Из истории календаря

Мальхан
Когда Бог создавал время, он создал его достаточно.
Ирландская пословица

Задолго до принятия христианства приднепровские славяне выработали собственную систему счета времени, названия месяцев, дней недели. В основе этого счета, как и у других народов, лежала ритмичная смена фаз Луны.
Начиная с 1065 года в летописях фиксировались солнечные затмения.

О внимании наблюдений за Луной свидетельствует и наличие древних названий лунных фаз: новолуние называлось «межи», молодой серп – «новец», первая четверть – «новый перекрой», фаза около 10 дней – «подполонь», полнолуние – «полонь», фаза около 17 дней – «ущерб», последняя четверть – «ветхий перекрой», старый серп – «ветох».

Естественное деление лунного месяца на четыре фазы по семь дней породило существование седмиц – недель.

Были у египетских жрецов альменихиака – расписание праздничных дней в течение года. У арабов слово «аль-манах» время – обозначало также указатель новолуний и полнолуний, необходимый для мусульманского календаря. До сих пор на английском, немецком, французском языках альманахом называют календарь или ежегодник.

В древнеримском лунно-солнечном календаре первые числа каждого месяца назывались календами, что соответствовало слову «календариум» - долговая книга. В эти дни полагалось платить проценты по долгам. Отсюда произошло слово календарь. А вот слово «високосный» появилось в первом веке.
Произошло оно от дополнительного дня, который был включен в календарь в феврале после шестого дня до мартовских календ и назывался повторным шестым – бис сектус.

В дореформенном древнеримском календаре сначала было десять основных месяцев, потом стало двенадцать.
Первый месяц года назывался в честь бога войны Марса – мартиус (март); название второго – априлис (апрель) – произошло, вероятно, от слова априкус – согреваемый солнцем; третий именовался в честь богини Майи – майус (май) и четвертый – в честь богини Юноны – юниус (июнь). Названия следующих шести месяцев были образованы от порядковых числительных: пятый – квинтилис, шестой – секстилис, седьмой – септембер (сентябрь), восьмой – октобер (октябрь), девятый – новембер (ноябрь) и десятый – децембер (декабрь). После прибавления двух месяцев одиннадцатый был назван в честь двуликого бога Януса – януарис (январь) и двенадцатый стал месяцем «очищения» фебруариус (февраль).

Начало года было перенесено с марта на январь, а названия месяцев оставлены прежние. Месяц квинтилис, перешедший с пятого на седьмое место, после реформы назвали именем Юлия Цезаря – юлиус (июль). Спустя некоторое время секстилис, перешедший с шестого на восьмое место, был назван в честь преемника Цезаря, первого римского императора Октавиана Августа – аугустус (август), что означает «священный».

Эрой календаря называется принятый в нем отсчет годов от определенного момента времени, связанного с каким-либо историческим событием. Предполагается, что слово «эра» происходит от латинского слова aera, что означает «число». Существует также предположение, что это первые буквы фразы «ab exordio regni Augusti» - от начала царствования Августа.

В Древнем Китае отсчет велся от легендарной даты начала царствования правителя Хуан Ди – 2637 г. до н.э.

В Древнем Египте летосчисление велось отдельно по годам правления каждого фараона.

В Древнем Вавилоне применялась эра от начала царствования Набонассара – 747 г. до н.э.

В Древней Греции было распространено летосчисление от начала первой олимпиады – 776 г. до н.э.

В Древнем Риме отсчет вели от легендарной даты основания Рима Ромулом – 753 г. до н.э.

Эра «от сотворения мира» существовала в нескольких вариантах.
Христианская церковь утверждает, что мир сотворен Богом за 5508 лет до нашей эры. Один хитрец даже точно подсчитал, что первый человек – Адам появился на Земле ровно в девять часов утра в пятницу 1 марта, на шестой день после сотворения мира. Еврейские мудрецы подсчитали, что, по Библии, мир моложе и был создан лишь 7 октября 3761 года до нашей эры. Летосчисление в Израиле и теперь ведется по этому библейскому счету…
Кроме упомянутых есть исчисление по мусульманской хиджре (как по лунной, так и солнечной). Отсчет ведется от переселения основателя ислама Мухаммеда из Мекки в Медину, что соответствует 622 г. н.э.

В старославянском языке некоторые дни седмицы назывались порядковыми числительными, что перешло в современные славянские языки: русский, украинский, польский, чешский, болгарский. Название субботы происходит от древневосточного слова «шаббат», что означает отдых, покой.
Отсюда и слово шабаш – конец делу.

В грузинском языке оказалось… пять суббот.
Кроме просто субботы – шабати, существуют «вторая суббота» - оршабати – понедельник, «третья суббота» - (самшабати) – вторник и т.д.

Слово «неделя» в древности относилось только к седьмому дню отдыха («нет дела»).
Это название сохранилось и ныне в украинском и других славянских языках. В русском же этим словом стали называть всю седмицу, а седьмой день назвали воскресеньем. От древнего значения слова неделя происходит и название понедельник, т.е. день после «недели». Любопытно, что в старославянском языке встречается и более древнее название среды – третейник.

С 1709 года в России начал печататься календарь, составленный типографом и библиотекарем Василием Киприяновым на шести листах «под надзрением его превосходительства Генерала Лейтенанта Iакова Вилимовича Брюса». С тех пор он издавался множество раз под названием «Брюсова» и полюбился читателям; еще бы, там было много полезных сведений и практических советов: о сроках сельскохозяйственных работ, предсказаний погоды, урожая или недорода, о болезнях, их лечении и тому подобная всячина. Были там и святцы, приметы на каждый день, когда брак иметь, баталии творить, дома созиждать, браду брить, даже когда «мыслити начать».
Брюса в свое время считали магом-чернокнижником, колдуном и распространяли о нем легендарные небылицы.

У этих календарных прорицаний позже появился серозный конкурент – гадательная книга и предсказания «достославного Мартына Задеки, которые он на сто шестом году жизни от рождения приятелям своим открыл». Книга эта не раз переиздавалась и пользовалась вниманием пушкинской героини. После страшного сна напуганная Татьяна обращается за советом – к кому?

"То был, друзья, Мартын Задека,
Глава халдейских мудрецов,
Гадатель, толкователь снов".

Брюсу принадлежит отдать должное и за труды по переводу и изданию книги голландского ученого Гюйгенса «Космотеорес», где в доступной форме рассказывалось о системе Коперника, и впервые познакомила русских читателей с идеями Джордано Бруно о множестве обитаемых миров.

Мой дед еще помнил систему определения пасхалий и вычисления фаз луны по руке. Называлась такая система «рукой богословля» или «рукой Дамаскина». Позже я встречал упоминания, что описание этого метода для проведения календарных расчетов было помещено в Ужгородском Полууставе – рукописи шестнадцатого века. Описание метода давалось и в «Псалтыре с часословцем», напечатанном Иваном Федоровым в г. Заблудове (1569 г.)
Нам уже нет нужды прибегать к довольно сложной системе расчетов так называемого «вруцелетия» - достаточно приобрести календарь, соответствующий вашему вкусу.

И не забывайте, что время приближается медленно, а уходит быстро.