Рассказ о минувшем и героях разных времен

Александр Феоктистов
 Меня вдохновляет прошлое,
 угнетает настоящее и
 обманывает будущее…

День написания последний.

 
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ РАССКАЗ-ОЧЕРК О РЫБАЛКЕ И О ХОРОШИХ ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ, КАК МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ ЕЩЕ РАЗ ОЖИЛИ ТУТ.
 

 Летняя августовская ночь. К утру холодает. Дорога. Слоистая пелена висит над ручьем. Около четырех часов. На востоке небо осветляется. Влажный, упругий, пахнущий травами ветер рвется в окно. Машина несется низиной через туман, протыкая желтыми лучами молочную муть ночи. Мы едем на стареньком Ижаке на рыбалку. Я и Валя. Нас ждет Истра. Толи от недосыпа, толи от предвкушения удачной ловли волнительно стучит сердце и кружится голова.
 Ожидается клев подлещика, плотвы и густеры. Рыба становится осторожнее, потому как вода прозрачнее и холоднее.

 Отступление 1. Кто любит активное описание и не любит пространные лирические и пейзажные отступления, тот может смело пропускать такие вставки. Я писал этот рассказ не в соответствии с какими-либо стилями и канонами, пытаясь быть удобным для всех. В частности куски этого рассказа-очерка при написании представлялись для рассмотрения реальным читателям. Обсуждение же замечаний, читавших рассказ вчерне, я отражал в этих отступлениях.
Так, например мне было сделано замечание, о том, что свет не может протыкать туман, а лишь пронизывать. Отстаивал возможность «протыкать» я так. Лучи бывают разными. Лучи лазера, например, протыкают смог над городом и шарят по облакам. Чужая сказка, чужой, разноцветный луч. Не мой. Не моя радость. Так искали прожектора зенитчиков вражеские самолеты. Тревога - вот что вызывают эти лучи. Так же с ощущением опасности летит машина. Горбатая, желтая, добрая. Рыбаки не взирают на опасность тумана. А ведь в нем может стоять лось или что еще страшнее - заглохший грузовик. Туман такой плотный, то его приходится именно протыкать. И быстрый свет, желтых фар машины вязнет в нем и замедляется как вилка в сале.

Текст рассказа. Мы встали уже час назад. При свете подслеповатого ночника, чтобы не будить домашних, напились обжигающего чая, дабы проснуться, собрали скромную закуску на обед, погрузили снасти и уехали. Кто знает какова летняя ночь? Немногие. Рыбаки знают. Знают как она коротка и нежна. Как влажна трава и листья, как кричит дальний петух. Знают как тихо и безветренно ночью. Потому и клев то еще в темноте очень хорошо заметен, рыба не пугана и очень прожорлива.


 Отступление N2. В ходе написания рассказа поступил женский отзыв с такими словами:
"Утренний озноб по всему телу. Во рту привкус холода реки от ваших строчек.
Весьма ассоциативное восприятие. Понятно тем, у кого ассоциативный ряд схож с вашим.."
 Я решил рассказать, как это ощущает рыбак на самом деле.
Холодно ли рыбаку ночью? Нет не холодно. Это обычному дачнику, сонному вышедшему ночью, холодно. По делам ли вышел или так подышать, когда ему не спится из-за соловьев.
Выйдет глухой ночью на крыльцо и ему кажется, что попал в фотолабораторию природы, когда она проявляет в темноте свои красочные фотографии.
На востоке уже загорается ее красный фото-фонарь. А он (дачник) попал за кулисы великого театра. Где пока темно и слышны шелестящие голоса актеров, вставших в мизансцену. Это шелестят листьями коты, которые пробираются с гулянки от подружек. Вот дачник, завороженный от этих чудес и мерзнет.
 Рыбак видит другую красоту. Он на воду спешит. На рыбалку же едет в телогрейке. Он одет почти по-зимнему и мерзнуть не любит. Если что может и заснуть у воды на своем стульчике. Не простудится, когда так тепло одет. Но может упасть в воду и быть высмеянным матерящимися соседями.
 На малой воде, где скученность рыбаков и женщина в редкость, часто слышится приглушенный матерок, из-за того, что рыба сошла или комары достали. Вот мужики и ворчат.
Вода то как стеклышко. Тайна. Все еще спят в теплых постельках. А фанаты-рыбаки уже, как завороженные столбики сидят и смотрят на поплавки. Туманец ползет по воде, а иногда табачный дым. И вот величественно поднялось светило. Лизнуло по спинам, блеснуло в глаза. И постепенно теплеет, но почти тут же с солнцем одновременно появляется рябь на воде.
 А что со вкусом у рыбака и с нюхом? Частенько похмельный вкус. Иногда вчерашнее колом стоит. Выходные же. Лески кусать приходится, нюхать прикормку и наживку.
Вот это амбре все в нем и перемешано. Пиво, червяки, мотыли, каша пшенная со жмыхом, болотная тина и вода. Конечно, он дышит воздухом, напоенным прудовой водой. И теплой, ласковой первой затяжечкой сигаретки. Руки после червей помоет в воде, где его же бычки плавают, вот и пахнут они у него прудом и глубиной. Я слышал рассказ однорукого рыбака, что обычные земляные черви сладкие. Он их насаживал ртом и оставшейся рукой. Что делать - охота пуще неволи. Жизнь продолжается и для одноруких. Рыбалка же это одно из самых больших удовольствий. По остроте переживаний иногда несравнимое даже с футболом и сексом. Кто помнит, как руки трясутся, когда тащишь мечущуюся крупную рыбу в глубине, меня поймет. Еще не понятно!!! Что там? Она такая!!! Такая желанная и прекрасная. Только кричать от радости нельзя. Поймал и тихо спрятал. Иначе тебя тут же обсадят с боков другие рыбаки.
 Интересно, а какой ассоциативный ряд, какие переживания и сравнения у других людей? Я думаю, что такой же. Просто писать нужно проще и доходчивее.
Все мы люди. Все мы с руками, ногами, сердцем и азартом. Совсем бесстрастным ведь не проживешь.

Отступление N3. Потом поступил вопрос: “Зачем Вы все это пишите в такой форме?”. Ответил я так. Еще вчера, я хотел просто написать рассказ о людях, потом пошел иным путем, когда не знаю чем все закончится. Есть же интрактивное телевидение, где зрители выбирают продолжение. Есть дикие художественные инсталяции, в которых предметом искусства являются сами испачканые или обмоченые зрители. Так почему бы не писать рассказы в такой форме форума? Это наверняка ужебыло. Ведь все новое хорошо забытое старое.. Просто интернет значительно расширяет таковые возможности для эксперимента.

Текст рассказа. Вернемся к повествованию. Мой спутник – Валентин. Мужчина под сорок, со всеми вредными привычками того времени. Полный в очках. Необычайно добрый и спокойный. Очень похож был на Пьера Безухова. Рыбак потомственный. Кстати рыболовами себя называют сегодняшние, новомодные экзотик туристы. А раньше мы называли себя рыбаками. И даже праздник отмечали – День рыбака. Эти современные фигляры с суперснаряжением, в элегантной одежке и есть рыболовы и только. Удочки огромные, катушки, лодки, воблеры и прочие приспособления. А тогда что было? Японская леска как величайшая редкость. Бамбуковые удочки, простенькие наживки и крючки, самодельные поплавки. Правда еще рыба была почти везде. И не такая закормленная и капризная. А сейчас некие подонки проехались даже по периферийным тайным речушкам и озерцам и выбили всю молодь электроудочками. Такая дрянь продавалась открыто в спорт-магазинах. О, веремена, о нравы! Это пострашнее браконьерства. Нет молоди – нет рыбы. Кстати, с сверхсовершенными снастями ловля имеет совершенно другой вкус. И мне надарили совеременных удилищ, но не хочу я больше рыбу ловить. Может потому что Вали уже нет на свете. А может потому, что теперь считаю и рыбалку, и охоту ради развлечения ОБЫЧНЫМ УБИЙСТВОМ БРАТЬЕВ МЕНЬШИХ ради удовлетворения собственных гордыни и хищнического азарта. Если у тебя нет возможности свежей рыбы купить, то иди и лови. А ради того чтобы потешится, то это ведь сомнительное баловство же. Вот когда рыба в руках, что видит и ощущает рыбак? То, что он рвет ей губы в кровь, и она задыхается и умирает на воздухе? Конечно же, нет! Рыбачек видит следующую рыбу и представляет натяжение удилища и волнение от нового неравного соревнования и мнимой победы. Скорей таскай, пока жор идет. Многие назовут меня тут лицемерным. Зачем тогда пишешь все это тут, и зачем раньше ловил? А грешен был и не понимал – теперь каюсь. Да и свежую рыбу мы с Валей ловили на целую семью. Теперь же не могу я убивать ради развлечения больше.
Отступление N 4. Об убийстве животных. Да и раньше то в юности и детстве я не мог спокойно убивать животных. После школы, когда работал ветсанитаром на ферме, то лечил телят, поя их лекарством и делая уколы. Мастерил загончики, согревал телогрейками. Даже отелы принимал. А когда начался на ферме паратиф, то мне пришлось забивать теленка. Скотник дал тупой нож и, придавив горло несмышленыша коленом к бетонному полу, сказал: “Вот так прижимаешь и режешь горло». Я отказался. Мне сказали, что он мучается и сдохнет к вечеру. А так я, мол просто спасу других и облегчу его мучения. Он был теплый и живой. У него были глаза огромные и черные с лиловым отливом. У него были уши черно-белые, лохматые. Он хотел жить и все сопел и моргал огромными пушистыми ресницами. Тупой нож не прорезал грубую волосатую шкуру. Это был ужас. Кровь текла медленной, темно-красной, горячей струйкой мне на руки и ботинки. Я поглаживал теленка и успокаивал. Он лежал и чуть подрагивал. Скорей бы. Как же я был мерзок сам себе. Не потому, что руки тряслись от ужаса и бессилия, а потому что я УБИВАЛ, а он хотел жить. Наконец горло было прорезано. Кровь стекла в желоб. Глаза теленка замерли полуприкрытыми. Теперь он смотрел куда-то очень далеко и уже не боялся. Через 20 минут тот же скотник снял шкуру. Я понял, что этот дерьмочист готовился сделать из меня заместителя по убийству и якобы тренировал во мне мужчину. Начинался массовый падеж, и скотник бы не справился один. Но мне было плевать на его доводы, и я уволился в тот же день. Иногда, после такого люди бросают есть мясо. У меня был такой период.

Текст рассказа. О Валентине. Он очень любил места рядом с Истрой. Само водохранилище, леса и перелески, поля рядом с ним он знал в деталях. Знал где какие грибы и ягоды растут. Мы частенько после рыбалки с ним останавливались на опушке и шли, одному ему известной тропинкой в лес, где частенько набирали сыроежек на сковородку. После утренней рыбалки жутко хочется спать, размаривает. Самым большим блаженством кажется холодная простыня собственной кровати в тенистой части дачи. Но мы не спешим домой, потому что Валя любил и грибов поесть. Он вкусно проживал жизнь во всех ее проявлениях. Особенно любил посидеть за сытным столом с обильной закуской и выпивкой в хорошей компании. Вот такой он был жизнелюб и эпикуреец.

--------------------------------------------новое (завершение)
Отступление N 5. Последнее. Эпилог. Я ехал в метро и читал новый буржуазный роман. Волны отвращения неудержимо подкатывали рвотой. Интересно, что во мне? Зависть к чужой жизни? Отвращение к новой ментальности – складу характеру или мировозрению? Наверное, второе. Редко кто признается себе в зависти. Но мы же на самом деле разные. Мы из прошлого. Они из настоящего. У каждого времени свои герои. Я все хотел бросить это чтение и дорогую новомодную книжку в урну. Но потом остановил себя – это же детское само возвышение. Я, мол, чужую, иллюзорную, ленивую жизнь выкину в урну. Вот какой хороший, с идеалами, чистенький, старушек и собачек бездомных жалею. Так что меня к этому подводит? Воспитание на примерах «лишних» людей? Рудин, Базаров, Печорин, Онегин, герой ДухLessa? И это тоже. Мы вечно нездоровые, юродивые, недополучившие русские интеллигенты, способные только к революциям на собственных кухнях. Вспомнилась беседа в чате. Чем отличается благородный человек от интеллигентного. Да тем, что они оба призваны быть совестью и душой народа. Но только интеллигент для того чтобы быть ближе к народу скорее подпустит матерка в разговор и будет говорить о том «как все хреново», на кухне, а благородный скорее напьется, чем опустится до мата, а потом организует настоящую революцию и сгорит в ее горниле, ею же и, будучи расстрелян. Вот так. Интеллигент – лягушка в болоте. Благородный – скорпион, жалящий себя. Как говорил мой дед: «Интеллигентов много, а благородных нету». Нынешние хозяева жизни и их обслуживающие на самом деле значительно более разные. Но что неприятно, что часто у обслуживающих героями жизни являются не Рудин, не Афанасий Никитин или Базаров, а их хозяева. А у тех – у хозяев – героев чаще нет вообще. Они самодостаточно любят Мидаса и умрут без него. Зависть и спесь движут Россией. Но долго в этой стране так не бывает.
У прислуги и хозяев разные ценности и в искусстве. Прислуга будет доказывать, что искусство то, что радует и волнует человека и должно быть общедоступно, а хозяин, что искусство то, что хорошо сохраняет вложения. И оба будут правы и не правы. Ну да не об этом речь. Я тут подумал, что нас очень губит стремление жить одним днем. Не ностальгируй, отбрось ложные мечтания – проживи день и будь тем счастлив. Это в корне не верно. Это американизм. Мы все хотим быть похожими на американцев. И мечты их перенимаем и образ жизни. На нацию толстых гамбургероедов, всемирных полицейских, трудоголиков не видящих радости от своих трудов? На людей , искореживших в своем тупом кино культуру всех стран мира? Ах, не хотим ? Поздно! Уже стали. Только работать не привыкли, а завидовать уже научились. Так вот – ЖИТЬ ОДНИМ ДНЕМ НЕЛЬЗЯ. Тот, кто отвергает ностальгию и прошлое, тот лишается корней, и понимания теста, из которого он выпечен. Ведь мы это наше прошлое. Тот, кто не мечтает и не видит будущего обедняет свою жизнь. Ведь мы – это наше будущее. Таким образом, тот, кто живет одним днем, тот живет как обрубок. Я в принципе против настоящего. Оно почти не существует. Оно угнетает меня. В старении все больше болеем телесно и поэтому больше ощущаем себя сиюминутно, то есть в нас очень много сегодня. У стариков, поэтому жизнь больше состоит из прошлого и настоящего.
Послесловие. Мне дороги люди из моего прошлого с их ценностями и незатейливыми мечтами. Может Бог потому и забрал их всех раньше, чтобы они не увидели всего того бардака, жестокости, бездушия, и мздоимства, в которых мы теперь якобы живем. Я признаю, что эксперимент с рассказом, который нужно было дописывать, неудачен. И не потому что отступления больше рассказа, а потому что мои герои мало кому интересны нынче. Герои то нашего времени кто? Вот о них и издаются бестселлеры.. И мне вовсе не тошно. Мне никак. Вот потому я и живу так что: “Меня вдохновляет прошлое, угнетает настоящее и обманывает будущее…”


КОНЕЦ РАССКАЗА (ПРОДОЛЖЕНИЯ НЕ БУДЕТ)