Вадим Сыромясский. Очерки на заданную тему

Вадим Сыромясский
Вадим Сыромясский
Очерки на заданную тему

ХОРОШО БЫЛО АДАМУ. ЕСЛИ ЕМУ СЛУЧАЛОСЬ УДАЧНО ВЫРАЗИТЬСЯ, ОН МОГ БЫТЬ УВЕРЕН, ЧТО СКАЗАЛ ЭТО ПЕРВЫМ. МАРК ТВЕН.

~ * ~
Все великие озарения рождаются на пороге частных событий, наблюдений и экспериментов. Некий римский правитель обратил внимание своего упорствующего сына на то, что деньги, полученные за пользование общественными туалетами, не пахнут. И тут произошло озарение ума у всех: “Ба, так это же всеобщая истина – деньги не пахнут!” И дальше пошло-поехало: все течет, все изменяется; все течет как вода; все яблоки тяготеют к другим предметам; все короли голы; все волки серы; все женщины хороши; все мужики сволочи и так далее. На всякого мудреца довольно простоты! Обобщение находится на вершине знания, но не каждое. Лев Толстой, например, предпослал своему роману “Анна Каренина” такое обобщение: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". Классику конечно виднее, но здравый смысл невольно протестует против этой максимы.

~ * ~
Романтика идеализирует все сущее и происходящее. Одновременно она дает опору человеку в его сомнениях и поисках идеального. Романтик – это художник, который показывает человека не таким, каким мы его видим в обыденном отражении, а таким, каким мы хотели бы его видеть и каким он его видит сам в ореоле совершенства.

~ * ~
Прочитав опусы Пауло Коэльо, останавливаешься в недоумении. Что это? Попытка мыслить категориями примитивного человека на заре цивилизации? Или это упрощенный вариант познания им самого себя и Бога, предназначенный для мало читающей первоисточники современной интеллигенции? То, что мастер в совершенстве владеет словом, не вызывает ни малейших сомнений. Но на какую категорию читателей он рассчитывает, хотелось бы узнать у самого автора.

~ * ~
Писать дневники и воспоминания – значит переносить на физические носители вечную память о том, от чего наш разум предпочитает освободиться. Перевернув последнюю страницу, мы ощущаем легкую эйфорию освобождения и душевный покой.
 
~ * ~
Слово, подобно атому, содержит огромную скрытую энергию. В былые времена одно слово “измена” приводило в действие безжалостную машину взаимного истребления. В наше время одно слово “терроризм” приводит к содроганию огромные массы людей, разъединенных этнически, идеологически и духовно.

~ * ~
Следует признать: презумпция невиновности – неразрешимая дилемма, как коммунизм – красивая мечта. “Не пойман – не вор. Не успел бросить бомбу – не террорист”, - говорят злоумышленники и при этом злорадно улыбаются.
Как нам представляется, презумпция невиновности должна стать секретным оружием правосудия, а не его красным знаменем. Подумаем, о какой презумпции можно говорить, если в обществе существуют и будут существовать досье для контроля за благонадежностью (читай: невиновностью) людей и секретные тюрьмы для предполагаемых преступников? Просто жизнь имеет свои жестокие реалии, которые не укладываются в наше восторженное мироощущение. Главное – упредить злоумышленника. А справедливое правосудие и жесткая мера наказания – слабое утешение для пострадавшей стороны.

~ * ~
Всеобщее образование без всеобщей культуры – не благо. Опыт социализма свидетельствует, как легко образованное общество отказалось от своего культурного наследия, национальных традиций, бытовых обычаев, классической литературы, оперы, балета, культуры пития, традиционного целомудрия половых отношений. Все рухнуло в одночасье, как падает мост, лишенный несущей опоры, как в прошлые века происходили переходы из одной веры в другую.

~ * ~
Революции разъединяют людей на две стороны от баррикад. Контрреволюции делают то же, но меняют местами разъединенных. Вопрос, что же даст людям полное и безусловное единение, остается вечно открытым. Безусловно, это не изобилие и не всеобщее благополучие. Подвинуть человечество к единению может только реальная угроза вселенской катастрофы, когда ни у кого не останется шансов на спасение. Отсюда задача для науки: вычислить неизбежность и спрогнозировать масштабы такой катастрофы.

 
~ * ~
Сверхчеловек (bermensch) Ницше – вербальная нелепость и философский бред. Человек не может быть выше самого себя и выше своего вида. Как постоянно показывал почитаемый Ницше философ Монтень, независимо от того, какое положение в общественной иерархии занимает человек, он остается довольно непритязательным существом, которое ест, пьет, икает и пускает ветры. Пришедшие покорять недоразвитые народы “белокурые бестии” в униформе становились на постой в домах покоренных, заставляли славянских женщин таскать и греть им воду. Распарившись, они в присутствии женщин издавали дикие возгласы, пускали ветры и давили вшей в волосистой части своих тел. И после всего этого высокомерно говорили “rusische schwein”.

~ * ~
Мы приходим в этот мир не по своей воле и задерживаемся здесь не по своему желанию. Родившись, мы попадаем в руки судьбы, которая точно знает, на каких этапах нам предстоит задержаться и где наш последний придел. Малодушные наши попытки досрочно хлопнуть дверью судьба сурово пресекает, подвергая нас осмеянию и остракизму окружающих. Единственный способ незаметно улизнуть в преисподнюю это начат пить, курить и глотать всякую фальсифицированную дрянь. Характерный случай произошел этой осенью в Запорожье. 30-летний мужчина бросился с арочного моста в холодную воду Днепра. Пролетев 30 метров, он удачно приводнился и даже нашел в себе силы самостоятельно добраться до берега, откуда его с трудом забрали спасатели. В больнице серьезных повреждений организма не обнаружили и через установленное время занялись выяснением психических деталей трагедии. Значит, эта косматая особа с косой его не ждала. А судьба грубо отказала ему в любезности.

~ * ~
Лента Мебиуса – это пример того, как природа умеет посмеяться над нашим воображением, предрасположенным к восприятию мистификаций. Фокус состоит в том, что поверхность этого замкнутого кольца кажется однообразной и бесконечной, поскольку мы не замечаем (или не хотим замечать) места перехода беговой дорожки, образно говоря, с асфальта на грунт и обратно. Картина проясняется, если мы до того, как деформировать ленту, выкрасим ее реально существующие поверхности в разные цвета, а затем состыкуем красную поверхность с белой.
Украинский энциклопедический словарь (стр.696) определяет понятие поверхности, как границу тела или след движущейся линии. То есть, в геометрическом (и физическом) смысле поверхность может быть только односторонней, о чем и свидетельствует лента Мебиуса. Разносторонними бывают только физические тела и фигуры, имеющие продольные и поперечные размеры.