Настоящий ученый

Михаил Кевич
Я вижу его волнение, вслушиваюсь в его доклад, пытаюсь сосредоточиться, оценить формулы и графики, которых не счесть на плакатах, и все более чужим кажется мне его мир. Мир настоящих ученых.
Он защищает докторскую диссертацию. Ему скоро на пенсию и, наверное, не раз приходил в голову вопрос: Зачем?
Его коллега, комментируя работу, скажет: это результат многолетней работы, можно сказать всей жизни.
Да, пожалуй, понятно. Результат виден. Двадцать восемь плакатов.

Он невысокого роста и при этом сутул, почти горбат. Интересно, это результат тысяч часов, дней, десятков лет, проведенных за письменных столом? Или, родившись с изъяном фигуры, он решил, что здесь, в науке, он добьется успеха и еще покажет остальным, какой он молодец?
Но крепок, несмотря на возраст, жилист, сух.
С каждой минутой он возбуждается больше, краснеет. У него большой опыт выступлений на публике, а потому сдерживает волнение, но все чаще почему-то облизывает пересохшие губы. На это движение не хочется смотреть, неприятно.

Я уже потерял его главную мысль, отдельные фразы наслаиваются в беспорядке как эпизоды сна в беспокойные ночи. Теперь уже просто разглядываю его. Мне кажется, что такое лицо могло быть у инквизитора. Густые брови. Большой горбатый нос. Волевой подбородок. Грубая кожа. Как ни странно, низкий лоб. Многолетняя упорная работа сделала взгляд его сосредоточенно-уверенным. Почему не носит очки? Неужели не испортил зрение, сидя ночами у компьютера?
На нем новый, точнее, мало ношенный костюм. Скорее всего, одевает только «по случаю». Сегодня как раз такой случай. Все закончится успешно, а значит после защиты пьянка. Нет, не та пьянка, после которой у кого-то будет болеть голова, а на воротнике особенно жизнерадостных окажутся следы помады. Это будет банкет. Начало – 19.00.

 Хм. Совсем разошелся. Расстегивает пиджак. Смешной короткий галстук. С радостно-идиотской улыбкой тыкает указкой в плакат. Вот, вот самое главное.

Пытаюсь представить его в другой обстановке. Горы. Солнце. Сильные и веселые друзья. Он в яркой куртке, солнцезащитных очках на лбу. Смеется и волнуется перед спуском. Нужно проверить новые лыжи. И не ударить лицом в грязь перед женщиной, которая, слегка щурясь на солнце, внимательно смотрит на него. Оттолкнулся…
Нет, вряд ли.
А может быть после защиты, после всех необходимых, традиционных процедур, банкета, отдохнув, выспавшись, он с утра отправится в гараж к своей любимице – машине, а затем лихо подъехав к дому, забежит в квартиру и крикнет своим близким: все, свободен, едем, едем в лес, к реке, вино пить, мясо жарить!!!
Нет, и это не могу представить.
Потемки - чужая душа. Тайна - чужая радость.
Но вот уже и закончился доклад. Выступление оппонентов. Отзывы. Голосование.
Стоит как пионер на линейке, где только что повязали галстук. Хорошо, от души говорит слова благодарности.

А через десять минут вижу его в коридоре, идущем среди нескольких известных в наших кругах ученых. Они хорошо понимают друг друга. Он размахивает руками, продолжает что-то объяснять. Все радостно улыбаются. Все трое доктора наук. И он уже доктор.
С сегодняшнего дня.
Настоящий ученый.

 
P.S. А тем не менее, не плохая диссертация у этого чудака получилась. И новизна есть научная. И актуальность. Надо будет перечитать вечерком. Обязательно перечитаю…