Старый новый год

Али Мамедханлы
В маленьком азербайджанском селе все готовились справлять старый Новый год. По этому поводу председатель сельсовета Яшар Алиевич решил провести мероприятия с участием всех сельчан, невзирая на их политическую принадлежность. Сам председатель был руководителем местной ячейки правящей партии ЙАП и на дух не переносил инакомыслящих, но объявленная президентом демократия обязывала проявлять терпимость по отношению к политическим оппонентам.

Итак, днем 13 января сельчане начали собираться в местном клубе, дабы отметить праздник. Входившим в клуб первым делом в глаза бросалась трибуна, возле которой было поставлено два стола, накрытых белой скатертью. За столом восседали глава сельсовета, местный участковый, деревенский фельдшер, директор школы и сельский поэт.

Когда народ заполнил помещение клуба, Яшар Алиевич постучал ложкой по граненому стакану и объявил мероприятие открытым. Он взошел на трибуну и обратился к собравшимся:

- Товарищи... ммм... Господа... эээ... Братья и сестры! Сегодня мы решили собраться здесь, чтобы отметить сразу несколько праздников, прошедших накануне. Во-первых, я хотел бы поздравить вас с прошедшим Всемирным днем солидарности азербайджанцев и Новым годом. В связи с этим я зачитаю текст выступления нашего президента, которое я застенографировал, смотря телевизор...

- А как ты его смотрел? У нас же электричества нет уже 12 лет, - удивился тракторист Эльман.

- Благодаря отеческой заботе нашего президента, в верхней части села электричество уже есть, - возразил председатель.

- Так там только ты и живешь в своем четырехэтажном доме и на 6 гектарах земли. Что же это наш батюшка-президент забыл о других своих детях, что живут в нижней части села?

- Уймись и не задавай деструктивных вопросов, - вспылил председатель. – Так вот, слушайте внимательно, дорогие односельчане, ибо это выступление достойно занесения во все учебники истории. Оно просто пропитано мудростью и глубокими мыслями...

- А пожрать дадите сегодня что-нибудь или только мудрые мысли будем слушать? – подал голос Вагиф, в прошлом агроном.

- А тебе лишь бы пожрать! Я тут, понимаешь, политпросвещением занимаюсь, а вы все о каких-то мелочах думаете. Да знаете ли вы, сколько нефти добыла Госнефтекомпания за последний квартал 2005 года?

- Нет, не знаем. Но, видимо, маловато, если на керосин цену подняли. И потом, говори прямо – дадите пожрать или нам расходиться? – забасил дровосек Намик.

- Да успокойтесь вы. Будет и пожрать. Но сначала я зачитаю речь главы государства...

- Слушай, что ты пристал с этой речью? Мы хотим есть, - загудели посетители.

- Короче, слушайте вы... Еда только после речи. Кто не согласен – двери открыты, - рассердился Яшар.

Толпа тут же успокоилась и приготовилась слушать. Председатель начал читать.

- Братья и сестры! Поздравляю вас с Новым годом...

Председатель с блаженной улыбкой на лице читал речь. По мере того, как он все больше улыбался, присутствующие все чаще с удивлением переглядывались. Когда председатель дошел до места, где рассказывалось об успехах чеченской кампании, все взоры обратились на его коллег, сидевших за столом. Те также блаженно улыбались и согласно кивали головой. Наконец, при словах «... наша с вами Россия еще покажет всем кузькину мать...» все поняли, что Яшар что-то напутал и читает речь российского президента. Дабы не подвергаться дополнительной муке и торчать тут еще несколько часов, хитрые сельчане решили промолчать и терпеливо дослушали речь до конца. Наконец, Яшар закончил и с той же улыбкой посмотрел на толпу. Сидевшая за столом администрация села вскочила и бурно зааплодировала. Поэт сипло заголосил, аккомпанируя при этом себе на сазе:

- Валлах, Биллах, клянусь мамой, у нас самый умнейший, светлейший, красивейший президент на свете...

Небритый участковый хлопал в ладоши и грозно хмурил брови, недовольный тем, что толпа не рукоплещет. Вдруг в толпе по одному раздались жидкие хлопки, но аплодирующие, заметив на себе не менее грозные взгляды односельчан, тут же замолкли. Председатель умиленно вытер слезы и, шмыгая носом, заговорил:

- Как видите, нам с таким президентом ничего не страшно. Да здравствует ЙАП!..

С места вскочил местный фельдшер и заголосил:

- Кто не видит высокие темпы развития страны – тот либо дурак, либо сумасшедший. Благодаря заботе партии и правительства у нас в три раза повысилась рождаемость населения.

- Конечно, повысилась рождаемость, - ухмыльнулся Намик. – У нас после 5 часов вечера темень – хоть глаз выколи и холод собачий. Вот и растут демографические показатели.

- Вот всегда найдутся слепые, которые не хотят видеть позитивных перемен, - возмутился директор школы. – При чем тут свет и тепло? Вот у Махмуда тоже нет ни того, ни другого, а детей не прибавляется.

- Так ему же 94 года, - прошамкала 88-летняя жена Махмуда, тетя Гюльбадам. – Он и в прежние времена особой производительностью не отличался, а сейчас и подавно...

- Молчи, бабуля. Не лезь в политические вопросы, тем более, если в них не разбираешься, - одернул ее директор.

- А почему она должна молчать? У нас демократия, - загалдела толпа.

- Да, у нас демократия, но молодая, - назидательно сказал председатель. – Я это неоднократно слышал по телевизору. А тетя Гюльбадам давно уже не молода. И вообще, кто тут не доволен внутренней и внешней политикой президента – шаг вперед.

При этих словах у участкового заблестели глаза и он начал поигрывать дубинкой, которая висела у него на поясе. Толпа примирительно замолчала.

- Так! Я вижу, слава Аллаху, мы друг друга понимаем. Следующая часть нашего мероприятия посвящается Курбан Байраму. В связи с этим я хочу зачитать вам поздравительную речь нашего президента...

Прошло еще два часа. Вконец ошалевшие сельчане мужественно выслушали речь по поводу Курбан Байрама. Председатель и его коллеги к концу выступления уже плакали навзрыд. Успокоившись, Яшар обратился к собравшимся:

- Вот видите, о каждом из вас в отдельности наше правительство и президент помнят и заботятся. Иначе откуда у вас появилась бы возможность справлять священный праздник мусульман Курбан Байрам?

- А кто в селе кроме тебя его справлял? – спросил Шахин, известный как активист оппозиционного движения.

- Молчать, неблагодарный! А кто как не ты зарезал в этот день цыпленка?

- Во-первых, я его не зарезал, а купил за 2 маната, а во-вторых на Курбан Байрам положено резать баранов...

- Вот видите, где еще можно купить целую курицу за 2 маната? – повысил голос Яшар.

- Так это из-за птичьего гриппа она столько стоит, - сказал Шахин.

- Неважно. От гриппа еще никто не умирал, - глубокомысленно заметил председатель. – А то, что остальные не купили и не зарезали баранов – это, я уверен, от вашей лени и сытой жизни...

В клубе еще некоторое время стоял гул и шла полемика. Ближе к ночи все уже устали, и председатель объявил мероприятие закрытым. Кто-то из толпы подал голос:

- Вы же обещали нас накормить?!

- Вас, бездельников, не кормить, а лупить надо. Все! Расходитесь по домам. Следующее мероприятие будет здесь же через две недели. Оно будет посвящено достижениям страны в области высоких технологий и космических исследований под мудрым руководством президента...

Толпа уныло разошлась. В домах не было ни света, ни газа. Цены на керосин и солярку повысились и топить дома было теперь нечем. Дрова стоили слишком дорого и на них также не было денег. Зато председатель и его коллеги до утра отмечали праздник в ресторане, расположенном недалеко от райцентра. И чаще всего за столом звучал тост «За высокие технологии!»...