Мистер Ритм

Лейла Сабзали
Бакинский Джаз фестиваль-2006


Два дня подряд - 21 и 22 июня в рамках Бакинского Джаз Фестиваля – 2006 прошли концерты великого джазового певца современности - Эла Джерроу. Концерты проходили в зале дворца Г. Алиева. Первый концерт, к сожалению, не порадовал устроителей фестиваля переполненностью зала. Заполненными оказались лишь, первые десять рядов. То ли потому, что концерт мегазвезды обошелся фестивалю недешево, обусловив и несколько шокирующую стоимость билетов. То ли, по принципу первого блина,- оказался комом. Но, второй концерт, на котором и вашей покорной слуге посчастливилось побывать, собрал полный зал.
И стены этого зала, в последнее время не слишком избалованные хорошей музыкой, наконец, приобщились к настоящему искусству. Ну, а заодно со стенами и наш бакинский элитный слушатель. Сказать, что концерт был великолепным - мало. Не знаю, кто - как, а я в тот вечер постоянно ловила себя на мысли, что мне безумно повезло. Лицезреть неподражаемого Элла Джероу, слышать замечательную музыку и дышать неповторимым воздухом великого джаза, впитывая в себя энергетику атмосферы концерта...!
Энергетика! Это, пожалуй, основа основ в искусстве. В последнее время стало модным упоминать о ней - по поводу и - без. Но, что это такое на самом деле? Трудно сказать. Просто ее ощущаешь и - все. Или не ощущаешь вовсе. Когда ее нет. И как бы не «откидывался» исполнитель в сознании собственной значимости, как бы ни заголялись исполнительницы…. Если нет энергетики, то ее - нет. На этом же концерте ее было, в избытке.
 Элу- 73. Но, он - молод. И это не фокус. Талант не дает людям стариться. Мистер-Ритм!- я бы, назвала его так. Ритм - живой, фонтанирующий, искрящийся! В музыке есть такое понятие - модуляция - уход в другую тональность на время. Когда я слушала Эла, у меня все время возникало ощущение, что то, что он делает с ритмом очень похоже на… И у меня родился новый музыкальный термин, – ритмические модуляции. Голосом! Простой ритмический рисунок сменялся другим, посложнее. Тот - следующим, затем - еще более сложным. И вот уже кульминация разрываемая синкопами…! А затем, обратно, к отправной точке, к простенькому ритму. Нет, передать словами музыку…? Неблагодарное занятие. Надо слушать.
Уникальные голосовые данные, плотный - басового тембра низ, яркий средний регистр и прекрасный плотный фальцет незабываемого тембра - наверху ! ( я ничего не напутала, именно - плотный фальцет). Молодо звучащий голос. И это - в семьдесят три! Имитация голосом инструментов джазового состава называемая в просторечии - скетчем - распространенное в джазе явление. Имитируют звучание саксофона, трубы, соло гитары, и.т.д. Но, это понятно - мелодическая линия. Но, имитировать басовую партию...? Не - привычное перебирание струн в стандартной последовательности - тоника - субдоминанта, доминанта – тоника. Сложнейшие гармонические последовательности…, голосом?! Это я услышала, впервые.
 О коллективе музыкантов можно говорить долго и бесконечно комплиментарно. Изумительный саксофонист (он же один из клавишников), великолепные - басист и барабанщик, прекрасный второй клавишник, соло гитарист. Но, главное - все они вместе - единый организм, существующий - специально, для Эла. Удивительная тонкость в понимании, нет - в чувствовании того, что в следующую секунду сделает непредсказуемый певец. Такого невозможно достичь только репетициями, здесь должно быть что-то еще. Магия, наверное…? Магия музыки.
 Пять "Грэми"! И «Холливуд Уолк оф Фэм»….Он их получил за свое пение и за свою великую жизнь в джазе. За то, что всегда, на разных этапах своего творчества, какую бы музыку он не пел, он всегда оставался Элом Джероу.
 И еще, в нем живет музыка, и он живет в ней. Он слышит ее даже в словах. На глазах у изумленных слушателей слова благодарности городу тепло принявшему его искусство,- Спасибо Баку! Баку - Азербайджан, - прозвучали, в его исполнении, прекрасной музыкой.


TOUCH


Эмиль Мамедов.


Фестивальный концерт трио Эмиля Мамедова прошедший 24 июня в оперной студии, стал еще одной ступенью к высокому мастерству молодого талантливого пианиста. В составе трио – Руслан Гусейнов( бас), Искендер( ударные). Концерт порадовал слушателей как подбором программы, так и исполнением . В особенности, исполнением самого Эмиля Мамедова, безусловно, центральной фигуры в этом трио. И не только потому, что его инструмент - солирующий, но, больше всего тем, что его завораживающее исполнение забирало все внимание слушателя. Как можно охарактеризовать игру этого музыканта? Пожалуй, одним словом не обойтись. Первое, на что обращаешь внимание с первых аккордов в выступлении музыканта - на звук. В джазе это называют "touch", то есть - касание. Имеется в виду - прикосновение к клавишам. Великолепный звук, прекрасная пианистическая школа, в наличии которой слушателю пришлось убедиться, прослушав довольно объемный фрагмент из седьмого вальса Шопена. Вальс плавно перешел в другую музыку, кстати, довольно известную владельцам мобильных телефонов. Я имею в виду стандартную мелодию «Nокиа». Ну, да простим молодому пианисту эту шалость, тем более, что шалость удалась. Прозвучав талантливо и с хорошим вкусом. Вообще, что касается вкуса. У исполнителя он, безусловно, имеется. И в его импровизациях на азербайджанские темы, (Эмиль - больше приверженец фольк - джаза) иногда на грани фола происходит синтезирование новой музыки. Почему,- на грани фола? Внимательно вслушиваясь в его импровизации,подчас казалось…,- проиграй он еще один такт заданной вначале темы… и получится…- люля – кебаб ( музыканты меня поняли). То есть, это будет уже не синтез, а эклектика.Вообще, синтезировать в джазе - дело непростое и даже опасное. Потому, как очень легко перейти за тонкую невидимую грань, по другую сторону которой... Но, к счастью,- обошлось. Что касается мастерства молодого пианиста? Думаю, что можно смело сказать, что Эмиль Мамедов состоялся, как пианист. Концепции его логичны, зрелы и убедительны. Молодому пианисту от природы многое дано - и утонченная музыкальность, и прекрасные технические возможности, и музыкальное чутье. Хотелось бы пожелать ему творческих успехов и смелых экспериментирований в других направлениях джаза, скажем,- в старом, добротном - классическом. Ну, это так, от себя - лично.



Джаз это философия…

Концерт квартета Рауфа Султанова.

Контрабасист Рауф Султанов в представлениях не нуждается. Его имя достаточно хорошо известно в джазовых кругах Баку, да и - не только - в кругах. Он - корифей. Музыкант - игравший в лучших коллективах республики.
24 июня прошло его выступление с квартетом, в составе которого - Виталий Волков(ф-но), Сергей Краснянский( ударные) и Рафик Велиметов (соло гитара). Что можно сказать о выступлении этого сложившегося коллектива? Оно никого не разочаровало, ибо, как обычно, было великолепным. Интересная и разнообразная программа. В программе прозвучали - композиция на тему Майлса Девиса «Бай-бай, бляк берд» посвященная Чарльзу Паркеру. Композиция на тему – «Нардис». Авторские композиции участников квартета - Виталия Волкова и Рафика Вельметова.
Ну, а триумфальное завершение выступления динамичной и интересной по своей ритмике, темой Рауфа Султанова, было настолько ярким, что получило признание у публики за несколько тактов до завершения исполнения. Ансамбль уходил со сцены под крики, - «Браво»!
 По окончанию выступления ансамбля беседую с Рауфом Султановым.
- Рауф, вижу, что устал. Выступлением - доволен?
- В основном - да. Почти все, что хотел - реализовал. Доволен ребятами, они выложились.
- Как пришел в джаз?
- Это было настолько давно, что уже и не помню.
- Я знаю, что ты работал со многими известными музыкантами республики.
- Да, играл у покойного Рафика Бабаева, у Рашида Бейбутова. Одним словом, переиграл со многими.
- Поездил по фестивалям? На каких был?
Уже и не вспомнить. В Москве, в Грузии, в Ленинграде, в Германии, в Чехословакии.
-Что нравится на фестивале, что не нравится?
- Пока все нравится.
-Сегодня все настоящее в искусстве в нашей стране неважно оплачивается. Не жалеешь о выборе профессии - отнимающей так много сил и времени и приносящей такие скромные, неадекватные затратам, доходы?
-Нет, есть моральная компенсация. А это дорогого стоит.
- Творческие планы...?
- Пока немного отдохнуть, а потом… не буду пока говорить.
- Что бы хотел сказать читателям «Зеркала»? Автограф с фестиваля - от Рауфа Султанова.
- Хотел бы пожелать всем хорошего настроения, а еще, - Выключайте телевизоры, когда идет «Гефес»! Это очень вредно, особенно, для молодых! Приобщайтесь к настоящему искусству, к классике,к народной музыке! Приобщайтесь к джазу! Потому, что джаз это философия, джаз это- сама жизнь.