5. Об умении говорить и слушать

Влад Каганов
ПРОДОЛЖЕНИЕ Смотрите разделы 1, 2, 3, 4
----------------------------------------

          Ты не раз замечал, что неизменным успехом у девочек пользуются ребята веселые, находчивые, остроумные, словом, умеющие, как пушкинский Онегин
«Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.».

         Слушая своих приятелей или знакомых, ты то завидовал им, то проклинал себя , свое неумение быть таким же занимательным рассказчиком, полагая, что никогда не сможешь этому научиться. Напрасно! Великий  оратор Демосфен в детстве был косноязычен, но столь велико было его желание преодолеть недостаток, что он бесконечно упражнялся пока не достиг совершенства.

         Известный диктор московского радио Юрий Борисович Левитан с детства мечтал о сцене, но, когда он приехал в Москву поступать учиться «на артиста», его чудовищное владимирское «оканье» привело в такой ужас приемную комиссию, что его даже не допустили до экзаменов. К счастью, на глаза Левитану попалось объявление о конкурсе на должность диктора радио, и молодой человек отправился туда. Членов жюри, конечно, тоже шокировал его выговор, но они все же приняли паренька в группу стажеров. Юра стал заниматься дикцией неустанно, проявляя в этом удивительное упорство и трудоспособность. Такой труд не прошел даром- уже через несколько месяцев его произношение стало просто классическим.  Вскоре  Левитан стал лучшим диктором страны, которому доверяли читать самые важные сообщения!  А ведь , считается, что избавиться от «окающего» говора почти невозможно, потому что сколько не старайся, все равно остается легкий призвук «о».
       Так что при желании, после некоторых тренеровок, ты вполне можешь научится говорить правильно, свободно, легко овладевать вниманием слушателей.

       Для начала, постарайся научиться четко и ясно произносить все звуки и слова, не растягивай их, но и не говори скороговоркой, как будто за тобой кто-то гонится. Не употребляй без надобности словечки типа «ну», «вот», «значит», «понимаешь», «как говорится» и им подобные. Они только засоряют речь, отвлекают от сути того, о чем ты хотел бы рассказать.

       Не заводи разговор о том, что другим непонятно или вовсе безразлично, не предлагай трудных и неприятных вопросов; избегай без особой нужды специальных терминов и понятий , заумных фраз и иностранных слов, особенно если их смысл тебе самому до конца не ясен.

      Поменьше говори о себе, не утомляй окружающих своей персоной, не перебивай говорящего, но старайся дать всякому возможность отличиться.

      Не стремись поразить собеседника «глубиной» своих познаний и «оригинальностью» суждений. Человек,  щеголяющий своей ученостью, равно как и тот, который путается, перескакивает с одного на другое, увязая в ненужных деталях и подробностях о лицах и местах, которые большинству слушателей неизвестны, вызывает лишь усталость, неприязнь и раздражение.

         Рассказывают, что известный французский поэт Поль Валери, человек широкообразованный, пользовался всеобщей любовью потому, что умел придавать своим оригинальным высказываниям шутливую форму.

        Случается, некоторые ребята, стремясь выглядеть остроумными, начинают зачем-то коверкать слова, говорить «могЕм» вместо «можем», «должОн» вместо «должен» и тому подобное. Или возьмут популярную песню и искажают ее до неузнаваемости. Начинают что-то рассказывать и при этом первыми громче всех смеяться. Ничего общего с чувством юмора это не имеет.
        Великие актеры: Фаина Георгиевна Раневская и Аркадий Исаакович Райкин – которые как никто другой, обладали абсолютным слухом на юмор, рассказывая что-нибудь смешное, сами всегда оставались серьезными, почти печальными и лишь доведя собеседника до безудержного хохота, начинали елезаметно усмехаться.

      Юрий Визбор – журналист, киноактер, известный бард- был отменный рассказчик. Его рассказы всегда были увлекательны, а детали зримы, словно имели плоть, цвет и запах. В то же время, Визбор вовсе не стремился неостановимо говорить, « держать площадку», а предпочитал, как бы пронизывать общий разговор короткими репликами и шутками.

       Наша речь состоит не только из слов и предложений, которые мы произносим, но и из той формы, интонации, в которой они произнесены. Одна и та же фраза может заключать в себе  вопрос и утверждение, сомнение и признание - в зависимости от манеры и тона, с которым она произнесена.  Соответственно и разной может быть на нее реакция.
      
      Люди, как правило, обращают внимание не столько на сами слова, сколько на то как они сказаны, на мимику и жесты. Часто поэтому обиду, или, наоборот, доверие  вызывает не сама фраза, а то, как она произнесена. К речи громкой, резкой чаще всего относятся с негодованием и даже враждебностью: «Что вы на меня кричите?». Наоборот, речь тихая спокойная, мягкие плавные движения - вызывает уважение, к ней прислушиваются с большим доверием и вниманием.

       В любой беседе всегда участвуют, как минимум, двое. Если ты не считаешь себя умелым рассказчиком, научись быть, по крайней мере, хорошим слушателем.  Для этого требуется не так уж много: быть вежливым, тактичным, доброжелательным слушателем и концентрировать свое внимание исключительно на теме беседы и собеседнике. Прощаясь, постараться оставить какую-то зацепку, которая позволит, при необходимости, мгновенно восстановить связь.

Вот что рассказывает известный американский писатель и психолог Дейл Карнеги.
Как-то в гостях его представили одной даме, которая недавно вернулась из Африки.
- О, Африка! – восторженно воскликнул писатель- Как это интересно! Я всегда мечтал там побывать. Расскажите.
Этих слов оказалось вполне достаточно, чтобы последующие полчаса говорила только дама. Однако, самое удивительное в этом рассказе то, что прощаясь, дама вполне искренне заметила, что никогда не встречала столь интересного СОБЕСЕДНИКА.
Да, именно СОБЕСЕДНИКА, хотя сам писатель за все время едва ли произнес десяток слов. Единственное, что он делал, так то, что с неослабеваемым вниманием СЛУШАЛ.  Но слушал не со скучающим равнодушным видом, а с «восхищенным вниманием», он был искренен в своем одобрении и щедр на похвалы. В конце беседы, он сказал, что ее рассказ был «черезвычайно интересен» и что он хотел бы обязательно встретиться с ней опять. И это тоже было сказанно искренне.
Итак, приучись внимательно слушать собеседника. Этого бывает достаточно, чтобы он посчитал тебя умным, интересным собеседником, с которым захотелось встретиться ещё.

       Ты  спросишь : «Как этому научиться?». Очень просто. Один мой приятель, отправляясь на рыбалку, всегда несет с собой червей. Если ты хоть малость смыслишь в рыбалке, то тебе должно быть известно, что рыбы любят именно червей, а не докторскую колбасу. Поэтому им и подсовывают червей. Рыбы их охотно заглатывают и попадают на крючок. Почему бы той же тактикой не воспользоваться и в нашем случае?

        Итак, научись внимательно слушать, не перебивать, даже если тебе не очень интересно или самому пришла интересная мысль. Задавай только те вопросы, на которые твоя собеседница будет отвечать с удовольствием. Не допускай нетактичных высказываний по поводу внешности или личных качеств кого-либо из ее друзей или общих знакомых.
        Известный французский писатель Ларошфуко заметил : «Если вы хотите нравиться, надо говорить о том, что они любят, что их волнует», а вовсе не о том, что интересует и занимает в данное время нас.

        Что же, в первую очередь, интересует девушек? Конечно же, они сами, их переживания, их горести и радости, их детские воспоминания. «Невозможно наскучить женщине, - писал французский писатель Андре Моруа, - беседуя о ее характере, распрашивая о ее детстве, о том, что ее заботит и печалит.».

        Однажды, у одного брачного афериста, занимавшегося тем, что входил в доверие, а затем обманывал легковерных девушек и женщин, спросили:  каким образом он заставлял их всех в себя влюбляться? Он ответил, что для этого не требовалось никаких особых уловок. Все, что он делал - это разговаривая с женщиной, говорил о ней. Ведь, порою, каждый из нас, не столько нуждается в чьем-либо совете, сколько просто в дружеском внимании и участии.

       В заключение этой темы, как ее итог, приведу слова Бальзака.
« Элегантный человек полон обаяния, мелодичный голос придает его речам неотразимую прелесть, он умеет и промолчать, он заботится о собеседнике и избирает для разговора лишь самые уместные темы, он всегда удачно подбирает слова, язык его чист, насмешки беззлобны, а замечания не обидны; он не вступает в спор с самоуверенным глупцом; у него ровный характер, он неизменно улыбчив и приветлив. Он естествен. Он простодушен и весел, его не возможно не любить.».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...