На Натянутой Струне Любви - Обзор. Первый Конкурс

Фонд Всм
КРАТКИЙ ОБЗОР
Произведений Первого конкурса прозы Фонда ВСМ

Подведены итоги Первого конкурса прозы, проведённого Фондом ВСМ. На конкурс было представлено 90 (девяносто!) работ в форме рассказа на произвольную тему. Первый пробный конкурс прозы. Выполняю своё обещание написать краткий обзор. Он тоже пробный.

Но давайте немного отвлечёмся от конкурса и посмотрим, что же такое «Рассказ»? В справочнике находим, пояснение, что «рассказ», малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объёму изображённых явлений жизни, а отсюда и по объёму текста прозаическое произведение.
Различаются рассказы очеркового типа (описательно- повествовательного), и новеллистического (конфликтно – повествовательного) типа.
Рассказы очеркового типа раскрывают нравственно-бытовое и нравственно- гражданское состояние отдельной социальной среды или всего общества (такими произведениями являются «Записки охотника» И.С. Тургенева, рассказы А.П. Чехова, И.А. Бунина, М.М. Пришвина, К.Г. Паустовского).
В рассказах новеллистического типа в основе заложены случаи, рассказывающие о становлении характера героя (к ним относятся «Повести Белкина» А.С Пушкина, «Враги» и «Супруга» А.П. Чехова). Иногда эту форму применяют и для «нравственного» содержания (Муму» И.С.Тургенева, «Смерть чиновника» А.П.Чехова). Бывают также рассказы национально-исторического (Эпопейного) содержания (например «Судьба человека» М.А Шолохова)
О построении рассказа боле просто и доступно можно прочитать у А. Крайского (1930 г.)

Но вернёмся к материалам конкурса. В них встретились чисто очерковые и чисто новеллистические рассказы. Были и смешанного типа. К сожалению встретился рассказ с ненормативной лексикой, который к рассмотрению не был допущен (автор извещён).
Как трудно было выбрать из девяноста произведений только семь! И как важно авторам ПРАВИЛЬНО подобрать материал для конкурса!

Если объявлена тема «РАССКАЗ», то и должен быть рассказ, а не короткое ЭССЕ или маленькая зарисовка.
В Рассказе есть герой или несколько, есть начало – зачин, затем следует завязка событий, развитие действий, доходящее до наивысшего напряжения, до кульминационного пункта, после которого следует развязка.
Развитие действия в Рассказе можно сравнить с камнем, брошенным по наклонной линии вверх по направлению отвесной стены. Летящий камень забирается всё выше и выше, пока не столкнётся со стеной, судорожно подпрыгивает на ней и стремительно падает вниз. Упав, отскакивает рикошетом и замирает.
Несмотря на различное содержание рассказов, несмотря на различное построение их, перечисленные составные части должны присутствовать во всяком рассказе.

Есть произведения, которые не заняли призовые места, не вошли в счастливую семёрку, но остались в памяти не отдельными словами, а целыми кусками, а то все целиком.
«Искать счастье в запутавшихся мыслях, с пустым коробком спичек в холодной темноте одиночества».
«Счастье не может быть в одиночестве, в уединении нет свободы»,
Это прелюдия, зачин. Ах, если бы его развить! Каким бы красивым мог получиться рассказ! Какими бы красками он заиграл. Пожелаю автору использовать эту красивую зарисовку в каком-нибудь произведении.

Иногда читаешь произведение и некоторые моменты примеряешь на себя, будто твои мысли подслушали:
«Когда предаёт родной и близкий человек, которого всю жизнь считаешь самым верным в любой ситуации – ощущаешь себя полностью обнажённым, и из-под ног уходит земля…»
И прекрасной концовкой рассказа, видимого мной в воображении, были бы слова: «Но как же трудно заснуть, когда знаешь, что придётся просыпаться!!!»
Но, увы, вновь одна короткая зарисовка, а рассказа нет. И остаётся только желание поговорить с автором и успокоить.

Когда рассказ начинается сразу с действия, то трудно входишь в сюжет, тем более, если не выделена прямая речь, начало строки пишется с прописной буквы. От всего этого произведение во многом проигрывает. Точно также, когда вместо имён героев ввели номера, и тем более многозначные, которые не запоминались, произведение потерялось.
Иногда красивость затмевает реальность и наружу выплывает фальшь. Нельзя сначала убить героя, а потом вновь продолжить его путь. Если это мистификация, то она тоже должна быть в пределах разумного.
Есть произведения, где прекрасный сюжет, хорошее повествование, но нет образа, и получается сплошной монолог. Нет действий! А образ раскрывается только через действие.

И как прекрасно, когда авторы могут нарисовать образы полно, но не растянуто, красиво раскрыть сюжет, чтобы была видна глубина мысли.
Очень хорошо отражена тоска пожилой женщины по родным местам, по близким людям. Оторванность, вот бич стариков.
Встретились рассказы, которые читались залпом, на одном дыхании и если какой недостаток и был, то он оказался незаметным.
Запомнилась строка в одном рассказе: «Она растворилась в нём, как тающий снег весной». И там же о героине: «Он ушел, а она осталась одна на натянутой струне любви».
На этих прекрасных словах я закончу свой краткий обзор и хочу пожелать всем авторам оставаться на натянутой струне любви к своему творчеству, к своим героям, чтобы они были яркими, запоминающимися.

Зинаида Королёва,
член СП России