Хофер Эрик. Истинноверующий. Личность, власть и ма

Мальхан
Очень любопытная книга. Но еще более любопытен для читателя автор этой книги. Эрик Хоффер жил с 1902 по 1983 год. О своей юности сам Хоффер говорил: «В школу я никогда не ходил. До пятнадцати лет был почти слепым. Когда зрение вернулось ко мне, меня охватил неутолимый голод к печатному слову. Я читал все без разбору – все, что попадалось на английском и немецком языках… Я уже определенно знал несколько вещей: во-первых, что не хочу работать на фабрике; во-вторых, что не вынесу зависимости от благосклонности какого-нибудь начальства; в-третьих, что всегда буду бедным; в-четвертых, что мне надо уехать из Нью-Йорка».
Самоучка, свободный философ (напоминающий лучших представителей античной философии), он многие годы работал портовым грузчиком на Калифорнийском побережье США, главным образом в Сан-Франциско. В молодости был батраком, работал на золотых приисках в Неваде, бродяжничал.
Он продолжал работать грузчиком, будучи уже профессором университета в Беркли, шокируя академическую публику рабочей одеждой и манерой общения.
Именно Эрик Хоффер по праву считается наиболее ярким и глубоким исследователем власти. Ему принадлежат слова: «Чем меньше у человека оснований говорить о собственном превосходстве, тем больше он готов утверждать, что превосходством обладает его страна, его религия, его раса или его «священное дело». Работа Хоффера показывает причины, по которым последователи одного массового движения легко переходят в другое. Превращение Савла в Павла – не редкость и не чудо. Гитлер, например, смотрел на немецких коммунистов как на потенциальных национал-социалистов: «Из мелкобуржуазного социал-демократа или профсоюзного главаря национал-социалист никогда не получится, но из коммуниста получится всегда». С другой стороны, Карл Радек смотрел на нацистов-коричневорубашечников как на резерв будущих коммунистов.
При подлинной свободе равенство является страстью масс, а при подлинном равенстве свобода является страстью небольшого меньшинства.
Равенство без свободы создает более устойчивые общественные формы, чем свобода без равенства.
Конфуций говорил: «Если встречаешь глупца, спроси себя, почему ты его встретил. Ты встречаешь его, потому что он соответствует тебе. Ведь ты, как магнит, притягиваешь себе подобное».