Cтарообрядчество Великого Новгорода. Введение

Любовь Бикоева
Введение

 Прошлое и настоящее старообрядчества, «самого значительного религиозного движения в истории русского народа» , в последние годы все чаще становится темой научных исследований. Вместе с тем старообрядчество Великого Новгорода, Новгородской области и, шире, исторической Новгородской епархии, пока не сделалось предметом работ монографического характера. Однако отдельные аспекты названой темы рассматривались в историографии различной идейной направленности начиная с первой половины XVIII в. Как показало изучение работ исследователей (в доступном автору настоящего труда объеме), в наибольшей степени освещалась история крупнейшего духовного центра старообрядчества «поморского» направления , находившейся на протяжении всего XVIII в. на территории Новгородской епархии группы монастырей и поселений монастырского типа, известной под собирательным наименованием Выгорецкого общежительства или Выговской пустыни (Карельское Заонежье). Уникальность и всероссийское значение названного духовного центра обусловили повышенное внимание к нему. Однако анализ содержания вышеназванных работ позволяет говорить о том, что Выговская пустынь как факт и фактор региональной истории изучена еще недостаточно. История же других, менее значимых старообрядческих центров и поселений Новгородской земли привлекала внимание исследователей в гораздо меньшей степени.
 Вышеприведенные положения в полной мере относятся к историографии старообрядчества Новгородской епархии XVIII в., явившейся темой настоящего сочинения. Его цель - попытка создания историографического обзора. При этом, однако, затрагиваются и некоторые собственно исторические аспекты. Вышеуказанная цель обусловила следующую структуру работы.
 В первой главе рассматривается историография собственно XVIII в. Параграф первый посвящен сочинениям иерархов синодальной церкви. Несмотря на конфессиональную ангажированность этих авторов, в их произведениях, самых ранних по времени создания, содержится фактологический материал как о внутренней жизни старообрядческих общин, так и о приемах, формах и методах борьбы официальной церкви со старообрядцами.
 В параграфе втором первой главы анализируется старообрядческая историография. Одной из основных причин ее возникновения была необходимость реагировать на политику светских и духовных властей. Центральное место здесь занимает сочинение Ивана Филиппова «История Выговской старообрядческой пустыни» (1743 г.), порожденное стремлением руководителей данного духовного центра увековечить события его истории перед лицом угрозы «разорения общежительства» в ходе нескольких «сысков», предпринятых официальными структурами в 1730-40-х гг. В меньшем объеме факты истории новгородского старообрядчества XVIII в. содержатся в других сочинениях, рассматриваемых в настоящем параграфе.
 Следует отметить, что в отличие от работ синодальных иерархов, труды историков-старообрядцев в XVIII столетии бытовали только в виде рукописей. Их публикация началась лишь в XIX в., а многие не изданы и до сегодняшнего дня. Некоторые из них изучались автором по научным описаниям рукописных собраний.
 Существует и третья группа памятников историографии, возникших во второй половине XVIII в. Это сочинения, вышедшие из-под пера Г.Яковлева, А.Иродионова и А.Журавлева. Они восприняли традиции литературной школы Выга, но под влиянием различных обстоятельств присоединились к официальной церкви. Своеобразие трудов вышеперечисленных авторов состоит в знании ими, с одной стороны, традиций, культуры и фактов истории старообрядчества изнутри, а с другой стороны, - в изложении этого материала с позиций синодального православия. Таким образом, данная группа памятников историографии занимает промежуточное положение между сочинениями архиереев официальной церкви и писаниями историков-староверов. Эта специфика и обусловила рассмотрение указанных работ в отдельном, третьем параграфе первой главы.
 Глава вторая посвящена историографии XIX в. Его начало ознаменовалось деятельностью выдающихся церковных историков-энциклопедистов – архимандрита Амвросия (Орнатского) и митрополита Евгения (Болховитинова). События прошлого и богатое духовное наследие Новгородчины занимают значительное место в их трудах, в частности и потому, что биографии названных авторов тесно связаны с Новгородской епархией. Однако, «История российской иерархии» Амвросия и «Словарь» Евгения в других памятниках историографии, доступных автору настоящей работы, не рассматриваются как содержащие сведения о старообрядчестве. Но мне удалось выяснить, что такая информация (в том числе и по Новгородской епархии) в сочинениях данных исследователей имеется. Историко-биографические словари составлял в начале XIX в. и автор-старообрядец, Павел Онуфриев Любопытный, один из последних представителей выговской литературной школы. Его произведения (с определенной долей условности) можно назвать староверческой параллелью трудам Амвросия и Евгения. Поэтому анализу работ всех трех историографов посвящен первый параграф второй главы.
 Историография середины-второй половины XIX в., как известно, характеризуется массовой публикацией источников XVIII столетия. В то время активно издавались законодательные акты и другие документы государственных органов от периода правления Петра I до Николая I, в том числе имевшие прежде секретный характер. Среди них немало материалов о старообрядчестве, в том числе новгородском.. Начинают появляться в печати староверческие сочинения XVIII в., а также научные и научно-популярные исторические очерки. Значение этих публикаций сохраняется до сегодняшнего дня. Как оказалось, в них содержатся некоторые сведения, не обращавшие на себя внимания историков позднейшего времени. Все перечисленные материалы охарактеризованы во втором параграфе второй главы.
 В главе третьей помещены сведения об историографии прошлого столетия. Среди научных работ начала XX в. выделяются сочинения П.С.Смирнова и В.Г.Дружинина. Значение этих трудов почти в полной мере сохранилось до настоящего времени. Им, а также работам некоторых других исследователей, посвящен первый параграф данной главы.
 После 1917 г. традиции российской науки XIX- начала XX столетий продолжали ученые «первой волны» эмиграции. Среди них историю старообрядчества, в том числе и новгородского XVIII в., наиболее глубоко исследовал С.А.Зеньковский. Его монография «Русское старообрядчество» лежит в основе большинства работ современных историков. Анализу содержания как данного труда, так и иных работ историков-эмигрантов, затрагивавших названную тему, в третьей главе посвящен второй параграф.
 В параграфе третьем дан анализ отечественной историографии советского периода. В целом она характеризуется узкоидеологической направленностью в русле официально провозглашенного принципа «марксистской науки». При этом тематика изысканий историков, трактовка событий прошлого во многом находились в зависимости от политической конъюнктуры того или иного периода. В частности, данное обстоятельство обусловило почти полное отсутствие серьезных трудов о старообрядцах Новгородской земли до 1960-х гг. В названное же время, на волне «хрущевской оттепели», появились работы ряда историков и археографов, среди которых особое место принадлежит трудам В.И.Малышева. Результатом работы его учеников и последователей является современная российская научная школа изучения старообрядчества. Сочинениям ее представителей посвящена четвертая глава.
 В первом параграфе этой главы рассматриваются исследования группы ученых из числа непосредственных учеников В.И.Малышева, работающих в Отделе древнерусской литературы Института истории русской литературы в Санкт-Петербурге (Пушкинский дом) и в Рукописном отделе Библиотеки Академии Наук. Здесь также охарактеризован «старообрядческий» аспект исследования петербургского историка Е.В. Анисимова о политическом сыске в XVIII в.
 В последние годы все более заметным центром изучения Выговской пустыни становится Государственный Исторический музей в Москве. Его сотрудник, доктор филологических наук, Е.М.Юхименко в период с начала 1990-х гг. выпустила целый ряд работ, затрагивающих различные аспекты истории и культуры «Выгореции» (в основном XVIII в.). В частности, в 2002 г. вышла двухтомная монография названного автора «Выговская старообрядческая пустынь. Духовная жизнь и литература». В настоящее время это одно из крупнейших сочинений по указанной теме. Историографическое значение этого труда, а также ряда других работ Е.М.Юхименко анализируется в параграфе втором четвертой главы.
 Современные исследователи старообрядчества работают и в регионах России. Наибольшее число публикаций по истории староверия XVIII столетия появилось в Новосибирске и Петрозаводске. В основном они посвящены уже не раз упоминавшейся Выговской пустыни. Есть недавние публикации по этой и смежным темам, подготовленные учеными Белоруссии и стран дальнего зарубежья. Однако, в историческом центре епархии, Великом Новгороде и Новгородской области, до недавнего времени мало изучалось местное старообрядчество XVIII в. Только в самые последние годы вышло из печати несколько небольших очерков, лишь затрагивающих данную тему. Вышеперечисленным работам отведено особое место в параграфе третьем четвертой главы.
 Выводы содержатся в Заключении дипломного сочинения. Здесь также намечены основные направления возможной будущей научной работы по затронутой тематике.
 Находящийся после Заключения справочный аппарат содержит библиографию, а также приложение историко-географического характера.
 Хотя рамки исследования ограничены XVIII столетием, здесь упомянуты некоторые события и документы XVII в., по причине их особой значимости. Это, например, постановления старообрядческих соборов, состоявшихся в Великом Новгороде в 1692-м и 1694-м гг., которые оказывали значительное влияние как на духовную практику, так и на весь комплекс взаимоотношений с «миром внешним» целого ряда согласий почти до современности.