Бабочка и горностай

Сергей Сметанин
Однажды я рассматривал национальный мансийский орнамент. Вдоль края ткани шла тонкая линия узора. Изображение горностая, схематичное, состоящее из нескольких ромбиков-бусин, чем-то притягивало и невольно задерживало на себе взгляд.

Пересчитав бусинки — ножки зверька, я заметил, что их неравное количество. У одного — четыре, у другого — пять, затем вновь четыре и повторно пять. Когда же я проследил их по всему ряду, на моих глазах произошло чудо: горностайка зашевелил ножками, ожил, побежал. Вот к чему привела асимметрия — неравное количество ромбиков узора.

Подобный эффект мне пришлось наблюдать в другое время, изучая пятна на сложенных крыльях замершей бабочки. Количество пятен и дуг, обводящих их по краю крыла, расходилось на единицу, несколько таких же пятнышек шло вдоль туловища по прямой. При малейшем шевелении крыльев казалось, что происходит движение живого существа, украшенного по бокам этими пятнами, может быть, гусеницы, которая то выпрямляла тельце вдоль поверхности листа, то складывалась почти вдвое, чтобы произвести новый шажок. Видимо, бабочка так спасает свою жизнь. Она маскируется под яркую, но, по всей вероятности, ядовитую и невкусную гусеницу.

Эффект неравносложного повторения формы магически действует на мужчин, в поле обзора которых попали очертания женской фигуры. Асимметричное повторение выпуклости пятки, икры, бедра, ставит их перед загадкой. В неподвижных очертаниях женщины им видится движение, но оно воспринимается как нечто неуловимое, таинственное, следовательно задевает самые скрытые установки психики на реакцию перед неизведанным. Грубо говоря, мужчина в микроскопической, но ощутимой дозе испытывает испуг и недоумение, в которых ему стыдно признаться перед самим собой.

Итак, наблюдения в области графики позволили мне открыть интересную закономерность: оказывается, последовательно проведенная асимметрия чрезвычайно освежает изображение и даже создает иллюзию движения.

Подумайте, не такое ли неравновесие привлекает читателя в названиях, справедливо считающихся весьма удачными: цветов «Иван-да-Марья», «Мать-и-мачеха», литературных произведений: басен — «Волк и ягненок», «Кот и повар», «Осел и соловей», романов — «Война и мир», «Черное и красное», «Коварство и любовь», кинофильмов: «Свинарка и пастух», «Живые и мертвые» — любой может продолжить этот список до бесконечности.

Многие отмечают, что лица нефотогеничные из-за своей асимметричности, часто оказываются чрезвычайно выразительными. Может быть, причина здесь в том же эффекте?

Мало того, симметрия, может восприниматься чем-то сугубо искусственным, выработанным ради каких-то неэстетических, антигуманных целей. Так, отталкивающе выглядят кадры гитлеровской кинохроники, хотя это съемки идеально выстроенных парадов. Отталкивает симметрия ракетного оружия, симметрия наконечника, меча, пули. Тоску наводит коридорная симметрия бюрократического учреждения. Тошнотворна симметрия воротничков Каренина, усов кайзера Вильгельма.

Многие мастера культуры, видимо, на уровне подсознания понимая действенность асимметрического подхода к изображению, компоновали произведения на заведомых искажениях гармонии и перспективы, чем вызывали справедливое недоумение современников. Таковы некоторые гениальные скульптуры Микельанджело, полотна Гойи, музыкальные произведения Шостаковича, в литературе — «Новь» Тургенева, «Чайка» Чехова. На асимметрии построена притягательность большинства модернистских течений в искусстве двадцатого века. Интересен прием дозированного использования симметричного материала в асимметричном контексте — таковы штыки солдат конвоя в одной из картин Верещагина.

Асимметрично по сути мировосприятие человека: последовательный переход от предмета к мифу и от мифа к истории. Асимметрична душа человека, основу которой составляют мысль, чувство и воля. Асимметрично по сути все живое, природное, то, что развивается, надеется, ведёт плодотворную борьбу за существование. Асимметрична вселенная. Асимметричен микромир. Асимметрично время — оно движется только в одну сторону. Асимметричен основной закон диалектики — единства и борьбы противоположностей, ведь это взаимодействие никогда не приводит их в равновесное состояние и в тоже время не дает противоположностям исчезнуть друг в друге. Асимметричен юмор — ни над одной шуткой нельзя так широко, от души посмеяться, как в первый раз.

Да, далеко я ушел от бабочки и горностая… Но, тем не менее, что-то общее непременно есть как в моих вольных и, наверное, невнятных рассуждениях о вещах отвлеченных, так и в мыслях о движении нарисованного зверька.