Городские заметки. Статья вторая. Губернаторский с

Лейла Сабзали
Баку... Белый город…Белый, на синем фоне Каспия... Возможно, именно таким виделся он тем, кто проектировал и строил его из бакинского белого камня. Бадамдарский известняк испокон веков служил строительным материалом на Апшероне. И дворцы правителей Баку, и дома бедняков, и стены древней крепости - все было выстроено из этого замечательного камня.
 Ну, а на рубеже XIX-XX веков камень этот стал – "краеугольным" в строительстве нового города на месте древнего Баку. И неповторимостью своего облика Баку, во многом, обязан этому пластичному, великолепно поддающемуся художественной обработке материалу. Древняя традиция азербайджанского зодчества - украшать здания художественной рельефной резьбой по камню проявилась и в застройке Баку конца XIX века. Обращение к приемам - доминирующей в то время - ордерной(колонной) архитектуры, использование сложных профилей и деталей,цельных резных художественных фрагментов в фасадах городских зданий не только придавали великолепие каждому из зданий, но и способствовали формированию уникального художественного облика города. В итоге, общность архитектурных приемов и форм плюс однородность строительного материала в отделке зданий сделали город целостным архитектурным сооружением.
Итак, после небольшой оды родным городским камням мне хотелось бы предложить уважаемому читателю продолжить прогулку по историческому центру Баку. В предыдущем очерке было рассказано о нескольких зданиях, с которых начиналось его строительство. И, как уже говорилось, новый административный центр города, согласно решению принятому тогда специальной комиссией, должен был расположиться с внешней стороны старой крепости.
 Кольцевая магистраль окружавшая стены бакинской крепости Ичери шехер слагалась из четырех улиц: Николаевской, Садовой, Александровской Набережной и Михайловской.Со временем мы пройдем всю кольцевую. Но, пока...
 Мы - на Николаевской (ныне Истиглаллийат). Движемся - по направлению к зданию, Аз гос. филармонии им. М. Магомаева. Здание стоит на пересечении - Николаевской и Садовой улиц (ныне ул. им. Ниязи).
 В 1907 году после пожара в Михайловском (или как его до сих пор называют,- Губернаторском)саду, уничтожившем здание летнего клуба Общественного собрания возникла необходимость в постройке нового- большего по размерам и, в большей степени соответствующего своему предназначению(проведение собраний,концертов, балов). Вопрос о строительстве клуба на территории Губернаторского сада на заседании строительной комиссии города вызвал, по свидетельству современников,- "целую бурю". Так, многие члены комиссии были - принципиально - против размещения клуба на этом месте. Аргументируя это угрозой для самого сада (потеря 220 деревьев). Но, вопреки мнению большинства(а в их числе был и тогдашний городской голова, некто Раевский Н.В.)все же, участок для клуба площадью 3640 кв. м. был выделен. И здание Общественного собрания с концертным залом, летней эстрадой и рестораном начали строить.
Художественное решение здания клуба - в стиле итальянского возрождения. Как и все здания построенные в Баку в тот период, оно не избежало некоторой стилизации. В смешении восточного и западного стилей. Кульминационным моментом в композиции здания явились эффектный купол и две башенки. Современники находили в силуэте этого здания общность с образом мечети с двумя минаретами. Многоплановость объемного решения выраженная в террасной композиции здания, возвышающегося над зеленью сада, придают ему вид немного нереального, почти сказочного замка. Особенно хорошо это заметно в перспективе - со стороны набережной. Выстроенное в 1912 году по проекту петербургского гражданского инженера-Г. М.Турмикелова, здание Общественного собрания и сегодня, особенно после недавно проведенных там реставрационных работ, не утратило ни своей художественной ценности, ни своей функциональности.
 Противоположная сторона Николаевской улицы застраивалась в тот период, в основном, доходными домами. Из-за высокой стоимости наемных квартир на этой улице жить в этих домах могли позволить себе лишь, весьма обеспеченные горожане. Таким образом, был создан "чистый квартал", где селились представители городской знати и городской интеллигенции. Почти все эти дома выполнены в классических формах западно-европейской архитектуры. Все, кроме, пожалуй, доходного дома братьев Садыховых (1910-1912 гг.).
Дом, расположенный на пересечении Николаевской и Садовой улиц, напротив здания Общественного собрания построенный по проекту того же, Г. М. Турмикелова, являет собой яркий пример великолепной стилизации, где Восток перекликается с Западом. Интересно устроенные лоджии и балконы дома делают его приспособленным к конкретным бакинским климатическим условиям (бакинская жара, бакинский ветер). Вообще, своей неповторимостью и своеобразием Баку, во многом обязан, как уже говорилось ранее,- талантливому стилизаторству в творчестве бакинских зодчих строивших его в XIX-XX веках. И, созданный в результате этого, абсолютно новый уникальный, для тех времен,стиль - восточно (с Азербайджанскими архитектурными традициями)- романтический стал переломным моментом в азербайджанском архитектурном мышлении на долгое время. В этом стиле работали почти все  бакинские архитекторы конца XIX века. Это и Касум-бек Гаджибабабеков, И. В. Гославский, Плошко, Фон дер Нонне,  Х. К. Васильев, М. К. Измайлов, К. Б. Скуревич, И. В. Эдель, А. В. Эйхлер, М.Гаджинский и мн. др.

Продолжая прогулку по этой улице, мы, конечно же, посетим сад,о котором шла речь ранее.
Итак,- губернаторский сад. Кто из нас в детстве не бегал по его тенистым аллеям,не прятался в гроте, играя со сверстниками? Но, многие ли(особенно молодое поколение бакинцев) знают, что возраст этого сада исчисляется почти двумя столетиями? Возникнув в виде небольших посадок фруктовых деревьев в 1830 году на участке между крепостными стенами и крайним бастионом(укрепительное сооружение окружавшее тогда Баку со стороны моря) он, по словам современников, к концу XIX века превратился в "чудный оазис" посреди города. Сад этот, по количеству собранных в нем разновидностей растений, долгое время мог конкурировать с известными ботаническими садами мира. Почему в прошедшем времени? Наверное, и так понятно. Нынешнее положение сада - весьма плачевно. Посадить и вырастить дерево - непросто. Вырастить сад, да еще в бакинских условиях,- тем паче. Выжженная солнцем и пропитанная нефтью солончаковая почва, сильные ветра, отсутствие пресной воды,- все это были не самые лучшие условия для сада. И все же, сады в Баку вырастили! А этот - был первым общественным садом в городе. Землю для него привозили из-за моря(заслуга одного из бакинских комендантов, некоего - Р.Ховена).
 
Имя этого человека сегодня мало кому известно и все же, оно навсегда вошло в историю нашего города как имя человека - посадившего в Баку тысячи деревьев. Комендант Р. Ховен обязал всех купцов прибывавших тогда в Баку морем, в качестве особой пошлины  привозить по нескольку кубометров плодородной земли и саженцы растений. Таким образом, в одном саду оказывались растения привезенные со всех частей света. Финиковые пальмы и хлебное дерево росли рядом с тополем, фисташковое дерево - с акацией. Росли маслина, ракита, железное дерево, китайская сирень, родендроны, ясень, вишня, камелии, гранат, айва. Из Аравии и Ирана были привезены - смоковницы (инжировое дерево) и шелковицы (знаменитый бакинский тутовник). Сад оттенял, густо растущий виноградник, росли кунжут и шафран. В 1853 году в саду было добавлено большое количество фруктовых деревьев и различных ягодных кустарников. После 1859 года, когда была убрана бастионная крепостная стена и территория сада была естественным образом расширена, появились и новые возможности для улучшения сада. Были посажены декоративные растения(к этому времени сад насчитывал 12000 деревьев и огромное количество кустарников).
 К оформлению сада подключились и архитекторы. В 1876 году на его территории были выстроены беседки и бассейны , подпорные стенки на участках с ярко выраженным рельефом. А с осени 1894 года в саду после дополнительной посадки деревьев, были построены оранжереи и проложены дорожки. Появились аллеи лиственных и вечнозеленых деревьев и кустарников. Между ними были разбиты газоны из экзотических цветов. Чтобы сад постоянно обновлялся, была учреждена должность городского садовода, на которую выписывался из-за границы агроном. Агроном занимался художественным оформлением сада, расширяя палитру зеленого и цветочного фона, добиваясь красивых ландшафтных композиций. В 1899 году были построены бассейны у подпорной стенки и на границе нижней и верхней частей сада был устроен грот обвитый лианой и кустарниками. В начале XX века сад разросся настолько, что верхняя и нижняя его части слились. В результате чего, образовался единый зеленый массив ландшафтного типа. Михайловский или Губернаторский сад вписался в систему центра города, как великолепный градоформирующий элемент и замечательный пример садово-паркового искусства.