Из евреев в греки

Иосиф Шутман
 Предлагаю читателю путевые заметки о первом выезде репатрианта из Израиля за границу. Наконец-то мы дожили до того дня, когда можно не только с завистью смот-
реть в порту на судно, отправляющееся в другие страны, но и сесть на него и самому в
эти страны отправиться.
 Мы стали действительно свободными людьми, сейчас всё зависит от нас самих,
а не от работника ОВИРа, и этому стоит радоваться.
 В восемь часов вечера отойдёт от Хайфского порта судно "Нисос Кипрос". К четы-
рём часам морской вокзал оживает. Пассажиры выстраиваются в очередь на паспортный контроль и досмотр багажа.
 Входим на судно через нижнюю часть, куда загружают машины. Сдаём свои паспорта и слышим русскую речь. Нас встречает группа нанятых на судно стюардов из
Одессы. В паспортном секторе тоже работает одесситка. В палубной команде и в машин-
ном отделении много ребят из России и Украины. В ресторане, куда мы пришли на обед,
нас обслуживают, как знатных господ. Принятие пищи в восемь часов вечера называется
Обедом, а не ужином, как мы привыкли. А в два часа - не обед, а ланч.
 На следующее утро швартуемся в кипрском порту Лимассол. Впервые видим
машины с расположенным справа рулём. На Кипре левостороннее движение.
 Погода как в Израиле - очень тепло и солнечно. Едем на автобусе в центр, гуляем
по узким улочкам. К половине второго надо быть на судне. В два часа отправляемся на
остров Родос.
 Когда наше судно подошло к Родосу, мы в изумлении застыли на палубе. Перед
нами открылась совершенно сказочная панорама средневековых крепостных стен и
замков. Успеваем посетить Археологический музей Родоса, который располагается в
крепости Рыцарей Святого Джона. Это сооружение строилось в 1440-1503 гг. Здесь
представлены надгробные плиты с могил рыцарей и гербовые щиты из различных
сооружений, датированных периодом рыцарей. Также экспонируются прекрасные
скульптуры с Родоса и соседних островов, гончарные изделия. В маленькой комнате
находится самый важный экспонат - Римский портрет, который идентифицируется
как копия статуи Менандра, автора Новой Комедии ( 4-й век до н. э.).
 Выйдя из музея, проходим по узкой средневековой улице, ведущей вверх, в конце
которой расположен Дворец Рыцарей - величественное здание с большим внутренним
двором. У нас есть время только чтобы осмотеть снаружи это красивейшее сооружение
перед возвращением в порт.
 Отплывая от Родоса, видим частично сохранившееся основание седьмого чуда
света - Колосса Родосского.
 Наш путь от Родоса до Пирея будет проходить среди многочисленных греческих островов. Часть из них мы успеваем увидеть, пока еще светло.
 В восемь утра прибываем в порт Пирей. Основная масса пассажиров довольно быстро сходит на берег. Мы остаемся среди тех, чьи паспорта еще проверяются греческой полицией. Нас неоднократно направляют то в одно помещение, то в другое. При этом вам что-то объясняют, после чего вы понимаете еще меньше, чем раньше. А время идет, и на Афины его остается все меньше и меньше. На каком-то этапе этого бюрократического действа я сказал служащей-одесситке, что такого не видел ни в СССР, ни в Израиле. Когда наше настроение уже было прилично подпорчено, нам наконец-то выдали карточки для выхода на берег.
 Мы сели в автобус, который шел до центра Афин и вышли в районе Акрополя. Пришлось довольно долго протискиваться между людскими потоками, припаркованными машинами и товарами бесконечных магазинов на узких улицах, пока мы подошли к подножию Акрополя. По дороге увидели раскопки Римского рынка.
 Восхождение на Акрополь - довольно хорошая тренировка для ног. И вот мы наверху. Возникает ощущение чего-то ирреального. Парфенон, это фантастическое творение рук и разума человеа, захватывает вас полностью, и, устремляя взгляд вверх, вы на какое-то время отрываетесь от земли с ее суетой и проблемами и парите над этим величайшим памятником совершенству, вечным свидетельством гармонии между материальным и духовным. Мозг отказывается принять мысль о том, что этого когда-нибудь может не стать.
 Осмотрев Акрополь и полюбовавшись захватывающими видами города, лежащего внизу, спускаемся мимо многочисленных открытых кафе.
 В Афинах, как и на Родосе, повсюду вы видите эротические открытки, игральные карты, статуэтки, подставки под стаканы, которые дают весьма обширное представление об интимной жизни древних греков. Причем увидеть можно представителей практически всех ориентаций и в чрезвычайно откровенных позах. Все это выполнено в древнегреческом стиле, что в немалой степени лишает эти изображения казалось бы неизбежной вульгарности. Это скорее очень интересная информация. Да, наверное, правильно сказано, что все новое - это хорошо забытое старое.
 В порт возвращаемся на метро. Для выходцев из СССР, знающих, что такое метро в бывших советских городах, афинское метро - очень жалкое зрелище. Входной павильон и платформы имеют весьма удручающий вид. Все там какое-то серое и унылое, даже надписи и таблички. Впечатление такое, что вы перенеслись во времени в годы второй мировой войны или период правления в Греции черных полковников и видите, как в поезда заходят и выходят из них секретные агенты в фетровых шляпах и с поднятыми воротниками пальто. Афинское метро - наземное. Просто рельсовые пути огорожены.
 У входа в метро видим, как наводят порядок греческие полицейские. Несколько полицейских на мотоциклах преследовали за какую-то провинность молодого парня. Полицейские - высокого роста и крепкого телосложения - в шлемах, одеты во все кожаное черного цвета, причем кожаные брюки, заправленные в сапоги, и куртки как будто накачаны воздухом. Видимо, это хорошая защита от ударов. Считается, что греческая полиция стоит на 3-м месте в мире по эффективности раскрытия и предупреждения преступлений. Второй день нашего пребывания в Пирее совпал со всеобщей забастовкой в Греции. Общественный транспорт не работал. Едем в Афины на такси, кстати, очень дешевом. Это день проводим уже у подножия Акрополя. Посещаем Национальный парк (бывшие королевские сады), любуемся сохранившимися частями Храма Олимпийского Зевса. И видим Акрополь уже снизу, вознесшимся над Афинами, непокоряющимся ветрам и всесильному времени.
 С трудом находим такси. Водитель спрашивает, откуда мы. Говорим:"С Украины."
Дело в том, что мы решили не афишировать, что мы израильтяне. Таксист оказался большим любителем футбола и стал называть сильных игроков киевского "Динамо", чтобы продемонстрировать свою компетентность. Он решил нас подвезти прямо к судну. Окликнул стоящего перед светофором рядом с нами своего коллегу и спросил: "Скажи, где стоит "Ниссос Кипрос"? Тот мгновенно ответил: "Это из Хайфы. На таком-то причале". Мы поехали, а наш таксист недоуменно спрашивает скорее себя, чем нас: "Хайфа? Израиль?" Пришлось нам сделать поправку, что мы из Киева прилетели в Израиль, а оттуда уже отправились в круиз с заходом на Кипр и Грецию. В общем-то, сказали мы чистую правду, только со времени нашего прилета в Израиль уже пошел восьмой год.
 В порту Пирей недалеко от причалов успеваем полюбоваться снаружи и изнутри несколькими красивыми соборами. Наше судно должно отойти от Пирейского порта в восемь часов вечера. За обедом слышим от стюардов, что вряд ли отправимся из Пирея до утра из-за все той же забастовки. Поэтому, прощайте, родосские крепостные стены и замки!
 Что есть во всем этом положительного, так это представившаяся возможность увидеть при дневном свете то, что мы, проплывая этот путь ночью, видеть не могли - бесконечные греческие острова, среди которых пролегает маршрут судна. Различной величины и формы, холмистые и равнинные, они представляют собой чарующее зрелище.
 Поэтому оставшиеся два дня круиза я проводил на палубе, любуясь морем и островами. За это время у меня было также несколько интересных бесед.
 Из Пирея на Кипр направлялся парень лет двадцати семи, бывший советский гражданин, ныне гражданин Греции. Мне как репатрианту-еврею довольно интересно было узнать от него о том, как устраиваются репатрианты-греки на своей исторической родине.
 Надо сказать, что в Грецию приехало гораздо больше людей, чем можно было ожидать, исходя из данных о количестве греков в переписи населения СССР. В Греции репатриантам предоставляется бесплатное жилье, причем в большинстве случаев это отдельные новые дома. Строительство этих домов ведется в районах, куда хотят привлечь население. В частности, новым грекам предлагают дома в северной части Греции, где большой процент населения составляют турки. Там мало работы, и люди, естественно, не спешат селиться в этих местах.
 У репатриантов есть возможность два раза отказаться; на третий раз либо человек отказывается и, таким образом, не получает жилье вообще, либо берет то, что ему предлагают. Срок, в течение которого люди получают жилье, - примерно семь лет.
 Мой собеседник - инженер-строитель, работает по специальности - мастером на строительных объектах. Мы стали делиться своими мнениями об отношении между работодателями и работниками в Греции и Израиле и быстро поняли, что находимся примерно в одинаковых условиях. Когда я рассказывал о проблемах в Израиле, он сказал, что если бы не знал, что я израильтянин, то воспринял бы мой рассказ как рассказ грека. Когда рассказывал он, я, в свою очередь, удивлялся, насколько это похоже на то, что происходит в Израиле.
 Основополагающий принцип производственных отношений: я хозяин, и делать надо то, что я хочу. Когда мой попутчик сделал какую-то работу так, как он это понимал, исходя из своих инженерных знаний, хозяин ему сказал: "Ты прав, ты сделал правильно. Но я хозяин, и я хочу это сделать не так, как ты, а по-своему. Я лучше знаю, что нужно". Примерно такие же монологи слышишь на каждом шагу в Израиле. Моя жена работала на фабрике, выпускающей открытки с вышивками и надписями на разных языках. Как-то она, по профессии учитель английского языка, увидела ошибку в вышитой надписи. Когда она показала ее начальнику, тот сказал: "Продолжай работать. Да, ты права, но кто тут начальник, ты или я?"
 До выезда в Грецию этот парень жил в Нижнем Новгороде. Его отец попытался основать свое дело, открыл ферму. Но очень скоро отказался от этой затеи. На утреннюю дойку приходилось поднимать с постели доярок, молодых девушек, которые были откровенно пьяны.
 Репатриант-грек рассказывает, что на бытовом уровне основательно чувствовалось неприязненное отношение к грекам, как, в общем-то, и практически всем нацменьшинствам в России.
 В его рассказе слышится обида. Наверное, не так уж и хотелось ему покидать страну, где он родился и вырос. Однако новые реалии жизни подтолкнули к этому.
 В выходящих в Греции газетах на русском языке пишут, что нужно брать пример с новых репатриантов в Израиле, которые упорно борются за свои права.
 Еще одна категория бывших граждан СССР, разбросанных по всему свету, - бывшие советские моряки. Распадаются морские пароходства, и моряки нанимаются в иностранные судоходные компании.
 Разговаривая с ними, понимаешь, что они на своих рабочих местах сталкиваются с теми же проблемами, что репатрианты в Израиле и в Греции. И они, и новые евреи, и новые греки - все люди неместные, приехавшие, чужаки. Им и платить можно поменьше, и относиться не бог весть как корректно.
 Мы стояли на палубе, новый гражданин Израиля, новый гражданин Греции, новые кипрско-русские моряки. Буря распада СССР забросала нас кого куда.
 А новых русских очень манит к себе Кипр, где они покупают виллы. Тут есть уже целые районы вилл, принадлежащих им.
 Как изменился мир! Как все в этом мире относительно! Раньше круизы по Средиземному морю совершали партийные и комсомольские делегации. Советские евреи могли об этом только мечтать. Сегодня евреи садятся на судно, предъявляя свои израильские паспорта, и плывут куда хотят. А бывшие советские номенклатурщики тоже не сидят на месте. Они сегодня строят виллы где хотят.Они об этом в свое время тоже мечтали.
 Что ж, хорошо, когда сбываются мечты. Только очень жаль тех наших быших соотечественников, кого новая жизнь заставляет мечтать о том, чтобы вовремя выдали зарплату.
 Закончился наш круиз. Как-то не получилось только любоваться красотами и отдыхать. Приходили и грустные мысли о том, что слишком долго мы жили не по-человечески в своей стране, а теперь уже живем нормально и тоже вроде бы в своей стране, но все-таки нет-нет, да придавит своей тяжелой лапой ностальгия. Человек тоскует и по счастливому прошлому, и по прошлому, не изобилующему радостными событиями.
 Свой рассказ хочу завершить словами из песни, которую поет Александр Малинин:
 "ДАЙ БОГ ПОБОЛЬШЕ РАЗНЫХ СТРАН,
 НЕ ПОТЕРЯВ СВОЕЙ ОДНАКО".
 А у нас с вами есть даже две страны, которые не надо терять...