Знакомство с Москвой и москвичами Владимира Гиляровского

Белов Евгений
Знакомство с «Москвой и москвичами» Владимира Гиляровского.

 Однажды я гостил у одного моего друга, столичного жителя и, решив в один из вечеров почитать перед сном, наткнулся в его библиотеке на томик В.Гиляровского «Москва и москвичи». Эта книга и раньше попадалась мне на глаза, но, будучи провинциальным жителем, я не проявлял к этому произведению особого интереса. В этот раз я увлёкся чтением, так как часто бываю в Москве и места, описанные Гиляровским знакомы мне не понаслышке, а люди, в общем – то с тех времён особо не изменились.
«Я – Москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя. Я-Москвич!». Первые строки этого произведения, у меня они вызывают тихую радость своей лаконичной точностью. Лицо коренного москвича, услышавшего ее, излучает удовольствие, новоиспеченного жителя первопрестольной - гордость своим новым статусом, провинциальный житель, надеюсь, если тайно или явно не желает произнести эти слова, то хотя бы слушает их равнодушно.
 Гиляровский описывает своё первое знакомство с Москвой, прибытием на Ярославский вокзал. Я тоже впервые прибыл в Москву поездом на Ярославский вокзал, когда, будучи студентом, ехал на военные сборы на юг Московской области. Вместо извозчиков теперь таксисты и освещение электрическое, а с перрона виден шпиль станции метро «Комсомольская». Кстати мне он напоминает фрагмент из фильма «Гладиатор», когда старый хозяин школы бойцов после скитаний приезжает в Рим и здоровается с Колизеем.
 Одним из самых захватывающих описаний является изображение Гиляровским трущоб Хитровки. Дело в том что, мой друг живёт недалеко от Хитровского переулка, и я часто бываю в этом районе Москвы. Конечно, сейчас здесь и в помине нет никаких ночлежек, кабаков и притонов. Тихие улочки старой Москвы, по которым приятно гулять вечером. Помещения домов арендуют деловые люди, жителей коммунальных квартир правительство Москвы расселяет в новостройки, о прошлом напоминают только названия улиц, переулков и мемориальные доски на старых каменных домах. Единственное здание, которое упоминается Гиляровским в очерке о Хитровке, не сменило своё название-это «Опекунский совет» на Солянке. Рестораны и закусочные расположены теперь в основном на Покровке и Старой площади. Их посетители: приезжие, туристы, а также работники близлежащих частных и государственных предприятий. В пятницу, после рабочего дня рестораны переполнены народом, который отдыхает в них перед тем, как разъехаться на выходные по спальным районам и подмосковным городам. В некоторых из этих ресторанов есть и подвальные помещения с танцевальными площадками, бильярдом и прочими развлечениями. Почти во всех из них подгулявшим посетителям заправляют «Петра Кирилыча», а иногда и просто требуют деньги за мнимую услугу, например за вход или организацию вечеринки в определённом стиле. Одним словом бывшие трущобы в настоящее время один из самых тихих и красивейших уголков Москвы, а Хитровка «переместилась» на площадь трёх вокзалов.
«Охотный ряд-чрево Москвы». Гиляровский описывает мясную и рыбную торговлю на этой улице. И как символично звучит эта фраза в связи с сооружением подземного многоуровневого торгового комплекса «Охотный ряд». Сама же улица давно ассоциируется у любого жителя России с Государственной думой, монументальное здание которой возвышается недалеко от пересечения с Тверской улицей. На Театральной площади нет ни извозчиков, хотя, если «проголосовать», тут же вынырнет откуда-нибудь видавшая виды « классика» с россиянином кавказского происхождения за рулем, ни торговли, но неизменными остаются Большой театр и «Метрополь».
 Глава, описывающая Лубянку, наводит на мысль, что свято место пусто не бывает. Гиляровский описывает здание, где начальник тайной экспедиции С.И.Шешковский производил пытки арестованных. Здание снесли в начале 20 века, но каждый житель современной России побыстрее старается пройти мимо здания ФСБ возвышающегося над Лубянской площадью, в застенках которого было уничтожено огромное количество неугодных советской власти людей. После знаменитого сноса в 1991 году памятника «железному» Феликсу – символа КГБ, начался новый отсчёт работы этого ведомства. Ну, как тут не вспомнить захват общественной приёмной ФСБ на Кузнецком мосту «лимоновцами», читая про студенческие выступления у Гиляровского. Политехнический музей, упоминается в очерке о Лубянке, построен на месте бывшего балагана, в котором разыгралась трагическая история с разбушевавшимся слоном. Это красивое здание и сейчас украшает Новую и Старую площади, а вот «балаган» сместился в район памятника героям Плевны. Там обосновались представители нетрадиционной сексуальной ориентации. Очень показательно то, что знаток Московского дна, Гиляровский, не осветил тему содомии и наркомании, этого современного бича нашей столицы. Думаю, Хитровские трущобы не казались бы ему такими уж ужасными, после посещения наркопритонов, борделей и порностудий столицы начала 21 века, а радость от живописания борьбы генерал-губернатора Лужкова с гей-парадами была бы неподдельной.
 Гиляровский очень красочно рисует происхождение московских булочек с изюмом, приписывая этот случай находчивости известного московского пекаря, который на вопрос одного из отцов города о происхождении таракана в булке, ничтоже сумняшеся съел его, объявив при этом изюмом. Конечно же, булочки с изюмом наверняка пекутся со времён царя Гороха, но почему – то хочется верить, что в Москве они появились именно после этого случая. В наши дни можно услышать характерный разговор около какой-нибудь уличной чебуречной:
«-У Вас начинка пирожков при жизни была, случайно, не о четырёх лапах?
-Нэт, у нас начынька многа вапросав задаваль!»
Какая уж там находчивость.
 А рассказ о ловких виноторговцах, которые воспользовались сходством фамилии, предложившего им свои услуги, проходимца с фамилией известного французского винодела, стали дурить москвичей, лишь сменив орла на товарном знаке на ворону, сразу напомнил мне другой разговор. Одна из армянских лавок на Солянском проезде:
«-Мне бутылку «Ржаной» за пятьдесят.
-У нас «Ржаная» по семьдесят
-А по пятьдесят?
-По пятьдесят в магазине за углом, у них там всё поддельное.
-О, а я коньяк там всегда покупаю, он тоже поддельный что ли?
-Не знаю, все натуральное только у нас».
В отличи от Москвы времён Гиляровского, сегодня много магазинов работает круглосуточно и купить продукты ночью не проблема. В большинстве из них торговать спиртным в ночное время запрещено, поэтому, как и в бытность Гиляровского, продолжают существовать окошечки в железных воротах лавок и магазинов, которые открываются при первом же стуке в них «жаждущих».
 В очерке о банях Гиляровский описывает Сандуны, которые находятся в Сандуновском переулке. Не думаю, что они, с современным развитием сферы коммунальных услуг, так же популярны в Москве, как и раньше и, скорее всего, посетить их можно ради развлечения, да и выбор такого рода заведений на сегодня очень широк. И всё - таки заведение это окружено ореолом славы не только благодаря автору «Москвы и москвичей», но и многим другим легендарным людям Москвы, например Отари Квантришвили. В этом повествовании Гиляровский показал, откуда появляются работники различных сфер жизнедеятельности столицы. Раньше, как впрочем, и сейчас большинство из них, были выходцы с различных регионов государства Российского. Но всё больше и больше иностранных граждан занимаются неквалифицированным трудом в Москве, что говорит о сокращении коренного населения России. С другой стороны, после падения коммунистического режима, распада СССР Москва вновь стала Третьим Римом, одной из главных столиц мира, со всеми атрибутами этого статуса.
 Читая очерки Гиляровского о Москве, приходишь к выводу, что всё возвращается на круги своя и меняется только облик города и его жителей, но никак не их сущнось. Очень характерен следующее описание:
«-Вась-сиясь!...
«-Вась-сиясь!...
Чтобы москвичу получить этот княжеский титул, надо только подойти к лихачу, гордо сесть в пролётку на дутых шинах и грозно крикнуть:
-К «Яру»!
И сейчас же москвич обращается в «вась-сиясь»…
Каждому приятно быть «вась-сиясем»……
Интересно, как же теперь москвичу стать «вась-сиясем»?
 Для того, кто любит Москву и москвичей, рассказы Гиляровского доставят минуты настоящего удовольствия. Может быть в каких – нибудь эпизодах читатель узнает и себя, познакомиться с историей своих любимых мест, с любопытством взглянет на Москву через призму прошлого.