Ждать - так просто

Валерий Таиров
Валентин занял удобное место в длиннющей, человек на пятнадцать очереди в сберкассе - позади очень мрачного старичка-боровичка, напоминающего чем-то одновременно Эрнана Кортеса и флибустьера Пьера Леграна, и печального вида старушки-мухоморши.После получасового стояния в очереди сама собой возникла мысль, что теперь, когда сбылась мечта наивных "постсовков" об отсутствии очередей за колбасой и водкой, всё же и в эпоху развитого "крутизма" ОЧЕРЕДИ ЕСТЬ!
Правда это очереди за "овеществлённой национальной идеей" - за деньгами! И приятно было бы стоять, если бы не мизерная сумма рублей - деревянных дензнаков, которые предстояло ему получить в виде месячной пенсии.Пенсия, после всех коммунальных платежей и вычета затрат на кормление домашних и домашних животных, обеспечивала Валентина только дырявой "минимальной потребительской корзиной": два с половиной батона булки в день плюс бутылка пива в неделю!
 - С голода не умрём, думал ветеран, - зато СВОБОДА! Зато: "хочу - работаю, хочу - не работаю"! Хотя, на любую работу теперь принимают только молодых до тридцати пяти лет, да и то по тендору, по конкурсу то есть, да ещё со знанием интернета, и с тридцатью двумя зубами, начищенными зубной пстой для VIP-персон - "бледным ментОм" (так Валентин перевёл пугающее слово "Blendament", написанное на тюбике). Да ещё при найме требуют рыночно-базарного мышления. Вот ведь какая "сыгрыгация", или как это там точно? Возрастное неравенство! А как быть тем, кто компьютерным премудростям не обучен и никак понять не может, куда и в какой последовательности пальцами тыкать? И куда мышь электронную компьютерную пузом по шершавой салфетке везти? Пропадать таким в этом обществе равенства и базарного мышления?!

 - Уже час дремал Валентин, а очередь всё не двигалась: у окошка контролёрши словно приклеилась ещё одна старушка - присосалась как рыба-прилипала, как нарост на теле банка! То одну бумажку заполнит, то другую под диктовку контролёрши, то своё заявление пятый раз переписывает, то очки потеряет в кармане, то распишется не в том месте и не очень похоже...Чем ей помочь? Подслеповатая она и с реакцией замедленной, хотя видно, что ветеран общественных битв прошлого столетия... И видно, что курсов дианетики и университетов организации труда не кончала: опять ошибки делает и квитанции заново переписывает. А очередь очень, очень нервничает...
 Напротив очередь в "Валютную кассу" движется быстро. Почти и нет никакой очереди! Прилично одетые люди стоят тихо, чинно, уходят - быстро, деловой походкой... Правда, какие-то "жуки" всё время суетятся, крутятся и банкнотами шелестят...

 Валентин, чтобы не нервничать в очередях - в метро, застряв на рогатке при входе в час пик, заблудившись в Максидоме или в других замечательных местах, приобрёл замечательную привычку: сосчитает в уме до десяти, потом до ста, подремлет на месте и начинает философствовать, то-есть о смысле жизни и прочих непонятных вещах и событиях думать и рассуждать. И вот тут, в сберкассе, в режиме ожидания ему пришла замечательная мысль: "ЖИЗНЬ - ЭТО ЛИШЬ ЦЕПЬ ОЖИДАНИЙ ОЧЕРЕДНЫХ СОБЫТИЙ"! Неважно, больших или маленьких. И это ОЖИДАНИЕ всегда или почти всегда больше или ДОЛЬШЕ самого СОБЫТИЯ, которое часто ничтожно по времени, а часто и мгновенно. Само событие - ничто в сравнении с ожиданием его. Мысли одолели его:

 - "...Четыре года мне было, когда я ждал, когда же война кончится... Потом ждал. когда отец с фронта вернётся, потом - когда в школу пойду, позже - когда её кончу? ЖДАЛ: зачётов, экзаменов. Отпуска. ЖДАЛ, куда пошлют работать после института. Тут-то за меня Хрущ Кукурузный, армию и флот перед этим распустивший, решил всё за меня - направил служить! Прощай Флот гражданский, торговый и рыболовный, здравствуй Военно-Морской! Ждал окончания курсов в училище - в Дзержинке, ждал куда полют - на Север или на Восток. Послали на Север... События тех лет почти не запоминались.Но помню томительные ожидания построения обещанного "светлого будущего" в 1980 году - с бесплатным проездом и прокормом... "ЖДАНИЕ" было и в области продвижения в звании на службе. Три года как выпускник института ждал звания старшего лейтенанта. Ждал "каплея" А уж когда дошло до капитана 3-го ранга - тут военные политрабочие толсто намекнули, что "пора в партию, чтобы звание получить! Неписанные законы того времени непонятным ( или понятным) образом увязывали звание и "членство": "капитан, никогда ты не будешь майором" - если не будешь "членом" славной и могучей...

 ...ЖДАЛ выхода на пенсию. Дождался. Наивно ждал изменений, ускорений, углублений и прочих гласностей и прав человечьих. Не дождался почти ничего, кроме болтовни обо всём этом и уродования русского языка.Потом ждал чего-то при Рельсыне, как он его называл за обещание залечь на рельсы в случае острой необходимости).Дождался развала страны,ельциноидной деноминации, чубайсовского ваучерного воровства и обмана, "МММ", "Гермеса"... Чего "ЖДАЛ"?!...

 - "Ждёте?"Вы последний?"
 Валентин вздогнул и открыл глаза: к очереди подошла женщина средних лет.
 - Да! - очнулся он, - но я не последний. Я - "КРАЙНИЙ"... по крайней мере, в этой очереди!
 - А какая разница?
 - Я всегда говорю "крайний". "Последний" - это не очень красиво звучит, печальное слово: "последний рейс", "последний из могикан"...
 - А по мне - так всё одно! - заявила незнакомка.
 Начался спор, к которому постепенно присоединилась и вся очередь, стоящая за пенсией - как правильно говорить: "крайний" или "последний". Старушка, прилипшая к окошку контолёрши, наконец, оформила бумажки и, получив жетон, переползла к кассируполучать своё.
Очередь начала двигаться. Через какие-нибудь два часа Валентин добрался до заветного окошка, а затем быстро получил в кассе своё "подаяние для выживания".

 И тут он вспомнил о поручении, которое ему дала соседка по дому торговка Ирина. Ирина делала деньги, челноком мотаясь к финнам, и перепродавала финские тряпки с рук у метро "Проспект Ветеранов" проходящему люду. Она ещё вчера дала Валентину пятьдесят долларов и попросила их разменять в сберкассе.
 Поэтому Валентин, нащупав валютную бумажку в бумажнике в кармане, неуверенными шагами переместился в остатки очереди из трёх человек в кассу с надписью "Обмен валюты". На табличке рядом был обозначен курс доллара, марки и прочей "забугорной" валюты на сегодняшнее число. Валентин менял доллары первый раз, поэтому нервно оглядывался, когда начал доставать зелёную купюру из бумажника. "Раньше за такие дела, за спекуляцию...давно бы в отделении сидел, а теперь...Доллар - чуть ли не национальная валюта! А впрочем, почему "чуть ли не"?..."

 - Ждёте?
 Валентин вздрогнул, оглянулся: сзади него стоял хорошо одетый тёмноволосый мужчина слихо закрученными усами и огромным красивым камнем в заколке галстука.
 - Да, - сознался Валентин, - жду...
 - Вы продаёте или покупаете?
 - Да...продаю...
 - А я как раз покупаю! Спешу очень... У вас сколько?
 Валентин помедлил и сказал:
 - Пятьдесят...пятьдесят...этих...баксов.
 Мужчина с усами задумался, в потом лениво предложил:
 - А давайте, я их у вас куплю! Да Вы не сомневайтесь, не прогадаете - я дам больше, чем по курсу!
 Усатый предложил заманчивую цифру условий обмена... Мозг Валентина заработал быстрее компьютера, когда стало ясно, что можно немного заработать (на сто граммов водки или даже коньяка), если отдать Ирине рубли по курсу! Что ж, это - мой ответ Гермесу! И мы тоже "имеем право"! И мы "можем"!..
 - Но, здесь как-то неудобно, - неуверенно заявил Валентин, кивая головой на дремлющего в углу банковского зала камуфляжно-леопардо-пятнистого стража порядка с пристёгнутой потёртой кобурой - прислужника новобуржуйского банковского капитала.
 - Да мы выйдем - вон туда, там во дворе скамеечка. Там мы с вами и разменяемся, и расплатимся, - сказал усатый и двинулся к двери. Валентин после некоторых колебаний двинулся за ним... Пятнистый прислужник капитала продолжал мирно дремать, а очередь пенсионеров и рублёвых вкладчиков проводила их ненавидяще-презрительными взглядами... Завидуют, - подумал Валентин, - ЖДУТ? Ждите, ждите...

 На скамейке в тёмном углу двора усатый сразу приступил к делу: спокойно усевшись на скамейке и открыв небольшой "дипломат", стал отсчитывать требуемую сумму рублей...
 - Правильно?
 - Да, - ответил Валентин и протянул свою пятидесятидолларовую бумажку, собираясь забрать свои рубли.
 - Секундочку! - усатый взял зелёную бумажку в руки, - разрешите всё же проверю: вам могли и фальшивую подсунуть
 Усатый двумя руками поднял купюру вверх, пытаясь рассмотреть её в тусклом свете лампочки. "Видимо, он проверяет водяные знаки..." - подумал Валентин.
 В этот момент внезапно над ухом Валентина раздался треск сломанной ветки, и из-за дерева, из темноты внезапно вышел детина в одежде, напоминавшей милицейскую: высокие ботинки, камуфляжные штаны и кожаная куртка красовались на нём. Он сурово произнёс:
 - Так! Что вы, голубки, тут делаете, а? Баксы меняете? Валютные сделки?!
Детина повернулся в сторону подворотни и крикнул: "Николаич! Дуй сюда быстрее!"
 Усатый, казалось, очнулся первым и мгновенно вернул окаменевшему Валентину зелёную бумажку, затем, крикнув "Бежим! Оперы!...", кинулся словно чемпион мира на стометровке в дальний угол двора. Оперативник бросился за ним, успев крикнуть Валентину:
 - Сидеть! С места не сходить!
 Казалось, что оперативник нагоняет усатого, но тот прибавил скорости и скрылся в дальней подворотне... Топот ног стих.
 Валентин дрожащими руками затолкал зелёную бумажку в карман ибегом выскочил на улицу, а затем мелкими перебежками припустил к дому, петляя и путая след от возможной погони...

 - Чуть не ограбили!!! - крикнул Валентин, врываясь в квартиру.
 - Как это?! - в глазах домочадцев застыли интерес и удивление, - ты откуда?
 И он стал рассказывать всё, как было, делая упор на свою хитрость, изворотливость и увёртливость.
 - Удалось мне сохранить её, несмотря ни на что! - говорил он, раздеваясь и победно доставая многострадальную зелёную бумажку, - ВО! ВОТ ОНА!
 Тут Валентин взмахнул ею! Но тут же по лицу жены он понял, что что-то не так, что-то плохо...
 - Что? - испугался он, - что?!
 - Да ты на бакс посмотри! Это же - бакс! А ты говорил, что Ирина тебе давала пятьдесят баксов!
 Валентин выхватил очки и бросился разглядывать бумажку под настольную лампу. Так и есть! Гад усатый - подсунул вместо пятидесяти - один доллар! Да и тот какой-то рваный, похоже - фальшивый! Подмени-и-ил, паскуда!!!...
 Стены покачнулись, ноги Валентина подогнулись, раздался глухой звук упавшего стула...Наступила темнота...

 Очнулся он на диване с перевязанной головой. Рядом лежал разломанный при падении стул. На столе стоял пузырёк с каким-то успокоительным лекарством, которое обнюхивал подобравшийся кот. В комнате никого не было, в квартире тихо...
 Валентин всё вспомнил: и усатого, и "опера".. "Гады, сволочь! Музыкой, что ли отвлечься?..", - подумалось - сильный гнев хорошо лечится музыкой. Любой. Не меняя кассету в магнитофоне, он включил его наугад: пусть играет то, что есть... Внезапно раздался хорошо знакомый голос "всенародного" Володи Высоцкого:
 - "...Какая валюта у Вас, говорят? Не бойсь, говорю - не дол-ла-а-а-ры!..."
 Валентин вздрогнул, но запись не выключил и. продолжая слушать, попытался отвлечься "философскими" рассуждениями: - "Ждать или не ждать? Вот в чём вопрос...Соседке Ирине придётся отдавать рубли с полученной пенсии, а что останется?...Хорошо ещё, что не угробили там на скамеечке и пенсию не отобрали! Жив остался! Вот как бывает, КОГДА НЕ ЖДЁШЬ! Неожиданное - не для нас. Неожиданное - не может быть хорошим! Неожиданное - опасно! НО не ждать ничего - тоже опасно! Значит, НАДО ЖДАТЬ! Ждать высокую зарплату! Ждать выборов (их-то ждать всегда недолго - не кончаются, идут всё время...). Ждать ужина. Ждать телепередачи "Дебилизация в застеколье" или "Кривая рожа в зеркале"? Нет, ждать...футбол - игру миллионеров. Ждать дальнейшего развития событий... НЕ ЖДЁШЬ - НЕЧЕЛОВЕК!
 А ведь Ирина-то тоже ждёт! Ждёт на пятьдесят баксов рублей хотя бы по курсу! Валентин взял телефонную трубку:
 - Ирина? Слушай, тут такое дело... Надо Ж-Ж-ЖДАТЬ!
 От волнения Валентин начал заикаться - такое с ним бывало. Но другом конце провода Ирина ничего не поняла:
 - Ничего не понятно. Повтори, что ты хочешь?..
 - Я хочу...Ирина...В общем долго объяснять...Надо Ж-Ж-Ж... ДАТЬ!
 - Ты что перепил, Валентин?! Мне - тебе! Дать? Да пошёл ты, козёл!..."
 - Надо ж...жжж дать! - с трудом выговорил он ещё раз, но Ирина уже отключилась...
 В комнату вошла жена, разбуженная громким разговором по телефону.
 - Ты о чём и кого просил тут? - спросила она.
 "НАДО ЖДАТЬ!" - наконец выговорил Валентин.
 - А кто тебе мешает ждать?
 С этим трудно было не согласиться...

 Валерий Таиров

* - рисунок - свой