Сюлюкюн

Игорь Кынаттыров
Сюлюкюн – якутский водяной

Практически у всех народов почти одинаковый комплект демонических существ. Называются они по разному, но суть та же. Например, леший, демоническое существо леса, хранитель леса, встречается у всех народов у которых есть представление о лесе. Водяной, также знаком всем, вплоть до жителей пустыни. О них сегодня и пойдет речь.
Водяные в якутских мифах известны под названием сюлюкюн. Главное отличие от основной массы своих «коллег» у других народов, они не топят людей, не хватают купальщиков за пятки. Сюлюкюн, в отличие от ёр (о них мы писали в предыдущих выпусках рубрики «Охотники за привидениями»), существо достаточно безобидное, не сказать что доброе, но больших хлопот человечеству не доставляет. Разве что обувь детскую крадут, приписывают им такой немотивированный фетиш. В детстве я часто слышал шутливое: «А куда катанки твои подевались? Не иначе, сюлюкюн украл!» Но все равно им приписывается злобный нрав, предпочитают не встречать их. Впрочем, некоторые искали встречи специально. Для чего?
Народ Саха, использовал их в качестве предсказателей судеб. Затея эта опасная, но эффективная, считается, что эти сумеречные существа предсказывают достоверно. Совершается это в дни Танха – мистические посленовогодние две недели, когда можно с большой долей вероятности угадывать свою судьбу. Именно только в эти дни сюллюкюн выходят наружу, в другие дни они живут под водой, никого не трогают. Причем, выходят все – сначала взрослые, мужские особи, потом женщины и дети сюллюкюн. Из этого можно предположить, что они похожи на людей, двуполые и имеют детей. Они по описаниям вообще похожи на людей, только безбровые, безусые и бесплечие, уроды, одним словом.
Дни Танха почти совпадают с православными святками, когда девушки русских селений тоже гадают на суженого, на судьбу, на богатство. В эти дни якуты гадают при помощи тарелки, стола сандалы, лошадей, жернова и, конечно, сюлюкюн. Причем, гадание через сюлюкюн считалось как самым опасным, так и самым эффективным.
Самый экстремальный способ предписывает желающего узнать свою судьбу у сюллюкюн, облачиться в конскую шкуру (выделанную, конечно), сесть около проруби (один!) и ждать полуночи. В это время они выходят и начинают кружиться около тебя. Тут важно не увидеть их, надо сидеть, укутавшись весь, с головы до пят. Тут они начинают между собой говорить. Тема их разговора тот, который сидит около проруби. Диалог, по словам одного экстремала, который рассказал эту историю своему внуку Ивану С., звучал примерно так:
  «- А конь то этот, желудком мается, порченный.
- Да, и давно кажется. В следующем году кобылу себе найдет, строптивую, но здоровую.
- И жеребята будут, трое числом, все жеребцами хорошими будут, с приплодом добрым.
- Жаль только, уведут двоих в дальние края, вернутся ли?
- Один вернется. А этот конь к тому времени закроется (станет слепым)
- Холодные времена ему выждать надо, семь лет зимы ждут его, бесстравье если не сгубит его доживет до стертых пеньков (имеются в виду зубы, у коней в старости они истираются. Следовательно, говорят, что доживет до старости, если переживет голодные годы).
- Везучая лошадь, что и говорить»
  Вот так парень узнал свою жизнь наперед. Примечательная деталь, - при разговоре между собой, водяные периодически бьют «коня» по голове ледяной палкой. Пребольно, но очень важно не вскрикнуть, если они догадаются что сидит человек, могут наслать несчастье на всю оставшуюся жизнь. В данном случае, все обошлось хорошо, мужик излечил язву, о которой не подозревал, женился, (ровно через год) вырастил сыновей, из которых один погиб на войне. Дожил до глубокой старости и потчевал своих внуков, разными старинными историями.
  Другой способ менее болезненный и страшный, поскольку происходит в избе. Надо загодя спрятаться в заброшенном жилье под спальные нары и дождаться прихода сюлюкун-ов.
Н. Кардашевский, из Чурапчинского улуса, все сделал как надо и терпеливо ждал прихода водяных лежа под кроватями-нарами. Лежал долго, уже подумывал уходить. И вдруг послышались шаги вроде как конские копыта стучат. Он еще подумал, - «Дурацкие кони, водяных распугали!»
  Но тут вошли Они. Видны были ноги, сухие, маленькие, с копытцами. Один подошел к камельку и положил перед огнем полтуши жеребенка. Потом достал огромный сверкающий топор, и начал разрубать мясо на большие куски. Н., тогда еще молодой парень, жутко испугался, ему казалось, что еще немного и его обнаружат и тогда не миновать лютой смерти. В какой то момент, нервы не выдержали и он с воем выскочил и побежал в сторону выхода. В избе было созданий штук пять, а снаружи их оказалось огромное количество, не меньше сотни! Похожи они были на бутылку, бесплечие вытянутые тела. И очень легкие, когда Н. бежал, размахивал руками, расшвыривая их в разные стороны по пять-шесть штук разом.
  Н. дожил до старости, ничего особо примечательного (в плохом смысле) не произошло. Так что, удачно отделался. Хотя тут неясно, каким образом водяные должны были предсказать ему судьбу? Скорее всего, он пришел, не за прогнозом судьбы, а чтобы обагатиться.
Дело в том, что якутские водяные являются… картежниками. Именно для того чтобы сыграть, они собираются в заброшенные юрты. Играют они на чистое золото, банкноты у них не заведены. Насыпают это золото посреди стола и до рассвета режутся в карты. И в самый разгар их игры надо с бешеным криком выскочить из своего укрытия схватить в горсть сколько сможешь золота и смыться с места ограбления. Важная деталь – этими деньгами надо распорядиться за не позднее трех дней. Иначе все золото превращается в ил и озерную грязь. Таким образом, этот способ обагащения довольно сомнителен, мало того, что ты совершаешь грабеж представителей потустороннего мира, так еще совершаешь заурядное мошенничество над людьми. В старину о тех кто быстро и непонятно каким образом разбогател, говорили, что «разбогатели на золото сюлюкюн-ов». Об этом способе упоминается в пьесе «Злой дух» якутского драматурга Н.Д. Неустроева (1894-1929 гг.). Там, парень чтобы жениться на своей возлюбленной, пользуясь суеверностью будущего тестя, выкрадывает его сбережения. Так что, сюлюкюн и в этом случае не дает человеку никакой выгоды. Нечисть, она и в Якутии нечисть…


Происхождение слова сюлюкюн
Сюлюкюн - скорее всего, слово древнее, пришедшее с тех древних времен, когда наши предки жили в южных странах.
У народов Восточной Азии и у древних алтайцев в новогодних обрядах участвует дракон — хозяин воды. Культ дракона в Китае развит весьма широко, в китайских мифах, легендах, сказках он присутствует почти неизменно. Общее китайское название дракона лун. Главным драконом является шуй-лун-хуан, буквально 'император водных драконов. Башк. шулгэн, чуваш. сюлюсюн, тат. мифическая птица шулгэн, дочь подводного царя, коми шулейкин, якут. сюлюкюн, рус. шуликун — звенья одной цепи: истоки этого мифологического ряда уходят в глубины алтайской и китайской древности. Наиболее вероятный источник, из которого русские сибиряки непосредственно заимствовали слово шуликун, — это коми язык. Совмещение древних славянских мифологических мотивов с заимствованными наслоениям и создает тот сложный и противоречивый образ, который сохранили этнолингвистические материалы Русского Севера.

Н. Неустроев
В 1925 году якутская труппа стала самостоятельным театром: день премьеры по комедии Н.Д. Неустроева «Злой дух», 17 октября, принято считать днем рождения театра. Первым директором национального театра стал А.И. Софронов - поэт и драматург, один из основоположников якутской художественной литературы. Режиссером был приглашен Д.Д. Большев, организатор самодеятельного театра в г.Вилюйске. Первым профессиональным режиссером театра был С.А. Григорьев. Он проработал главным режиссером с 1933 по 1958 годы.

Егор Карпов