Сказка про царя Гвидона и курочку Рябу, что несла золотые яйца

Сергей Плотников
Вместо эпиграфа: http://extra.chita.ru/index.php?doc=108


В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь Гвидон. Царь был как царь – ни то, ни се. Войн не вел, окон в Европу не прорубал, поскольку царство то от Европы больно уж далеко располагалось. Жил, Гвидоша, поживал в свое удовольствие, народишком своим управлял, да огурцы на огороде выращивал. Из доходов в государстве лишь казна была, да еще курочка Ряба. С виду-то была кура как кура, ничего вроде бы особенного, да, только несла та кура яички, да не простые, а золотые! Правда, с виду-то яйца были и не золотые вроде, а черные, наподобие антрацита, но ценились на вес золота. Потому, стало быть, и золотые!
И было от этой курочки Рябы и от ее золотых яиц благо всему царству-государству и самому царю Гвидону тоже. Еще бы! Ведь курочка с виду хотя и неказиста, а яичек несла – по тыще штук в день! Те яйца десять тысяч мужиков катали, да от тех же яиц и кормились, да еще и семьи свои кормили, да еще детишкам на пряники, да женам на золотишко кой-что оставалось. А те яйца не простые – от них простому народу и тепло, и свет, и харчи были, и на гроши те яйца в соседнем царстве-государстве обменять можно было. А оттого, понятное дело, и казне государственной прибыток!
И все бы хорошо да ладно было, да явился тут Гвидону бес и давай уговаривать – продай мол, да продай курочку. Не сам, понятное дело, пришел – в купца заграничного вырядился: «У меня, - говорит, - потребность в этой курочке есть превеликая. Сто курочек у меня есть, но такой как Ряба, еще не было. Продай, Гвидоша, для селекции!»
А у Гвидона в ту пору необходимость в средствах была шибко серьезная. Тому свои причины были. И призадумался Гвидон, думать давай, кряхтеть-пыхтеть – и на самом деле было от чего. Курочка Ряба – она ведь, на самом деле, интерес государственный из себя представляет, потому и продавать-то ее вроде как нельзя. Но гроши-то ох как нужны Гвидону! А за курочку купец иноземный хороший куш предложил. Да еще успокаивает:
«Ты, - говорит, - Гвидоша, не беспокойся, курочка-то при тебе останется, формально в вашем царстве-государстве. Мне от нее лишь яйца нужны золотые, чтобы, - говорит, - феномен изучить!»
Так и уболтал окаянный Гвидона. Да только ему, злыдню заморскому, золотые яйца курочки Рябы и не нужны были. У него сто куриц каждый день золотые яйца несли. Да только куда же такую пропасть яиц девать-то?! Особливо, ежели и в других царствах свои курочки есть. Вот и замыслил бес злое дело против курочки Рябы.
Просыпаются на утро десять тысяч мужиков, идут по привычке на работу, золотые яйца из-под курочки Рябы катать, на кусок хлеба зарабатывать, да только глядь! У Рябы шея-то и свернута, уж и похолодела бедная кура. А супостата самого и след простыл!
И начались с тех пор в царстве-государстве плохие времена. Десять тысяч мужиков день-деньской без дела слоняются, с горя водку пьют да заморского купца с Гвидоном вместе матом поминают. Женки их не поют, детишки не смеются. Народишко в царстве-государстве захирел совсем, мыкается в голоде, да в холоде и все курочку Рябу вспоминает. А золотые яйца им теперь из-за кордона иноземные купцы возят, да втридорога продают. И не надо бы покупать, да что делать – жить-то надо!
Ну а что Гвидон? Недолго царь по курочке тосковал – завлекли его другие государственные дела. Заинтересовался царь золотой рыбкой. Но про это уже – другая сказка.