Волшебный камушек

Галина Степанова
 
     Настя шла по вечернему проспекту, легко перепрыгивая через лужи, такая вот слякотная зима нынче в Минске. Улыбалась. Встречные прохожие улыбались в ответ. Настроение было прекрасное, потому что труднейший экзамен по латыни вреднейшей из преподавательниц университета был сдан на "отлично" – это во-первых, а во- вторых, только что в гардеробе Насте...без номерка! отдали куртку. Могли бы заставить ждать, пока закончатся занятия у заочников, могли взять штраф за утерянную бирку, но Настя вовремя вспомнила про «волшебный камешек».
 –Снип, снап, снурре, пурре, базелюрре,– вполголоса пробормотала она. Пожилая гардеробщица не поняла.
-Да нет, ничего, это я латынь сейчас сдавала,– засмеялась Настя.– Пожалуйста, хотите, я расскажу, что у меня в карманах?
– Ну, точно, как у нашего Ванюшки, ну так Ванечка наш, в детский сад ещё ходит,– ворчала женщина, вынимая из кармана Настиной куртки ржавые гайки, фантики, разноцветные бусинки, стеклянный шарик, морской камешек-голыш...
Всё правильно, Настя тоже ходила в детский сад. Она там работала воспитательницей, а вечером училась в университете на историческом факультете. Сколько было дома слез и переживаний, когда на дневное отделение не хватило проходного балла. Плакала мама, переживал папа, а Насте очень даже нравилось работать с малышами. Ей нравилось с ними играть.


      Вот этот морской камешек – подарок одной очень умной шестилетней девочки Аллочки. Родители строго следили за её всесторонним развитием, грузили ребёнка по полной программе: рано утром, до садика, девочку возили на фигурное катание, вечером к ним домой приходила учительница английского, по воскресеньям - рисование и музыка.
–Вы вообще-то знаете, что это за камень? – строго спросила Аллочка, вручая воспитательнице подарок.
 – Спасибо,Аллочка! Какой красивый! Наверное, волшебный...– Настя положила розовую лепёшечку на ладонь.
– Что вы, Анастасия Алексеевна, не знаете, что ли, волшебных камней не бывает?
 Такая ерунда только в сказках! А камень этот моя мама привезла с юга.
– Кто знает, почему он такой необыкновенный – гладкий и плоский? – спросила Настя у детей, с интересом разглядывающих камешек.
 –Я, я знаю!– закричала Машка, лучшая и единственная Аллочкина подружка.– Потому
 он такой гладенький и приплюснутый, что её мама целый месяц на нем лежала на пляже!
 Настя засмеялась, представив Аллочкину маму – пышную красивую даму.
– Дура,– сказала Аллочка Машке,– причём здесь моя мама? Это просто морской камешек, ничего особенного, его так волнами море обточило. Его можно бросить в аквариум.
       Настя не могла объяснить, но ей почему-то всегда было жалко эту умненькую   
 и строгую девочку.


       Через месяц эти дети перешли в подготовительную группу, теперь с ними занималась школьная учительница начальных классов(какой-то очередной эксперимент), а Насте  дали группу четырех-пятилетних детей.
        Это была особая группа. Круглосуточная. Детей по вечерам не забирали домой по разным причинам: плохие жилищные условия, посменная работа родителей, у многих детишек не было отцов. Или были папы, но такие,что лучше бы уж совсем их не было. Всю неделю ребятишки жили в саду, а в субботу их забирали домой. До понедельника.
Каждое утро к ним прибегала Настя, после обеда её сменяла другая воспитательница, а вечером приходила на дежурство ночная няня.
      Дети, ещё сонные, тёплые, разговаривали утром тихо, помогали друг другу одеваться, выясняли, какой сегодня день недели  и считали, сколько осталось до субботы. Настя причёсывала девочек, заплетала косички, завязывала банты, застёгивала тугие пуговицы, распутывала шнурки, помогала умываться – так начинался день.
 Однажды, когда Настя искала заколку для волос, из кармана халата выпал розовый плоский камешек.
 – Это что?– маленький Витька поднял его.
 – Камешек, малыш, ты же видишь.
 – Волшебный?!– прошептал Витька.
 – Волшебный? А, ну да, конечно, волшебный,– улыбнулась Настя,– любые желания
 исполняет.
 – Любые? Ну, тогда пусть так сделает, чтобы сегодня была не среда, а суббота, и за мной пусть придёт бабушка,– не задумываясь попросил Витька.
 – Он, конечно, может, но у нас же в пятницу кукольный театр, ты забыл?
 Кукольный театр ждали давно – читали сказку, рисовали, лепили на тему спектакля, поэтому Витькино предложение не поддержали.
 – А давайте вот что загадаем,– предложила Настя,– пусть сегодня на завтрак будут апельсины!
        В раздевалке висело меню, но читать,всё равно, никто, кроме Насти, не умел. И нужно было поспешить с волшебством, потому что няня уже принесла из кухни кастрюлю с кашей, ведро с чаем, хлеб и кусочки масла на тарелке.
 – Крэкс! Фэкс! Пэкс!– произнесла Настя волшебные слова – дверь распахнулась, и   вошла няня Вера! В синем тазу – гора оранжевых солнышек-апельсинов!Красиво! Малышня притихла, потом все разом восторженно загалдели. Настя наслаждалась эффектом и вдруг увидела в окно отца Сережи Шаталкина, входившего в сад. Удивилась ещё – чего это он, среда ведь сегодня?
– А хотите еще одно чудо? – заторопилась Настя. – Пусть сейчас сюда войдет Серёжин папа! Крэкс! Фэкс! Пэкс!
   Только успела произнести волшебные слова, в группу вошел Шаталкин старший. Увидев молчащих, уставившихся на него детей, побледнел: " Что случилось? Где Серёжа!?" Настя поняла, что переборщила, напугала человека.
– Да нет, вы не волнуйтесь, ничего не случилась, вот он, Серёжа, жив-здоров!
    Оказалось, дали неожиданно отпуск: "Вот пришел за сыном, вечером всей семьёй уезжаем к бабушке, уже и билеты есть на поезд".
О, что тут началось! "И за мной пусть придут!", "И за мной!" Забыли и про кукольный театр, и про апельсины. Все хотели в отпуск! Немедленно! Настя поднесла камешек к уху: «Тише, тише, ничего не слышу! Устал, говорит, я от вашего крика, чудес пока не будет. В отпуск все поедут, но не все сразу. А сейчас – за стол!".
 За завтраком дети с завистью поглядывали на счастливого, уминавшего рисовую молочную кашу Серёжку, потом помахали ему из окна, и Сережа помахал им своим волшебным апельсином.


       А в группе с этого дня стали происходить разные чудеса. Камешек помог трусихе Марине скатиться с горки на лыжах. Ну все ребятишки бесстрашно катались с этой совсем невысокой горки, все , кроме Марины. Марина повторила за Настей, ну очень сложное заклинание, спрятала камешек в рукавичку и скатилась. И не упала! Поднялась на горку и скатилась ещё раз. Возвращая Насте камешек, разрумянившаяся счастливая девочка сказала:
–Теперь я и без камешка не боюсь. Здорово, Настасья Алексеевна, что волшебный камешек у нас в группе есть, а то так и зима бы кончилась, а я всё стою и стою на горке.


А вот Мишка Каменев никогда ничего не боялся. Кроме зубных врачей. Когда нужно было лечить зубы, он вопил, брыкался, кусался, не давал до себя дотронуться. Не помогали никакие уговоры. В прошлом году Мишка "прославился". Услышав, что в соседней группе уже начали лечить зубы, он залепил дырки себе и всем желающим   белым пластилином. Дырок в зубах было много и белого пластилина не хватило, пришлось долепливать зелёным. И был в детском саду большой скандал. Ночная няня Лена плакала, потому что это "пломбирование" случилось в её дежурство. А самое смешное было в том, что Леночка училась в медицинском институте на стоматологическом отделении. С тех пор она называла Мишку "коллегой", видно, чувствовала родственную душу. А вообще, они с Мишкой дружили.


        Все дети знали, что их ночная няня скоро будет зубным врачом, но когда однажды она вошла в группу – днём, в красивом белом халате и в медицинской шапочке – присмирели. Леночка рассказала детям, что новые бормашины не воют, а поют и свистят, как птицы. А врачи все очень добрые, молодые и весёлые. И будет совсем не больно. А ещё ребятишкам после лечения будут вручать подарки и, конечно, своим детям лечить зубы будет она сама.
 – Совсем-совсем не больно? – бледный Мишка сидел у Лены на коленях.
 –Я буду очень стараться,– серьёзно пообещала Лена,– вот увидишь.
 – Ладно,– наконец согласился Мишка, и они, держась за руки, пошли в медкабинет, но у самых дверей мальчик вырвался и бросился к воспитательнице: "Настасья Алексеевна, мы же про камушек забыли!"
 Камешек положили в кармашек Мишкиной рубашки, сказали волшебные слова. Вернулся Мишка быстро, бледный, но счастливый. Ему вручили утешительный приз – новую зубную щётку, отдали для Зубной феи два передних молочных зуба и похвалили за смелость. А волшебный камешек, как эстафету, передавали по очереди уходящим на лечение. Многие в тот день не досчитались зубов, но никто из ребятишек ни разу в медицинском кабинете не заплакал.


       Славно "поработал" камешек и перед Новым годом. Насте пришлось даже в тетрадку записывать ребячьи заветные желания, чтобы ничего не напутать, а потом она три дня обзванивала родителей. В результате каждый получил в подарок от Деда Мороза то, о чём нашептал камушку: коньки, черепаху, котёночка, мягкую игрушку, сладости и т.п.               
        Вот только Алёшка Скворцов задал своим родителям задачу: он ничего не хотел, кроме волшебной палочки.
– Ну, правильно,– сказал Алёшин папа,– он весь в свою воспитательницу. А нам-то что прикажете делать?
        Настя задумалась: – Дед Мороз может подарить волшебную палочку, которая выполнит всего три желания. Два его желания я, кажется, знаю: Алеша мечтает о боксёрской груше и ещё, он очень хочет иметь Собаку. Любую.
– Он хочет живую, настоящую собаку, но в общежитии  нельзя держать животных. А ещё он мечтает о том, чтобы его каждый вечер забирали домой,– грустно усмехнулся Алёшкин папа,– Вы можете попросить свой волшебный камешек, чтобы нам быстрее дали квартиру?
 –  Ладно. Вы получите свою квартиру весной,– неожиданно для самой себя сказала
  Настя. Алёшин папа помолчал, сказал:– спасибо,Анастасия Алексеевна, до свидания,– и положил телефонную трубку.


       После новогодних праздников Алёшка принес в группу боксёрскую грушу и перчатки, чтобы все дети в группе тренировались, и, обняв Настю за шею, сказал по большому секрету, что волшебная палочка сделает ещё два чуда. Какие, он пока не скажет, это будет весной. Уже скоро.

 

 Минск. 1967 г.