Группа Барс. Почему воюют люди?

Сергей Плотников
http://www.proza.ru/2006/09/18-83
http://www.proza.ru/2006/09/29-85
http://www.proza.ru/2006/10/02-74
http://www.proza.ru/2006/10/03-78
http://www.proza.ru/2006/10/06-94
http://www.proza.ru/2006/10/10-57

- Мы победили и уничтожили сотни различных рас… - веско произнес полковник Кузнецов с лекционной кафедры.

- Потому что мы были умнее! – выкрикнул кто-то с галерки.

- Абсолютно неверно, - покачал головой Кузнецов. – Нам противостояли расы, которые не уступали нам по уровню своего интеллектуального и технического развития, а раса кодогов по уровню развития в несколько раз превышала наш уровень. В этой аудитории есть люди, которые могут это подтвердить, не так ли? – он еле заметно улыбнулся уголками губ. Однако от этой улыбки у Новгородцева мороз пошел по коже. Он понял, что полковник имел в виду именно его.

Ропот недоверия пробежал по залу.

- Кодоги в несколько раз превосходили нас по уровню развития? – изумленно воскликнул кто-то из курсантов. – Почему же тогда мы сумели победить их?

- Хотите знать правду? – обвел взглядом аудиторию Кузнецов. – Хорошо, я отвечу. Потому что мы были циничнее, изворотливее и подлее кодогов! Потому, что нами владела истинная страсть – жажда наживы, в то время как кодоги уже давно избавились от всех страстей, кроме одной – тяги к искусству. Поэтому, как более разумная и высокоразвитая раса, они не смогли противопоставить ничего в противовес алчной и кровожадной земной экспансии! – торжествующе заключил он, словно ребенок, радуясь произведенному эффекту.

В аудитории поднялась настоящая буря. Последние слова преподавателя потонули в хоре возмущенных голосов.

- Он что, сумасшедший?! – шепнул на ухо Алексею его сосед. – Не пройдет и часа, как он после таких разговоров окажется в спецотделе контрразведки!

- Конечно, окажется, ведь он этот отдел и возглавляет, - ответил, не поднимая глаз от тетради, Алексей.

Он единственный из всей аудитории был полностью согласен с Кузнецовым. Он, кажется, начинал понимать, к чему клонит полковник, и из недомолвок полковника отлично понял, что полковник знает об этом. Собственной кожей он чувствовал некую связь, которая установилась между ним и этим странным человеком, однако это не доставляло ему радости. Он жалел о том, что знает полковника Кузнецова, и что полковник Кузнецов знает его. Это доставляло ему определенный дискомфорт. Он рад был бы не знать всего того, что знал к этому моменту, и предпочел бы вместе с другими курсантами-горлопанами возмущенно обсуждать обидные слова полковника.

- Как я и предполагал, вы обиделись! – повысил голос Кузнецов, и гул возмущенных голосов стих. – Это очень плохо как для вас, так и для космических сил Триады. Для вас это плохо потому, что ваши вопли свидетельствуют о завышенной самооценке, о неумении критично оценить обстановку, объективно и уважительно оценить мнение собеседника, а также о целом ворохе других психологических проблем, из-за которых, если вы не сумеете от них избавиться к выпускным экзаменами, вы обязательно завалите финальные тесты и не получите офицерское звание. Для космодесанта это плохо потому, что если вы, не дай Бог, сумеете каким-то образом пройти финальные тесты, не избавившись от собственной некомпетентности, в последствии это скажется в вашей будущей работе, и окончится скорее всего не только вашей гибелью, но и гибелью ваших подчиненных.

В зале воцарилась полная удивления тишина, и в этой тишине Кузнецов веско произнес:

- Сейчас вам крайне необходимо осознать, что детство, отрочество и юность ваша уже завершились. Раз вы пришли сюда, значит, в будущем будете отвечать не только за самих себя и за свою жизнь, но и за жизни своих подчиненных. Этой ответственности необходимо учиться, поэтому спрос с вас будет очень строгий, - и полковник выдержал эффектную паузу, давая курсантам время, чтобы оценить его слова.

- Ну а теперь мы перейдем непосредственно к предмету нашего курса, - как ни в чем не бывало, продолжил он спустя полминуты, и без всякой паузы продолжил, - на протяжении всей своей истории человечество только и делало, что воевало. Люди сражались сначала с дикой природой, затем друг с другом, сейчас ведут полномасштабные войны с инопланетными расами.

На первом этапе цель всех этих войн была одна – сохранение жизни, своей и племени, в межвидовой борьбе. В основном боролись за еду, за выживание (то есть за собственную жизнь), за место под солнцем, за женщин (право продолжить свой род, то есть за жизнь своих детей).

Позже появился другой вид борьбы – борьба за материальные блага, причем борьба за еду уже отошла на второй план, появились более абстрактные ценности – деньги, драгоценности, одежда. По мере развития науки и техники фокус общественных интересов смещается в более специфичные области: энергоресурсы – нефть, уголь, газ, уран, плутоний; сырье – руды черных и цветных металлов, другие полезные ископаемые.

По мере развития культуры и ее коммерциализации возникает очень странный, свойственный только земной культуре феномен амбивалентности духовных и материальных ценностей. Предметы искусства вдруг обретают денежный эквивалент и становятся предметом купли-продажи. Подумать только! Все мы с вами знаем, что в каталоге запатентованных в рамках планет Триады изобретений открытия земных ученых занимают менее восьми процентов (это при том, что популяция землян достигает едва ли не трети численности всех граждан Триады!). Каждый из нас отлично знает об этом печальном факте, и, как истинный землянин-патриот воспринимает это как национальную трагедию. Впрочем, возможно вы не знаете, что и у нас есть повод для гордости! Ведь до нас еще ни одна инопланетная раса не догадалась сделать предметы искусства средством вложения денег – что значат какие-то долгосрочные банковские вклады, игра на бирже, по сравнению с покупкой за двести миллиардов рублей несравненной улыбки Моны Лизы! Ничто иное - ни ценные металлы, ни земли, ни сырье не может сравниться по надежности с этим вложением. Купив бессмертное творение, вы можете быть уверены, что оно уже никогда не обесценится, наоборот, день ото дня оно будет дорожать.

Кто-то скажет, что это хорошо - благодаря коммерциализации наша культура обрела вторую жизнь. Ведь продавая раритеты за баснословные суммы разбогатевшим на колонизации планет внешнего Круга мультибиллионерам, мировые музеи инвестируют бешеные деньги в нашу культуру, не давая ей застаиваться, придавая дополнительный импульс жизни общества. Возможно это и так, но я, закостенелый ретроград, бесконечно далекий от какой-либо финансовой деятельности, замечу, что, в общем, равнодушно бы относился к причудам новых землян, в том числе и к такой безобидной моде, как сжигание усопшего нувориша на погребальном костре, подобно языческому князю, вместе с его любимыми собаками, лошадьми, домашними слугами-роботами, мотоциклами, космоболидами и прочими предметами жизни и быта, которые были дороги их владельцу, и которые он пожелал взять с собой на тот свет, если бы уже три года я не чувствовал себя очень одиноко в этом мире, где в одном из погребальных костров навсегда погасла улыбки таинственной итальянки. Увы! Бессмертное творение Леонардо да Винчи сгорело в погребальном костре какого-то чревоугодника, имени которого я даже не знаю.

Предметы искусства, которые можно перевести в денежный эквивалент, а после, купив, пустить на подтирку задницы, превращаются всего лишь в дорогостоящую туалетную бумагу. А туалетную бумагу, пусть сверх-дорогую, при всем своем уважении к эпохе Возрождения, я к произведениям искусства не отнесу. Вот поэтому, в своей сегодняшней лекции, произведения искусства я не выделяю в отдельную категорию, из-за которой ведутся войны, а причисляю к пошлой категории материальных благ.

Позже этот вид войн приобрел несколько иную форму - захватнические войны, или войны за территории.

* * *

Основываясь на вышесказанном я заявляю, что нация землян - самая вульгарная, самая бездуховная, самая меркантильная и продажная во всем Ближнем Внеземелье. Только наиболее низко развитые техногенные цивилизации ведут сейчас войны за материальные блага, и мы, земляне, стоим на почетном первом месте, возглавляя список этих цивилизаций. Растущая, как на дрожжах техногенная экономика планет Триады постоянно требует новых вливаний в виде сырья и топлива. Из-за вольфрама и цинка мы затеяли войну с кодогами и полностью истребили эту расу. Из-за урановых колоний Кразивара мы уже тридцать лет ведем тяжелую войну с расой вомхаев. Мы разорили уже больше десятка населенных и более трех тысяч необитаемых планет Ближнего Внеземелья, и уже начали активную разведку ближайших секторов Дальнего Внеземелья. Материальные блага – это неотъемлемая часть техногенной цивилизации, где моралью, законами и людьми правит один бог – Деньги. Материальные блага - это рок техногенной цивилизации, ее наркотик, потому что без них она не может существовать, без них она обречена на вымирание, материальные блага – непременное условие ее существования.

- Теперь два слова о том, зачем я все это вам рассказываю, - Кузнецов с легкой усмешкой обвел глазами вытянувшиеся лица курсантов. – Вы абсолютно правильно считаете, что все это - ересь чистой воды. Совершенно верно. Трое из вас уже настрочили доклады куда надо, - он подавил смешок, а по рядам пронесся обескураженный ропот (Алексей заметил, как его сосед испуганно сунул в планшет исписанный листок). – В то же время вы отлично знаете, что все, что я вам только что рассказал, чистая правда. Только об этом не принято говорить вслух, даже в кругу самых близких друзей, об этом не принято даже думать. Чревато раздвоением мыслей (Алексей вспомнил Рхаана, и ему показалось, что Кузнецов со своей незаметной улыбкой на губах, лукаво подмигнул ему).

- Действительно, то о чем мы с вами сейчас говорим, это закрытая тема, запрещенная как внутренней, так и внешней цензурой. Говорить впредь на эти темы я вам также категорически не рекомендую. За исключением экстраординарных ситуаций. Сегодня у нас как раз такая ситуация. Как вы знаете, наши лекции считаются закрытыми (за дверью стоит часовой, который проверяет пропуска у всех входящих). Этот курс лекций читается только для граждан конфедерации (?), которые впоследствии, цитирую инструкцию: «не смогут осуществлять внутреннюю и внешнюю политику Триады в рамках своей профессии и должностных обязанностей, без наличия необходимых для этого базовых идеологических знаний». Вы - будущие командиры среднего звена, и подпадаете в категорию вышеозначенных граждан. Поэтому на наших лекциях мы будем с вами говорить об истинном положении вещей – о том, что вы знаете, чего не знаете, и о том, что, услышав на нашей лекции, возможно, постараетесь поскорее забыть.

- Теперь, пара слов о том, почему и для чего мы будем об этом с вами говорить, - Кузнецов тепло оглядел аудиторию, и опять одарил ее своей двусмысленной улыбкой. – Получая звание лейтенанта космических десантных войск вы поднимаетесь на одну ступеньку в иерархической лестнице этого денежного, продажного, паскудного мира. Волей-неволей вы будете посвящены во многие крайне запутанные и грязные дела, поэтому вы должны быть психологически к этому готовы. При этом каждый из вас должен окончательно и бесповоротно уяснить для себя, что вы давно уже являетесь действующей единицей этого общества, вы втянуты во все его отношения, и в силу своих должностных обязанностей призваны защищать это общество, как бы плохо вы к нему не относились. А, поняв, что пусть неосознанно, но вы давно уже интегрированы в эту среду, вы должны в ходе нашего курса уже осознанно решить для себя, сможете ли вы и дальше идти по этому пути, поскольку стезя не ведающих для вас уже закончилась. Каждый из вас должен окончательно решить для себя, сможет ли он, зная основные принципы организации этого мира, которые противоречат большинству Божьих заповедей, большинству моральных и этических принципов гуманизма, идти по этому пути. Отправляясь на задание, вы всегда будете знать, что его выполнение, скорее всего, преследует цель либо дальнейшего расширения влияния общества денег, либо защиты этого общества от угрозы извне. Впрочем, - тут Кузнецов коварно улыбнулся, - у вас всегда будет спасательная нить – вы будете выполнять приказ командира, а приказы, как известно, не обдумываются и не обсуждаются. Это в любом случае полностью снимет с вас моральную ответственность.

- Тот, кто решит, что он ошибся со своим выбором, и это слишком тяжелая ноша для него, в любой момент может подать рапорт на отчисление с курсов. При зачислении вы давали расписку о неразглашении полученной на курсах информации. Это единственное ваше обязательство, но и его более чем достаточно - помните об уголовной ответственности. Впрочем, я думаю, вы никого не удивите, если начнете рассказывать о том, что здесь услышали - лишь присоедините свой голос к хору диссидентов, которые никакой реальной силы в обществе не представляют, а давно уже всем надоели своими проповедями – только мешают деньги зарабатывать…

Кузнецов налил себе стакан воды из графина, стоящего на кафедре, отхлебнул, оглядел ироничным взглядом своих очумевших от потока информации питомцев, и продолжил:

- Очень рано, раньше, чем в истории любой другой известной нам гуманоидной инопланетной расы, земляне начали вести религиозные войны. Религиозные войны – это отдельный, принципиально иной тип войн. Именно ему мы уделим большее внимание в ходе изучения нашего курса. Религиозные войны – это борьба не за материальные ценности, хотя в той или иной степени этот мотив присутствует в любом конфликте. Это не битва за еду, за женщин, за место под солнцем или за произведения искусства, хотя, как правило, все это сплетается в замысловатую мозаику мотивации тех или иных исторических войн. Религиозные войны – это в первую очередь война за идеи. В процессе боевых действий могут захватываться территории или материальные блага, но в чистом виде эта война не может считаться завоевательской. Потому что в идеале, человек, участвующий в этой войне, ничего не должен приобретать.

Вступающий в религиозную войну человек является обладателем комплекса идей. Так же комплексом идей (только принципиально иных) обладает его противник. Цель войны – не завоевание чужих идей, а напротив, распространение своих идей на как можно большем пространстве.

В случае, если невозможно заставить противника отказаться от его идей, противник должен быть уничтожен.

Так же должны быть уничтожены или переделаны по новому образцу все институты, способствующие развитию и популяризации враждебных идей – церкви, духовные и общеобразовательные школы, университеты и так далее.

Таким образом, мы можем говорить, что на самом деле это война не людей, а война идей, люди при этом являются только носителями какого-либо комплекса идей, орудием защиты и нападения, по сути – просто пушечным мясом.

Религиозная война – это теософский, философский, научный, идеологический, или культурологический спор, доведенный до крайней степени напряженности и переросший в вооруженный конфликт.

В то же время, религиозный или идеологический конфликт, является только поводом к началу войны, которая на самом деле, обычно, преследует совсем другие цели – как правило, истинными целями являются все же материальные блага.

Психологические мотивы религиозных войн

Мотив утверждения – часто носит национальный характер. Попытка доказать инакомыслящим путем насилия и победы над ними, что этнос или группа людей, обладающая определенным комплексом идей не хуже, или даже лучше, всех остальных.

Мотив самоутверждения – попытка доказать самому себе путем насилия и победы над инакомыслящими, что собственный этнос не уступает, или превосходит их.

Оба этих мотива нередко находят свое воплощение в идеологических конфликтах в сексуальной сфере. В этом случае человек пытается одержать верх в сексуальном контакте над человеком другой нации, который обладает иным комплексом идей.

Излишне говорить, что наиболее частой формой сексуального идеологического конфликта является сексуальное насилие. Доминирующей стороной, как правило выступают мужчины. Корнями сексуальный идеологический конфликт уходит в историческое прошлое завоеваний, когда одним из способов победы над вражеской идеологией и насаждения собственных идей, являлась генетическая экспансия. Колонизаторы-мужчины, завоевывая страну, убивали мужчин – защитников и носителей местной идеи, и насиловали местных женщин. В результате рождалось метисное – смешанное поколение, которое должно было заполнить социальный вакуум. Как правило это поколение метисов было более восприимчиво к идеям отцов-колонизаторов, и усваивало их либо в чистом виде, либо в виде специфичного симбиоза с материнской исконной идеей.

Идеи, так же как и племена имеют свой ареал распространения, а также некий показатель внутреннего напряжения идеи – соотношение пространства, на котором господствует данная идеология с числом сторонников данной идеологии, помноженное на постоянный показатель, который называется коэффициентом толерантности идеи. В случае, если показатель внутреннего напряжения не превышает критической точки, идея живет и развивается в рамках своей площади функционирования, не предпринимая попыток выйти за ее границы. Однако, если внутреннее напряжение идеи переваливает за критическую точку, начинается процесс экспансии. Она, словно вскипевшее молоко из кастрюли, устремляется за пределы своего ареала, для того, чтобы завоевать новое пространство для своего обитания.

Ученые вывели специальную формулу определения внутреннего напряжения отдельно взятой идеи в рамках определенного ареала. Выглядит она следующим образом:

Z : YX =T

Где Z – это площадь распространения идеи, выраженная в миллионах квадратных километров, Y - количество носителей идеи, выраженное в миллионах человек, X – коэффициент нетолерантности идеи, T – показатель внутреннего напряжения внутри идеи.

В зависимости от типа, идеи подразделяются на три типа: крайне агрессивные, средне-агрессивные и малоагрессивные. В зависимости от этого они характеризуются так называемым коэффициентом толерантности.

Теперь мы легко можем проследить, как менялась на протяжении веков идеологическая карта мира.

Кузнецов подошел к кафедре и взял дистанционный пульт управления. Щелкнул кнопкой, и на гигантском мониторе за его спиной появилась разноцветная карта мира.

- Перед нами средневековая Европа и Ближний Восток, - Кузнецов электронной указкой начертил широкий полукруг на карте. На мониторе осталась жирная синяя линия. Обратите внимание на расцветку карты – разные идеологии обозначены разными цветами. Насыщенность цветов зависит от степени внутреннего напряжения каждой идеологии. Обратите внимание на европейскую часть карты. Цвета здесь наиболее яркие и насыщенные. Внутреннее напряжение христианской идеи в рамках Европы в эту эпоху достигло очень высокого внутреннего напряжения. Это напряжение вскоре вылилось в идеологическую экспансию в сектор Ближнего Востока.

Кузнецов поменял цвет, и указка прочертила жирную стрелку слева направо.

- Это был первый крестовый поход на Константинополь. Рыцари-крестоносцы отправились на Восток, для завоевания гроба Господня, а также для того, чтобы огнем и мечом наставлять в истинную веру нечестивых язычников. Затем последовало еще несколько крестовых походов, которые волнами накатывались из Европы на Ближний Восток, после чего внутреннее напряжение христианской идеи значительно снизилось. Минуло всего несколько веков, и мы можем наблюдать абсолютно другую картину – внутреннее напряжение христианской идеи в Европе крайне низко. Великая и когда-то единая идея раскололась на несколько противоборствующих идей, и эта внутренняя война значительно ослабила главную идеологию. В то же время на Ближнем Востоке нарастает внутреннее напряжение исламской идеи. Еще какое-то столетие, и оно выливается в исламскую экспансию на территорию Европы – турки и арабы отправятся резать глотки своим европейским собратьям-христианам.

Теперь рассмотрим более близкую нам историческую эпоху - 40-е годы XX века. Вы видите перед собой пять основных идеологий того времени, которым на протяжении последующего времени суждено было стать причиной идеологических войн. Из религиозных идей следует отметить значительный ареал распространения только буддизма – он занимает территорию Индии, Китая, Вьетнама, Лаоса, Кореи, Тайваня и Японии. Количество носителей этой религиозной идеи в данный исторический момент поистине огромно – ни одна идея в мире не имеет столько сторонников во всем мире. В то время, как ареал распространения этой идеи весьма ничтожен – по сравнению с количеством носителей. По идее внутренняя напряженность идеи должна быть крайне высокой, но этого мы не наблюдаем. Почему? Потому, что буддизм имеет весьма низкий коэффициент идеологической толерантности, иначе говоря, является весьма терпимой идеологией. Если бы в границах Китая ХХ века скопилось около миллиарда турков-сельджуков, ярых последователей пророка Мохаммеда, можно представить себе, что ожидало бы тогда мир в ближайшие сто-двести лет. Но нет, последователи Будды гораздо более спокойны, нежели их собратья из аравийских пустынь. Они даже относительно спокойно сносят правление другой, чужеродной для них идеи японского абсолютизма. Последняя, впрочем, просуществовала совсем недолго, и вскоре, благодаря дружной поддержке мирового сообщества, перестала существовать.

Самыми серьезными полностью противоположными друг другу, и характеризующимися крайней степенью внутренней напряженности были две, тем не менее очень похожие между собой идеологии – фашизм, зародившийся всего два десятка лет назад на территории нацистской Германии, и Сталинизм, как крайняя степень тоталитарной разновидности марксизма. Несмотря на полную политическую оппозиционность, эти две идеологии между тем внешне очень похожи между собой. И та и другая являются искусственными идеологиями, созданными умствованиями людей на базе накопленного к тому времени эзотерического, философского и научного опыта. По сути своей – просто эксплуатация наиболее популярных мифов из сферы коллективного бессознательного, по содержанию - компиляция чужих идеологий и концепций, удачно проецированная на систему ценностей данного этноса в данный исторический период. И Фашизм и Сталинизм в это время очень сильны, и прогнозировать, какая из них в конце-концов одержит верх, исходя из имеющихся этот момент данных, крайне сложно.

К 42-му году фашистская Германия захватывает огромные просторы - от Атлантического океана до Волги. Однако посмотрите, что происходит - фашистская идея практически растворяется на огромных площадях, ведь число ее активных сторонников не способно поддерживать эту идею на такой большой территории.

Кроме того, именно в этот период впервые можно говорить, как о сформировавшейся идеологии о комплексе либерально-демократических идей в соединении с капиталистической моралью – то, что сегодня мы называем Земной потребительской идеологией. Эта идеология крайне слаба еще в странах Европы, обескровленных первой мировой войной, истощенных философско-эстетическими исканиями самой нужной, самой верной идеологии. Западная потребительская идеология, в нашем понимании этого слова, не приживается там, и Европа становится жертвой экспансии чужеродной для нее идеи фашизма.

Западная потребительская идеология начала зарождаться в XVI-XVII веках. Родиной ее несомненно является Европа. Более точно назвать страну, где зародилась эта идеология сложно, скорее всего идеология была просто духом времени, который был услышан и правильно воспринят сразу в нескольких европейских странах. Однако, набольшее свое развитие эта мораль, вплоть до ХХ века получила в Англии. На рубеже XIX-XX веков пальму первенства перехватила Америка, которая на самом деле является прямой наследницей Великобритании. Она унаследовала не только язык, и основные принципы построения общества, но и самое главное – идеологию.

Самой агрессивной идеологоией XX-XXIII веков была и остается земная потребительская идеология. Трудно сказать, в какой стране она зародилась. Одни исследователи в качестве родины идеологии называют Египет, другие - Вавилон, третьи - Израиль. Однако окончательно оформилась как философия и как образ жизни потребительская идеология в странах Западной Европы и в Северной Америке. Поэтому на первом этапе ее часто называли западной потребительской идеологией. Затем, по мере ее продвижения в страны Ближнего Востока, в Австралию, в Южную Америку и другие страны Евразийского континента, эта идеология получила название глобальной потребительской идеологии. В течение последних трех веков второго тысячелетия она завоевала весь земной шар, загнав все остальные идеологии в территориальные резервации, вроде Тибета, Ватикана, Киево-Печорской лавры. Путем жесткой финансовой политики, прямого военного вмешательства и изощренной дипломатской казуистики общество-носитель глобальной потребительской идеологии перевоспитало или уничтожило большинство своих оппонентов и сторонников других идей. Тогда появился термин, более соответствующий действительности - земная потребительская идеология. Последние двести лет она, повергнув в прах и нищету сотни других инопланетных культур, уже выбралась за пределы Ближнего Внеземелья. Впрочем, только те культуры, которые не смогли приспособиться к земной потребительской идее. Некоторые инопланетные гуманоидные расы, как вы знаете, взяли на вооружение основные принципы и методы этой идеологии, и не хуже землян продвигают их в жизнь. Поэтому, говоря о нашем времени, я бы оперировал термином «вселенская потребительская идеология».

Научной новацией сегодняшнего дня стала теория «финансового парадокса». Дело в том, что расслоение в обществе достигло таких размеров, что денежная система подошла к финансовому парадоксу. Состояния богачей достигли астрономических сумм, таких, которые не поддаются исчислению в земных системах единиц – для таких сумм просто не придумали еще названий. Для записи их на бумаге они используют значок степени, словно астрономы. Однако для того, чтобы ввести в обиход и в разговорный язык суммы их сделок и упростить денежные отношения, земные финансисты предложили деноминировать астрономические суммы, убрав лишнее количество цифр в знаках степени. Однако столкнулись с неожиданной проблемой – самая минимальная деноминация превращала в неосязаемую пыль деньги бедняков и среднего класса. Чтобы избавить богачей от необходимости обозначать суммы своих покупок трех-восьмизначными степенями, и присвоить им существующие в земном языке обозначения, пришлось бы ввести степенные обозначения (только уже со знаком минус) для бедняков, настолько велик стал разрыв в финансовом благосостоянии. Это и получило название «денежного парадокса».

Известный анархист Дональд Кэмпбелл сказал по этому поводу: «Революционная уравниловка давно должна была созреть в глубинах этого жирного и мерзкого, изнутри сгнившего социума. Она уже давно должна была созреть и выйти наружу, чтобы перетряхнуть и вычистить эту зловонную клоаку, но, не вышла. Видимо, зацепилась за геморроидальные узелки где-то в прямой кишке».

В итоге, вселенская потребительская идеология успешно экспроприировала большинство планет Ближнего Внеземелья, уничтожив, или удачно ассимилировав с собой оригинальные культуры и менталитеты рас, которые населяли эти планеты. Единственной идеей, которая оказалась не по зубам вселенской потребительской идеологии, оказался натурфилософский эстетизм кодогов.

- Но ведь кодоги поголовно истреблены! – раздался чей-то удивленный голос.

- Истреблены? – удивился Кузнецов, словно первый раз услышал эту новость. Затем опять улыбнулся своей двусмысленной улыбкой и перевел разговор на другую тему. Никто больше не посмел его спрашивать.

Алексей после лекция догнал Кузнецова в коридоре.

- Полковник!

- Да, - Кузнецов обернулся.

- Вы не можете мне сказать, что сталось с кодогами? – прямо в лоб спросил Новгородцев.

- А это у тебя надо спросить. Ты ведь у нас специалист по кодогам!

Алексей стоически выдержал еле заметную улыбочку и пристальный взгляд.

- Я не знаю… - секунду Алексей думал, можно ли рассказывать об этом Кузнецову, но потом решил, что ничего секретного в этой информации нет. - Рхаан говорил, что кодоги нашли ворота в какую-то другую, чудесную страну, куда никто из других существ кроме них не сможет перебраться… Вроде бы туда они и отправились. Вот и все что я знаю, - развел руками Алексей.

- Узнаю поэтический слог Рхаана, - покачал головой Кузнецов. – В общем, он тебе все правильно рассказал, только метафору немного неудачную подобрал, получилось слишком расплывчато и туманно. Похоже на детскую сказку. Хотя, может, он просто сделал скидку на твой уровень восприятия, или же ты не точно понял.

Хорошо, я тебе расскажу, но учти, то, что это является закрытой информацией. Подписку о неразглашении ты давал, этого в случае необходимости будет достаточно, чтобы отправить тебя на каторжные работы до конца твоих дней. Это я не пугаю, а просто стараюсь, чтобы ты лучше осознал уровень ответственности.

Ты знаешь, что уровень развития кодогов значительно превышает уровень развития всех известных нам цивилизаций. Они давно уже отказались от всяких железных, пластиковых и прочих игрушек, впрочем, никогда ими сильно и не увлекались. По умственному и энергетическому развитию они намного обогнали нас, людей. И, как я догадываюсь, давно уже разгадали для себя основную загадку, над которой человечество бьется уже несколько тысячелетий – загадку о смысле жизни. Когда мы натолкнулись на них и попробовали затеять войну – эдакий односторонний монологический вариант батрахомиомахии, войны мышей и лягушек, они уже имели перед собой конкретные цели, им оставалось решить только несколько принципиальных задач. Не исключено, что первоначально они хотели защитить свою родную планету от земного вторжения. Торведа очень много значила для них, для их культуры и менталитета. Однако когда мы пустили в ход осколочные мины-растяжки, они поняли, что мы ведем войну на уничтожение. Для них она не имела никакого смысла. На протяжении последующих этапов войны они просто пытались выиграть время. Как только они нашли путь, и отработали методику, они начали покидать этот мир. Мы спохватились только в самом конце. Наша аппаратура смогла зафиксировать, как это было – некоторое нарастание энергетической напряженности в теле кодога и вокруг него, затем внезапный прорыв неизвестной нам и очень мощной энергии откуда-то из извне, всплеск и все…

Наши ученые, которые работают над этой проблемой, выдвинули теорию, что кодоги нашли способ перехода в иное, более высокое энергетическое измерение. Если судить по тому, что сказал тебе Рхаан, какая-то прекрасная и гармоничная среда – что-то вроде Нирваны, или Рая.

По крайней мере, я могу сказать, что в ближайшее время нам до кодогов не добраться, это точно, - шутливо заметил Александр Петрович. Помолчал немного, насмешливо разглядывая Новгородцева голубыми глазами и неожиданно спросил:

- Ну, а как тебе лекция понравилась?
 
Алексей изо всех сил постарался подавить в себе неприязнь.

- Очень интересно, - ответил он почти искренне. – Только зачем уж так цинично-то?

- Что поделаешь, друг мой, что поделаешь! Жизнь сама по себе ужасно циничная и подлая штука.

«Или некоторые люди делают ее такой!» – хотел возразить Алексей, но вовремя сдержался. Он всерьез опасался, что Кузнецов обладает возможностью сканировать его мысли, поэтому усилием воли привычно обрубал наиболее крамольные мысли на полуслове. В то же время он старался избегать размеренной гармоничной манеры мышления, заимствованной у кодогов. После того случая с экстрасенсом из особого отдела, он опасался дразнить всесильных контрразведчиков.

- Ну и что, уже сделал выбор, остаешься ты на курсах или нет? – спросил Кузнецов.

- Да в общем-то пока еще не совсем определился, - осторожно ответил Алексей, хотя про себя он все уже решил.

- Хитришь, курсант! – добродушно погрозил ему пальцем Кузнецов. - По глазам вижу, что уже решил остаться, только не говоришь. Впрочем правильно, что так осторожничаешь. А у меня к тебе, Новгородцев, есть более серьезное предложение. Переходи к нам в контрразведку, я тебя к себе в отдел возьму, - неожиданно предложил Кузнецов. – Парень ты с головой, нам такие нужны. Что скажешь?

Алексей некоторое время молчал. Он ожидал от Кузнецова чего-то экстраординарного, но предложение перейти в контрразведку было для него полной неожиданностью. Несколько минут он всерьез обдумывал предложение Кузнецова, затем твердо сказал:

- Нет, Александр Петрович.

- Не-е-ет? – удивился Кузнецов. – А, может, подумаешь еще? Работа на Земле, возле дома. Зарплата еще больше, чем у космодесантника, все удобства, возможность спокойно женится, семью завести. Ведь у десантников-то работенка – не позавидуешь! Сегодня здесь, завтра – там! Сегодня дома – завтра в бой. Сегодня - жив, а завтра, кто его знает? Да ты это и так лучше меня знаешь. Тебя никто не торопит. Решение не простое. С недельку обмозгуй все хорошенько, а потом скажешь окончательное решение.

- Да нечего тут думать, я уже и так все решил, - ответил Алексей. – Не для того я в космодесант шел, чтобы раз только в космос заглянув, да пороха понюхав, опять на Земле окопаться.

- Ну это ты зря! – покачал головой Кузнецов. – Ведь будут и командировки в зоны боевых действий, и опасные задания. Напрасно думаешь, что у нас будешь просто так штаны на стуле протирать.

- Нет, Александр Петрович, я уже для себя все решил. Не мое это дело, - решительно ответил Новгородцев. – Простите, если что не так.

 - Ну, прощать, здесь абсолютно не за что, - сразу же осадил его полковник. – Что такого? Я предложил, ты отказался. Так что не извиняйся. Ну, а раз не хочешь из космодесанта уходить, как говориться, тебе виднее. Раз так, бывай, Новгородцев! Будет времечко, заходи, чаю выпьем! – и крепко пожав на прощание руку, Кузнецов быстро зашагал по коридору.

* * *
Козел-провокатор

- Новгородцев!

Алексей обернулся.

- Чем сегодня вечером занят? - полковник Кузнецов сверлил его своими насмешливыми серыми глазами. С того дня, как полковник предложил Алексею перейти к нему в отдел, прошла ровно неделя.

Алексей растерялся, быстро перебирая в уме возможные поводы ускользнуть от вездесущего полковника.

- Отмазки нужно заранее придумывать и всегда держать наготове, чтобы, как только спросят, сразу выпалить без запинки, - нравоучительным тоном заметил Кузнецов. - Особенно, если не хочешь встречаться с человеком. Ну, а раз уж сейчас ты попал впросак, то так тебе и надо. В девятнадцать ноль-ноль жду тебя у себя дома. Это официальное приглашение, понял?

- Так точно! - ответил обескураженный Алексей.

- То-то и оно, - усмехнулся уголками губ Кузнецов и отошел от Новгородцева.

Вечером, за пять минут до назначенного времени, Алексей уже был возле дома Кузнецова. Это было достаточно легкое двухэтажное строение - типичное для офицерских городков, но не лишенное в то же время некоторой элегантности и изящества. В домике Кузнецов жил один. В городе, в трехстах километрах от военного лагеря у него был собственный большой дом, семья, однако туда он выбирался лишь на выходные. В будние же дни жил прямо в лагере академии, в предоставленном начальством лагеря доме.

Ровно в семь Алексей нажал на кнопку звонка.

- Входи, открыто, - услышал он издалека голос Кузнецова.

Алексей толкнул дверь и оказался в просторной гостиной. Прямо перед ним стоял журнальный столик из темного стекла, рядом с ним два кресла, небольшой диван. В камине, настоящий огонь лизал настоящие поленья. Над камином висели огромные лосиные рога. На ковре, что висел на стене слева, был размещен целый арсенал - десяток охотничьих ружей, от антикварных кремневых, до современный автоматических импульсных винтовок.

Из кухни вышел хозяин - с двумя стаканами в руках и бутылкой коньяка.

- Садись! - он кивнул на одно из кресел, сам устроился в другом, - давно хотел поговорить с тобой по душам, Новгородцев, да все как-то не удавалось. Что не заходишь в гости, ведь я же тебя давно уже приглашал, а? Нехорошо, нехорошо! Не уважаешь старика! Мне ведь тут в лагере вечером заняться нечем бывает, вот и пропадаю со скуки без хорошей компании.

Кузнецов разлил коньяк по бокалам, протянул стакан Алексею и откинулся на подушки молча и пристально разглядывая Новгородцева. Алексей несколько мгновений задумчиво крутил стакан в ладонях, затем решился:

- Зачем вы все это рассказываете нам?! - прямо и без обиняков спросил он полковника.

- Зачем? - уголками губ усмехнулся Кузнецов. - Затем, что мне за это платят зарплату!

- Именно за то, что вы рассказываете нам?

- Именно за это!

Кузнецов заметил обескураженное выражение на лице Новгородцева, и усмехнулся:

- Скажи, среди приближенных короля, кто пользуется большей свободой, чем сам король?

Алексей задумался на минуту:

- Ну, может быть, фаворит, или шут…

- Шут, именно шут! Ни один фаворит, и не один король, никогда не имели такой свободы (не путать с понятием власть!), чем иные шуты!

- Я бы не сказал, что… - Новгородцев прикусил язык.

- Что я похож на шута? - закончил за него Кузнецов. - Нет, потому что я не шут. Я просто привел сравнение. На самом деле моя должность правильно называется не шут, а… козел-провокатор! - и он громко расхохотался, глядя на пришедшего в полное замешательство Алексея.

- Когда-то давно, когда человечество еще не перешло на синтетическое мясо и другую дребедень, которую мы, за неимением альтернативы, пожираем сейчас, мясо выращивалось в натуральном виде - то есть, в виде крупного и среднего рогатого скота. Для того чтобы из скота получить мясо, его нужно было сначала забить. Для этого существовали специальные бойни. Так вот, когда стадо баранов загоняли на скотобойню, перед забойщиками вставала серьезная проблема. Животные, как существа наделенные примитивным разумом, не могли не чувствовать свою скорую гибель, и поэтому наотрез отказывались идти под нож. Вот для этой цели, на скотобойнях держали специальных козлов-провокаторов. В ответственный момент козел-провокатор достойно и величественно направлял свои стопы, то есть копытца, прямо в забойный цех, а стадо баранов, как самое настоящее стадо баранов (или людей?), подгоняемое сзади щелканьем бичей, доверчиво бежало вслед за лидером. В самый последний момент, когда уже нельзя было ничего изменить, козла выдергивали из стада, а остальные бараны отправлялись под нож.

- Так значит наш курс - это стадо баранов?

- Стадо баранов, или толпа людей, какая разница? Мотивы поведения и у той, и у другой общности одинаковы. Какой из этого вывод? Бойся толпы, Новгородцев! Бойся, и презирай толпу, если можешь. Один ты силен, потому что свободен. В толпе ты никто - потому что ты - пленник духа толпы, ты марионетка толпы, ты одна из молекул этого тупого, жестокого и слепого социума. Толпа дает тебе иллюзию силы, но забирает твою волю и разум. Тебе кажется что толпа - это ты, что тебя много, что ты силен и могуч. Это только иллюзия. На самом деле ты перестаешь существовать как личность, а становишься лишь одним из мускулов огромного страшного зверя, имя которому - толпа. Она пожирает тебя, и через минуту ты уже никто. По настоящему ты силен, только когда ты один. Очень немногие люди умеют, оказавшись в толпе, остаться одиночками, и не подпасть под ее пагубное воздействие.

В то же время толпа - идеальное средство для достижения поставленных тобой целей, если, кончено, ты умеешь управлять толпой. Если ты можешь и умеешь в толпе оставаться одиночкой. Толпу можно презирать, но ею не надо пренебрегать. В этом случае ты имеешь реальную власть над толпой.

- Но зато становишься козлом-провокатором! - не удержался от укола Алексей.

- Ты не понял! - сердито качнул головой Кузнецов. - Я тебе не говорил, что я - козел-провокатор, я сказал тебе, что моя должность называется козел-провокатор. А это большая разница, учись улавливать такие нюансы, курсант, потом будет поздно. Ну а должность моя действительно так и называется.

- Козел-провокатор?! - не сдержал Алексей изумления.

- Даже в документах так написано: «Ведущий козел-провокатор»! - категорично заверил Новгородцева Кузнецов. Пригнулся с бокалом в руках и почти минуту пристально вглядывался в глаза Алексею. Затем хлопнул себя ладонью по коленке и расхохотался:

- Поверил! Ай, поверил! Как я тебя купил, Новгородцев!

Алексей почувствовал, что краснеет. Он и в самом деле поверил, и от этого сейчас чувствовал себя смущенным и немного обиженным.

- Ладно, не обижайся! - дружески потрепал его по плечу Кузнецов. - На надутых воду возят, знаешь? Ну, а что касается должности, - тут Александр Петрович вдруг стал абсолютно серьезным, - название, конечно, не такое, но смысл примерно тот же самый. Только вести я вас должен не на бойню, а кое-куда похуже - вверх по иерархической лестнице общества, куда, впрочем, уже достаточно высоко забрался сам. И цель моей работы состоит в том, чтобы дать вам наиболее полное представление о структуре, идеологии, и принципах существования этого общества, с тем, чтобы в процессе нашего общения выявить и отсеять тех, кто не сможет осуществлять свои должностные полномочия на ответственных постах. Моя работа предполагает использование некоторых провокационных методик, отсюда название должности. Однако, с другой стороны, это дает неограниченную свободу в словах, в мыслях, в поступках. Это именно то, с чего мы начали наш сегодняшний разговор. Я могу говорить и делать все что захочу, и пользуюсь этим в полной мере, если ты сумел заметить. Для меня важно не отсеять с курса недостойных - прослушав полностью то, что я собираюсь вам прочитать, они сами подадут заявления об отчислении. Для меня важнее открыть глаза вам, оставшимся, с тем, чтобы впоследствии вы уже ничему не удивлялись, и воспринимали все происходящее как подобает.

- По вашей интонации, по вашим высказываниям, и даже зная, что ваша должность называется «Козел-провокатор», я бы с полной уверенностью мог сказать, что вы - ярый противник существующего строя и потребительской идеологии.

- Так оно и есть, - спокойно ответил Кузнецов. - Ненавижу этот строй, это общество и эту идеологию, с тех самых пор, как, будучи чуть постарше тебя, потерял розовые очки, и разобрался, что на самом деле происходит в этом мире.

- Тогда зачем вы так упорно стараетесь интегрировать нас, курсантов, в этот пагубный мир, который вы, по вашим словам, так ненавидите? Зачем вы рассказываете нам обо всем этом - так цинично, так точно и так правдиво? Ведь таким образом вы выполняете свое прямое предназначение - решаете кадровую проблему этой системы, поставляя ей на службу примиренных, циничных, на все готовых, исполнительных винтиков?

- При всем желании, Новгородцев, язык не поворачивается назвать тебя примиренным, циничным, на все готовым, исполнительным винтиком, - усмехнулся Кузнецов. - Насколько мне известно, с тобой на Торведе приключилось несколько неприятных ситуаций, выходя из которых ты несколько раз нарушил закон. Да причем так серьезно, что если бы твой комбат Федоров был примиренным, циничным, готовым на все винтиком, гнил бы ты сейчас на Луне, взламывая отбойным молотком породу в ее кобальтовых шахтах. Какой же ты после этого винтик? Да и большинство других ребят вашего курса, за исключением десятка-двух, тоже не были и никогда не будут исполнительными винтиками.

Я бы мог навешать вам на уши лапши, так густо, и так надежно, что не скоро бы вы нашли подходящую вилку, чтобы избавиться от этого мучного продукта. Однако кто бы впоследствии нес ответственность за те самоубийства, за невыполненные приказы, за превышение должностных полномочий - за все то, что возникает в карьере военного из-за обычных шор на глазах? Это с одной стороны.

С другой стороны, я всегда считал, что неприятное знание в сто раз лучше, чем приятное незнание. За одного знающего, я бы две сотни незнающих давал. Знание это - огромная сила, извини, говорю банальности, но это действительно так. Знание ни в коем виде не совместимо с толпой. Толпа не имеет знаний, она имеет лишь инстинкты. Толпа не видит, куда она идет, она движется вслепую, и по пути давит все, что не похоже на нее саму, на ее жизненные устремления. Любое общество - есть толпа. Чем меньше эта толпа знает и чем больше она хочет, тем легче ею управлять. Все, что я хочу, чтобы в этом обществе было больше людей, которые знают об истинном положении вещей. Так пусть уж лучше на руководящих постах этой противной мне системы стоят знающие, а главное - думающие люди. И пусть они дальше решают сами, как поступать и как жить. Мое дело - дать им знания.

- Да вы подпольный революционер! - неосторожно брякнул Новгородцев, и тут же получил по носу.

- В первую очередь, я - козел-провокатор! - жестко оборвал его Кузнецов. - И советую не забывать об этом. И все шансы попасть завтра за решетку за несдержанный язык из нас двоих имеешь как раз ты, а не я! - он сделал большой глоток из своего бокала, затем неуловимым движением руки извлек откуда-то из-под диванной подушки диктофон с микрокассетой. Включил, и Алексей услышал свой собственный голос, чуть искаженный крошечным динамиком.

- На, это тебе сувенир, на память! - вытащил из диктофона кассету Кузнецов. - Учишь вас, учишь жизни, все без толку! Окажись на моем месте настоящий козел-провокатор, тебя бы завтра прямо из лекционной аудитории забрали! Все, аудиенция закончена, чеши отсюда во все лопатки, да не забывай о главном - держи язык за зубами!

Алексей шел домой, сжимая в руках злополучную кассету, и никак не мог прийти к выводу, кто же такой полковник Кузнецов на самом деле.

(Продолжение следует)