Городские заметки. Жара. Август 2006г

Лейла Сабзали


Жара в Баку!… Целыми днями жарит солнце, а вечерами ненадолго сдает свои позиции. Давая городу - немного придти в себя. Впрочем, чтобы назавтра ещё яростней атаковать его ультрафиолетом. И в эти небольшие передышки измученные жарой горожане выходят на улицы - в иллюзорной надежде - найти за пределами душных бакинских квартир немного воздушного пространства. А там - строящиеся и уже построенные высотки всей своей бетонной величественностью вобравшие в себя жар солнца в течение дня и - отдающие его городу вечером, стоят - заслоном. Прикрывая город по всему его периметру от животворящих бакинских ветров. А пылевое облако - результат глобального городского строительства, довершая картину, покрывает город сверху. И все это вместе создает почти клиническое ощущение клаустрофобии в городе.
 Великое изобретение прошлого века - кондиционер! Прочно сжившись с бакинской летней действительностью, в эту невероятную жару (+47) возможно, возомнивший себя «столпом вселенной» и спасителем человечества, возможно, что и - небезосновательно претендующий на все это, он, все же, создает лишь иллюзию комфорта. Ибо взамен предложенному спасению - подобно Молоху, требует жертв. И главная из них - свобода. Делая - спасенных - добровольными пленниками ограниченных пространств, где царит рукотворное божество - Кондиционер в своем множественном воплощении.
Вылазки днем под жесткие лучи грозного светила под силу лишь - людям крепким и смелым. Да и то, ненадолго. Да еще пожалуй, приезжим. Тем, кто не пропитан насквозь его лучами, тем, в чьей крови не хватает солнца. Тем, кто с ненасытной неумеренностью северян в любви к нему подставляет свои лица и тела жарким лучам на пригородных апшеронских пляжах. Стараясь впитать солнечную энергию клетками бледной кожи. Аккумулируя ее, чтобы потом экономно потратить в пасмурную северную зиму. А еще, чтобы по приезду домой, с гордостью демонстрируя натуральный каспийский загар, вызывать зависть у знакомых. Небрежно сообщая, что отдыхали на море, на «югах».
Бакинцы же напротив, к морю едут либо рано утром, чтобы успеть убраться из-под солнца - до двенадцати, либо - после трех. Когда море нагреется до температуры идеальной ванны или парного молока - 36-6градусов, а солнце уже не так токсично. Да и загар для бакинцев, а в особенности для бакинок - не признак роскоши. И хоть мировая мода последнего времени ратует за – загар, она не нашла большой толпы приверженок среди смугловатых от рождения, бакинских красавиц. Скорее - наоборот. Ибо, самый престижный летний отдых для жителей солнечного города там, где нет жары, там, где не загоришь. Вот и стараются те, кому это по средствам, удрать от беспощадной жары куда- нибудь в ближнее, а то и - дальнее прохладное зарубежье. Однако, во времена глобального потепления подобные траты могут оказаться бессмысленными. И горячее светило во всей своей непредсказуемости может настичь и щедро обогреть там, где этого меньше всего ждешь. В туманном Лондоне или прохладном Мюнхене.
Ну, а рядовому бакинцу имеющему небольшую родовую фазенду на побережье Каспия, остается только одно - все бросить и сбежать туда. Туда, где пока есть еще заповедные места, куда не ступала или почти не ступала нога предприимчивого строителя высоток. И, преодолевая внутреннюю брезгливость от вида замусоренности окружающих фазенду территорий, предаться бездумному отдыху. Где большая часть времени пройдет в однообразном чередовании будней. С посещением пляжа и глубокомысленным созерцанием моря и песка в скудной и маложивописной природе нефтяного Апшерона. С вечерними семейными посиделками под раскидистой смоковницей. Где кульминацией в скучной и бессмысленной дачной жизни станет варка варенья из плодов с означенной смоковницы. На зиму. Одно упоминание о коей способно ввергнуть в грусть в эти жаркие дни, любого из бакинцев.
Зима… Невольно думаешь о ней с нежностью. О прохладных буднях с их нормальной жизнью. Распланированной и расписанной. Милых сердцу - беготне и суете сует в неугомонной попытке успеть - всё и вся. Об искусительной прелести зимних вечеров с их концертными залами, ночными клубами. Домашними посиделками с друзьями за чашкой ароматного горячего чая и теплой беседой под завывания холодного Бакинского норда. В теплой квартире…! Впрочем, о тепле - не надо! Не - теперь…!
Теперь - Жара. Она неумолима. Она - как стихийное бедствие врывается в жизнь, внося в нее беспорядок. Обрушивается, заставляя менять жизненные планы, уводя от главного. Нацеливая только лишь на одно - выжить, в ожидании вечера. И когда он, долгожданный, часто разочаровывающий своей духотой наконец, наступает.... С трудом приходя в сознание, подсчитываешь убытки от вынужденной праздности солнечного бытия. И в силу человеческой природы, возлагая надежды на - более удачное - завтра стараешься пережить это с наименьшими моральными потерями.
 И выйдя вечером в центр города к площади Фонтанов и, смешавшись с пестрой, сонно бредущей толпой, идешь от книжного пассажа - до бульвара. То и дело отвечая на приветствия знакомых периодическими восклицаниями, - Жара! Добравшись до бульвара, усаживаешься в одном из многочисленных кафе под открытым небом. И, в порядке компенсации за долгий путь, позабыв о чувстве меры, с наслаждением съедаешь двойную, а то и - тройную порцию мороженного, запивая его ледяной "колой". И только после этого обессиленная обратной дорогой, возвращаешься в свою задыхающуюся квартиру. И оживив ее включением кондиционера, мчишься в спасительный прохладный душ.
Жара…! Безвременье…!
О, как хотелось бы отбросив всё, позволить себе отключиться от всех стремлений! Смириться и отдаться искусительнице лени, погрузившись в летнюю прострацию. Возможно, успокоиться и перестать брюзжать по поводу жары. Но и это, увы, невозможно! Потому что - Жара в Баку!
Август. 2006 год.