Черствые именины

Александра Загер
Чем старше я становлюсь, тем больше люблю черствые именины. Ведь это своего рода награда за хороший прием гостей. Как и многие хозяйки, я с ужасом, смешанным с декабристским смирением думаю об организации большого приема гостей в домашних условиях. Сразу оговорюсь, что я самая обычная женщина, которая может рассчитывать на помощь мамы или лучшей подруги, но никак не армии кухарок и домработниц.

Прием человек эдак на 20 (больше в мою квартиру просто не помещается) требует недюжинной выносливости, больших душевных сил и ловкости рук, достойной Давида Коперфильда. Да-да, попробуйте впихнуть в свой холодильник, пусть даже большой, все, что наготовили, начиная от салатов в стратегических количествах и заканчивая тортом диаметром с небольшой хула-хуп.

Напитки для праздничного стола – это особая статья, ведь необходимо учесть вкусы каждого из гостей, а практика показывает, что эти самые вкусы варьируются от клюквенного морса до водки высокой очистки, не минуя сухих и сладких вин, мартини разной степени сухости и разновозрастных коньяков. Соки и минеральная вода сами собой разумеются, но, увы, ничто из вышеперечисленного само собой не материализуется на столе, а посему, разбудив в себе Шварцнегера, я иду в магазин и мужественно волоку разнообразные бутылки домой.

Но вот салаты нарезаны и заправлены, и даже переложены в салатники; стол собран и накрыт, напитки остывают в морозилке, а картошка закипает на плите, и первый гость звонит в дверь. И тут, мчась к двери, по дороге срывая с себя фартук, я вдруг понимаю, как же я устала. Правда, эта усталость мигом улетучивается, стоит только начаться предзастольной суете, когда гости все прибывают, обнимаются, целуются, болтают и толкутся сразу во всей квартире. А ты в это время судорожно оглядываешь стол, пытаясь вспомнить, не забыла ли чего важного и вкусного подать. Ближе к чаю, конечно, вспомниться, что в холодильнике скучает холодец или масло, или еще что-то, что обычно там забывают.

В середине застолья кто-нибудь из гостей обязательно обольется красным вином или каким-нибудь трудноотсирываемым соусом, и я, как хорошая хозяйка, мужественно продираясь к нему или ей через дебри стульев и табуреток, буду засыпать испачканное место солью. А стоит подумать, о том, как хорошо, что не пролили ничего на скатерть, тут же кто-нибудь из особо экспрессивных гостей перевернет почти полный бокал вина.
К тому моменту, когда можно подавать сладкое, у меня обычно открывается «второе дыхание», и откуда-то берутся силы и желание поболтать с гостями «за жизнь» до глубокой ночи, а потом, после их ухода, перемыть всю посуду, включая противень от горячего.

И вот наступает блаженное послепраздничное утро, как правило – позднее, начинающееся где-то в районе обеда и плавно перетекающее в ужин. Посуда вымыта, вытерта и поставлена по местам еще вчера, залитая вином скатерть отмокает в тазу, а парадный обеденный стол надо всего лишь разобрать и поставить за шкаф до следующего торжества. Ты встаешь, сладко потягиваешься, ощущая приятную усталость, какая бывает после хорошо сделанной работы, и идешь на кухню. Открываешь холодильник, и тебя обдает чудесный запах праздника. Вот, в белой эмалированной мисочке остатки салата, а там, чуть дальше, в бывшей масленке – дожидается своего часа недоеденный по недоразумению форшмак, и конечно, самые сладкие остатки праздничного торта. О кусочках буженины и красной рыбки, заботливо завернутых в фольгу и положенных на дверцу холодильника, о трех ложечках красной икры, лежащих в маленьком блюдце, о двух наивкуснейших фаршированных перцах можно и не упоминать. Это сделает завтраки ближайшей недели весьма разнообразными. Конечно, и буженину, и рыбку, и даже икру, можно купить, не дожидаясь больших приемов, но удовольствие от них будет уже не то. А доедая «остатки праздника», легче всего думать и планировать то, каким будет следующий праздник, чем ты порадуешь гостей и себя впоследствии.

P.S. Вам может показаться, что я терпеть не могу гостей, и принимаю их с большой неохотой. Это совсем не так. Несмотря на описанные выше проблемы и неудобства, такие приемы для меня – радость, это замечательная возможность увидеть всех своих друзей, познакомить друг с другом тех, кто еще не знаком, что-то вспомнить, над чем-то посмеяться и над чем-то взгрустнуть.