырской стены красивейший храм из красного кирпича. И выйдя из монастыря, мы с Сашей направились к нему. Это оказался храм Архангела Михаила. Я посчитал это Знаком с Верху, ведь Михаил это мой ангел и, наверное, не случайно дорога привела нас сюда. Мы поставили свечи за здоровье всех, кого мы знаем, за удачную дорогу, помолились и двинулись дальше.
Используя навигатор, мы без проблем выбрались из города и покатили дальше. А дальше была Вологда. В Вологду въехали в 16-45. Из приличного списка гостиниц, не мудрствуя лукаво, мы выбрали первую. Ей оказалась гостиница Николаевский Клуб. Нашли ее просто безобразно быстро. Двигаясь по какому то, с виду, промышленному району, подчиняясь все тому же GPS навигатору, мы рассчитывали увидеть что-то похожее на рабочее общежитие. Но, сделав последний поворот направо и въехав в выделяющиеся из общего ландшафта ворота, мы оказались в аккуратном, довольно вместительном дворе. Двор, а точнее сказать, площадка была аккуратно заасфальтирована, огорожена красивой кованной оградой, на столбах которой, стояли фонари в виде больших белых шаров. Везде стояли, аккуратно припаркованные, не самые дешевые автомобили. Резкие перемены в обстановке, заставили нас оторваться от экрана навигатора и поднять глаза. Это была гостиница Николаевский Клуб.
Гостиница оказалась на редкость комфортабельной и приветливой. Не смотря на то, что двухместный номер в ней стоил 2500р за ночь, мы в ней остановились. И до сих пор считаем, что она была эталоном гостиниц на всем нашем маршруте. Мы расслабились. Ванна, чашечка кофе, кабельное телевидение, махровые халаты с золотым вензелем NC на нагрудном кармане, ресторан… Я уже стал подумывать: не остаться ли нам здесь на отпуск, бог с ним с пробегом.
Я достал свой КПК, беспроводную клавиатуру и приготовился делать путевые заметки. Но, провозившись полчаса с подключением этих двух строптивых устройств друг к другу, и так и не добившись от них ничего, я плюнул, взял блокнот, ручку и стал писать заметки дедовским способом, который оказался не в пример надежней. Легли поздно (смотрели Дискавери ченнел), но на утро чувствовали себя великолепно. Хочу остановиться на этом моменте. Если есть возможность комфортно выспаться, то 16-18 часов за рулем хорошей машины, абсолютно не проблема. Только в конце этапа чувствуется приятная легкая усталость и переполненность впечатлениями.
Вообще, в этом путешествии все было намного более подготовлено, что не преминуло сказаться на самочувствии. Как вспомню прошлое путешествие, так сразу начинаю сравнивать. И сравнения, надо сказать, не в пользу путешествия к Каспийскому морю, когда именно за счет не качественного ночного отдыха, усталость накапливалась, и меня даже среди белого дня клонило в сон. Поэтому, рекомендую: каким бы крутым не было Ваше путешествие, никогда не экономьте на ночном отдыхе.
Утром, после завтрака, сдав номер, мы отправились на осмотр достопримечательностей Вологды, которая тоже является жемчужиной России. В отличии от Ярославля, достопримечательности Вологды не лезут сами на глаза. Поэтому нам пришлось наводить справки у портье, симпатичной девушки Марины, что можно посмотреть и как туда проехать. Так как времени у нас было мало, из всего того, что предложила нам Марина, мы решили ограничиться осмотром Архитектурного ансамбля Вологодского кремля, который мы, сравнительно быстро нашли. Когда мы, выйдя из машины, направились к софийскому собору, являвшемуся, несомненно, центром всей экспозиции, вдруг выяснилась одна неприятная вещь. Мне сразу показалось, что что-то тут не так, когда я увидел, что аллеи, ведущие к кремлю пусты.
После консультаций с милиционером, который, скучая, прогуливался около ворот пустующего памятника архитектуры, мы узнали, что вторник, то есть, тот день, когда мы сюда пришли, является выходным и все экспозиции в этот день закрыты. Конечно, мы были огорчены. Ведь, судя по всему, здесь тоже можно было взобраться на колокольню Софийского собора и обозреть с нее окрестности. Представляете, какими обещали быть виды. Да, что говорить, эх… Кроме этого, нам не откуда было почерпнуть информацию и обо всех остальных памятниках. Видя, как мы расстроены, милиционер проникся к нам чувством жалости и разрешил зайти внутрь кремля пофотографировать. Делать было нечего, и мы удовольствовались этим. Надо признать, что снимки получились великолепные. Побродив по кремлю и его ближним окрестностям, посетив памятник Батюшкову, мы собрались, уже было, трогаться дальше, как заметили действующий храм и решили посетить его. И, что бы Вы думали? Это оказался храм Святого Александра Невского.
Я абсолютно не сомневался в том, что это произошло не случайно. Теперь Сашин ангел напоминал нам о том, что он с нами. Мы повторили ту же процедуру, что и в храме Архангела Михаила и с легкой душой покатили дальше навстречу новым приключениям.
Впереди был Архангельск. Дорога, ведущая нас, была просто волшебной. Мало того, что она была абсолютно пуста, но еще и шла по густому лесу, который подходил к самому ее полотну, делая обочину не более метра в ширину. От всего этого создавалось впечатление, что мы продираемся через чащу по лесной тропе. Еще появилось ощущение тревоги. Такое чувство появляется у водителей, когда они попадают в стесненные дорожные условия и машинально сбрасывают скорость, чтобы успеть среагировать на возможные дорожные сюрпризы. Я тоже сбросил скорость, но все же не успел предпринять каких либо действенных мер, чтобы предотвратить маленькую неприятность. Неожиданно из леса вылетела ворона. Очевидно, она стартовала с земли, так как высота ее полета была не выше высоты моего бампера. Поняв свою оплошность, она резко отвернула по ходу нашего движения. Но это все, что она успела до того, как мы впечатали ее в кенгурин. После того, как мы с Сашей минут двадцать смывали ее останки с радиатора, я понял, что мне, в отличии от вороны, еще повезло. Ведь в таких местах, изобилующих знаками «дикие животные», на дорогу мог выскочить и кто-либо покрупней. В своей жизни я несколько раз видел, как автомобиль сталкивается с лосем. Один раз, по чистой случайности, сам избежал такого столкновения на ночной дороге.
Хочу предупредить всех об одной интересной особенности шерсти лося. Дело в том, что она практически не отражает света фар, делая его невидимым с безопасного расстояния. А когда Вы его, наконец, увидите, то сделать, скорее всего, ничего не сможете. Я сам избежал столкновения той ночью, лишь из-за того, что встречная машина осветила это бестолковое животное с другой стороны. Поясню, почему я назвал его бестолковым. Дело в том, что он (лось) переходил дорогу от меня справа налево и был уже, почти, на середине, когда я его увидел. Расстояние уже было минимальным для принятия решения и я, одновременно с торможением, стал объезжать его справа. Но, неожиданно, зверь передумал и, резко развернувшись на середине дороги, бросился обратно. Как я выкрутился, сейчас уже не помню, но при воспоминании об этом происшествии у меня всегда сосет под ложечкой. Поэтому, прошу Вас, будьте осторожны. Берегите себя и живность.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Зарядка душевная требует еще и зарядки вполне материальной. Мы, вдруг заметили, что проголодались, и что для последнего рывка нам не плохо было бы подкрепиться. Найдя подходящее живописное местечко, мы остановились, не много съехав с дороги на чистенькую полянку. После того, как мы перекусили, я решил зайти в лес (нет-нет, господа, чисто с исследовательскими целями). Надо признать, что этот лес значительно отличается от подмосковного. Во- первых, он чистый. Я имею ввиду не только бытовой мусор, но и остатки от порубок, поваленные умершие деревья. Здесь лес был будто посажен рукотворно: деревья – стройные сосны, стояли друг от друга на таком расстоянии, что солнцу не составляло труда пробить их кроны и погреть немного землю. От чего внизу – на земле разрослась брусника. Ее было очень много. Правда, до созревания ей было необходимо еще неделю – полторы, так как не все ягоды еще до конца покраснели. Теперь я понимаю, как можно собирать ягоду бочками. Сразу стали попадаться грибы и не какие-нибудь, а отборные большие крепенькие белые. Надо сказать, что наше путешествие пришлось как раз на время сбора лесных плодов. Вдоль дороги, когда мы проезжали населенные пункты, продавалось просто невообразимое количество грибов и ягод. И, если бы это все происходило в конце нашего путешествия, а не в начале, то мы бы, уж, затарились по самую крышу, а так, пришлось смотреть на все это и облизываться.
Я, конечно, не агроном, но рискну предположить, что такая чистота здешнего леса обусловлена тем, что почва здесь песчаная, а на песке растут далеко не все растения. Соснам песок нравится. Я это заметил еще давно, когда жизнь забросила меня во владимирскую область. Там леса тоже чистые и красивые, насквозь просеченные солнечными лучами и тоже с обилием грибов и ягод. Песок, видимо, почувствовав мою тягу к красоте, решил удержать меня на этой поляне еще некоторое время. Когда мы сели в машину и решили тронуться, то почувствовали, что, не смотря на рев двигателя, не можем сдвинуться с места. Из-под задних колес фонтаном летел песок, и мы садились все ниже и ниже. Подключив передний мост, мы сделали несколько неуверенных рывков вперед и продолжили осадку более равномерно, без дифферента на корму. Нас спасла пониженная передача. Это было последнее средство, которое и спасло нас. Медленно, как ледокол, наш Чироки выбрался из вырытой им же самим ямы и, набирая все больше инерции, выскочил, наконец, на дорогу. Песок был явно расстроен и угрюмо лежал безобразными бурунами, глядя на нас из подлобья. Хочу предупредить всех, кто будет путешествовать песчаными местами, особенно тех, кто не обладает полно приводным внедорожником. Никогда не газуйте, когда трогаетесь с места на песке. И, двигаясь по песку, нужно держать равномерную скорость – без рывков и провалов. Это же касается и ускорения.
        В Архангельск въехали засветло. Город показался мне похожим на Волгоград. Такой же деловой, с широкими проспектами, большим количеством автомобилей. Чувствовалась его серьезность и сосредоточенность. Перед таким городом невольно замираешь в почтительной позе.
Гостиницу нашли без проблем по отработанной схеме. Это была гостиница Беломорская. На ресепшене нас встретила симпатичная девушка и не мешкая определила в двухместный, двухкомнатный номер со всеми удобствами, попросив за это всего-навсего 1120 рублей за сутки. Стоянка, тоже недорогая – 150 рублей.  Надо сказать, что после того, как проведешь за рулем часов десять – двенадцать к ряду,  чувствуешь себя не очень свежим. Поэтому, первое, что хочется сделать, зайдя в номер, так это принять душ. Что мы и сделали. Саша, конечно, первый.
Не успел я составить план ближайших действий, минуты через две, он уже вышел. На его мраморном лице лежала печать тоски по Николаевскому Клубу. «Блин… Нет горячей воды», - процедил он сквозь крепко сжатые зубы. Теперь я понимаю, что их (зубы) свела судорога от холода, а тогда я посмеялся над ним и, забрав полотенце, сам пошел в душ, всем своим видом говоря: « Зеленый еще, не закаленный». Через несколько минут я уже сидел рядом с ним на кресле и отстукивал зубами на морзянке какую то радиограмму, скорее всего SOS. Не знаю, откуда они берут воду: из Северной Двины или из скважины, но едва ли я подержался под ней дольше, чем Саша, который ходил надутый, сравнивая Беломорскую с Николаевским клубом. То, что не работал телевизор, показалось нам сущим пустяком. Саша немного приободрился, когда ему пришлось подключить к общей антенне наш мобильный жк телевизор Hunday. Эту проблему нам удалось преодолеть. Не смотря на некоторый дискомфорт, выспались мы отлично и на следующий день, после завтрака поехали в город.
Пока ехали к порту, нас посетила идея из разряда авантюрных. А конкретно, мы решили срезать путь до Мурманска. Как? А по морю. Объезд Белого моря занял бы 1600 км, а по морю вдвое короче. И потом, это море, да еще с машиной на корабле. Согласитесь, это приключение. Саше особенно понравилась эта идея. Когда, я немного подумав, заколебался в целесообразности такого маневра, он припер меня к стенке всей силой своего убеждения и я решил – будь, что будет.
Погода стояла прекрасная, солнечная. Настроение было не плохим. Наверное, на него влиял Архангельск. Может быть, я накрутил себя, представляя его северной сказкой, но, так или иначе, а он мне понравился. Чистенький, деловой, уютный. Рекомендую Вам съездить в Архангельск.
Порт был не такой огромный, каким я его себе представлял, но с довольно обширной акваторией. У причала стоял только ледокол, остальные несколько кораблей, насколько я заметил, стояли на рейде. Настоящий ледокол я видел впервые. Издали он показался мне не большим, даже несколько миниатюрным, но по мере приближения, он рос, как в длину, так и в высоту. В конце концов он превратился в огромную махину с рубкой высотой с трех-четырех этажный дом. Корпус его имел несколько округлые очертания. И одного взгляда на него было достаточно, чтобы понять, что он очень прочен. Нос был, как у настоящего боксера помят и имел несколько аккуратно наваренных заплаток. Покрашен он был классически – белый верх, черный низ, то есть корпус черный, рубка белая и имел красивое название – Диксон.
Мы сфотографировались у ледокола, напротив здания порта, напротив моста, через Северную Двину. Надо отметить, что простор, который открывался из порта на акваторию, завораживал. Такое огромное водное пространство назвать рекой язык не поворачивался. Ветер свободно носился над ним, покрывая поверхность воды довольно крупной рябью. На это смотреть можно было долго, как на облака или огонь и, не понятно откуда, в душу вливалась благодать. Получив заряд положительных эмоций, мы решили разведать «северный морской путь» до Мурманска. Саша остался в машине, а я вошел в здание морвокзала.
Надо заметить, что с информацией в здании морвокзала было не все благополучно. При обилии всевозможных ксерокопированных объявлений и схем, я никак не мог понять, какие существуют рейсы в сторону Мурманска. В конце концов, после длительного изучения всевозможных расписаний, регламентов и правил, я увидел сравнительно понятную надпись КАССА над большим стеклянным окном. Не имея более вариантов и ободренный тем, что у кассы не было народу, я подошел и заговорил с немолодой, но приветливой женщиной. Мне везло. Оказалось, что это именно та касса, в которой продают билеты на грузовые суда. После не долгого разговора выяснилось, что на Мурманск корабли ходят не часто и ближайший уже ушел. Не желая сдаваться, я решил узнать, есть ли какие-нибудь другие рейсы, не обязательно в Мурманск. Я был согласен и на какой-нибудь другой порт, лишь бы это было по пути и в радиусе 400-500 километров от Мурманска. Кассирша, видимо, не привыкла, что пассажиры советуются с ней, куда им плыть и долго не могла сообразить, куда меня направить. Наконец, на нее снизошло просветление, и она произнесла: «Вот, на Йоконгу есть рейс». « А где это?», - с надеждой в голосе поинтересовался я. Кассирша ответила, что это где-то в той стороне и, наверное, не далеко от Мурманска. Как ни странно, но этого мне оказалось достаточно, для того, чтобы поинтересоваться ценой на билеты для нас и машины. Цены были великолепны: пассажирский – 500 рублей, автомобильный – тоже 500. Время в пути – двое суток.
Я готов был плыть. Это был так горячо любимый мною экспромт. Я уже полез за деньгами, попутно спросив кассиршу, когда отплытие. Она, тоже разделяя мой восторг, ответила, что 14 августа. Услышав это, я погас, как газ на кухонной плите ( Сюткин). Это все перечеркивало. Сегодня было только десятое. Я «потормозил» немного и, поняв, что здесь ловить нечего, развернулся и побрел на выход, оставив кассиршу с открытым ртом. Саша тоже расстроился, но ждать четыре дня в номере без горячей воды не хотел, и мы решили ехать вокруг Белого моря.
О том, чтобы ехать сразу в Мурманск не могло быть и речи. Во-первых это было далеко ( около 1600 км), а времени было уже прилично и, если бы мы решили все-таки ехать, нам предстоял бы ночной этап. Этого нам не хотелось, и мы решили сделать на нашем маршруте внеплановый пункт ночевки. На GPS карте была обозначена дорога, идущая почти по берегу Онежской губы и выходящая на трассу М 18 ( Санкт Петербург – Мурманск) в районе Беломорска. Так и решили, что двинемся по направлению Северодвинск – Онега, а ночевка будет в Беломорске.
Торопиться с выездом не было необходимости и мы решили осмотреть Архангельские достопримечательности. Бывая в городах, я всегда стараюсь посетить краеведческий музей. Да, теперь это не модно, но я считаю, что только там можно сложить представление о городе, области или крае, осматривая экспозиции. Это, как конспект – выжимка из всего огромного обилия впечатлений, для изучения и осмысления которых может потребоваться много времени. Поэтому, я настоял на этом, мы пошли в краеведческий музей. Хочу обратить Ваше внимание на такую вещь: я заметил, что раньше ( в советские времена) найти подобные заведения в различных городах было не сложно. Почти все, попадающиеся на пути прохожие могли указать Вам дорогу. Теперь же все совсем иначе. Чтобы найти краеведческий музей Архангельска нам пришлось попотеть. Никто точно не знал, где он находится и объяснял очень приблизительно, но, как потом выяснилось, в результате мы, все таки двигались в правильном направлении и, наконец, вышли на площадь перед мэрией.  Точку в наших поисках поставил какой то серьезный чиновник, вышедший из ее дверей. Удивленно посмотрев на нас несколько секунд ( о таких глупостях его, наверное, не спрашивали уже лет пятнадцать), он предложил проводить нас. Так мы оказались перед входом в краеведческий музей Архангельска. Вид у него был невзрачный: осыпающееся крыльцо административного здания. Сразу было видно, что посетители его не жалуют. Вошли внутрь. Ну, здесь все было аккуратно, чувствовалось, что за ним смотрят. На встречу нам вышел охранник – пожилой, но высокий и стройный мужчина. За ним, испуганно глядя на нас, стояли две пожилых и одна сравнительно молодая женщины. Наш вид был, мягко говоря, дорожный, и они, очевидно, приняли нас за антиглобалистов или еще кого, но никак не за туристов, тем более, что время было неурочное. Мужчина вежливо, но твердо поинтересовался, что нам нужно. Но когда мы сказали, что мы туристы из Москвы и приехали  сюда специально для того, чтобы узнать что-то об их городе, все в корне изменилось. Мужчина заулыбался, старушки, оказавшиеся экскурсоводами по этажам, всплеснув руками, бросились  к своим экспозициям, а сравнительно молодая женщина, оказавшаяся продавцом сувениров и по совместительству кассиром, заметалась между сувенирным киоском и кассой. Но, вскоре, расставив приоритеты, она заняла место в кассе и пригласила нас купить билеты, стоимость которых оказалась чисто символической. Теперь стало понятно, почему музей и его обитатели выглядели так аскетично. Они сделали доступной для всех историю своего края ценой своего благосостояния. И рассчитывать им приходилось только на государственные дотации. Но, как бы там ни было, а мы пошли осматривать экспозиции. Экспозиции, а их было три, располагались на двух этажах. На первом животный мир, природа, ископаемые останки мамонтов, а на втором  великая отечественная война и посвященная войнам интернационалистам. От перевозбуждения бабульки впали в состояние эйфории, особенно та, которая отвечала за первый этаж. Ей, очевидно, показалось, что мы не достаточно внимательно изучаем экспонаты, и она буквально, беря нас за руки, разворачивала, подводила к экспонатам и говорила, говорила, говорила. А в конце, когда мы были уже переполнены информацией, показала, где лучше сфотографироваться, усадив Сашу на подиум под ноги чучела огромного  лося. Осмотрев все экспозиции, я удивился, что здесь ничего нет о петровской эпохе, о поморах, о кораблях. Оказалось, что у музея есть еще филиал, который находится в другом месте и все это находится там. Еще нам поведали, что недалеко от города есть местечко с названием Малые карелы, где располагается музей деревянного зодчества под открытым небом, не уступающий Кижам. Мы оказались перед сложным выбором потому, что хотелось побывать везде, но время уже поджимало. Помучавшись, мы, наконец, решили посетить Малые карелы. Перед выездом мы посетили павильон сувениров и обеспечили ему, как минимум, недельную выручку. Сувениры были настолько хороши и самобытны, что мы набрали их тысячи на две. Ну и в конце немного поболтали с бабульками и охранником.
 
Северодвинск миновали благополучно, а дальше начались проблемы. Началось с того, что мой КПК выдал предупреждение