Никонов Иерусалим

Елена Владимировна Семёнова
Патриарх Никон, при многих упрёках, кои могли бы быть предъявлены ему за иные деяния, заслужил вечную благодарность потомков уже, по крайней мере, одним тем, что по его велению в одном из живописнейших мест Подмосковья, им же избранном, поднялся монастырь, равных которому по красоте немного окажется на Руси, по праву носящий имя Новый Иерусалим.
Нигде более не встретите вы чудной ротонды цвета небесной лазури! Нигде вид храма не потрясает так грандиозностью замысла (и невозможно представить, что какие-то несколько лет назад здесь были лишь руины, что чудо сие взорвано было фашистами).
Всё в Новом Иерусалиме напоминает о его создателе. Здесь и картина суда над ним, и вериги Патриарха, тяжеленные, под стать его богатырской натуре. Здесь провёл он годы распри с царём Алексеем, обмениваясь с ним сокрушёнными, под час гневными письмами.
Узкая тропка ведёт к скиту Патриарха Никона, трёхэтажному зданию, прячущемуся в окружении тонких берёз. И невольный трепет охватывает оттого, что по этой тропинке не раз проходил и сам Владыка, опираясь на патриарший посох, дерзновенно не отданный им.
Именно по дороге сюда, возвращённый после многих мытарств, больной и измученный, Никон скончался, так и не узрев перед смертью своего земного Иерусалима… Быть может, взамен предстал его взору Иерусалим небесный. А нам, живущим ныне, дано величайшее наслаждение – созерцать красоту сего божественного места.