Прозару критикует Муму

Михаил Абрамов
Малоизвестный автор Иван Ургенев вынес на суд критиков Проза.ру небольшой рассказ "Муму".
Привожу стенограмму обсуждения.

Критик Пузовков.

Очерк. Хорошо написанный, но всё-таки очерк из русской дореформенной жизни, а не рассказ. Ничего не могу сказать о том, насколько верно тут что-то передано - ни с крепостными, ни с менталитетом помещиц сталкиваться не приходилось. Показалось достоверным, беспристрастным, не очень глубоким. Прочиталось легко, не зацепило ни капли. Ну, погибла собака. Жалко, конечно, но не цепляет. Вот если б Герасим на ржавый гвоздь наступил... Нет, и это, пожалуй, не зацепит. За язык поставлю 6.

Критик Мятая Перечница.

Заглавие читалось с интересом. Муму. Вкусное название, обещающее. А когда до текста дошло – тьфу, тьфу и тьфу. Все те же битые-перебитые россказни про людей и про собак. Сколько ж можно о людях и собаках писать? Эпизод с попыткой утопить пса в точности из фильма "Пес Барбос и необычный кросс". Там тоже Бывалый хотел от Барбоса избавиться. Надоело о людях. Надоело о собаках. 3 балла.

Критик Долго-Вонский.

- Автор алкоголик. Рассказик написан после страшного запоя. Отсюда ненависть Герасима к пьяницам. Это любой знает: алкоголики ненавидят пьяниц. Особенно после запоя. Рука, видно, дрожала и рассказ недописан. Все сшито на живую нитку и нитки торчат. Почему Герасим немой? Чтоб слезу вышибить? А если б языкатый, тогда как? Что изменится? Нет, больше тройки не могу. И то много. Только, чтоб не доводить автора до белой горячки. Но сомневаюсь, что если даже бросит пить, напишет лучше.
Да, чуть главное не забыл. Название «Муму» совсем дурацкое. Ведь собаки гавкают, это коровы мычат. Чего не напишешь с перепоя. Если переделает в «Гав-гав», поставлю 4. Шутю. Хе-хе-хе.

Критик Душистый.

- Рассказик серенький такой, средненький. Читаешь – зевота скулы сводит. Язык убогий: «... но и вечер ее был чернее ночи». Ну что это? Или: «...дал леща». Типа: «Понюхал старик Ромуальдыч свою портянку – и заколдобился». Игра в простонародность. Убожество.
Русских женщин автор не знает, не видел, не понимает. Ну где это видано, чтоб русская баба такая смирнехонькая была, как эта Татьяна, прачка? Баба в самом соку, 28 лет! Да она б как увидала такого мужика сладкого, как Герасим, за член бы ухватила – и не оторвать было. Тем более Герасим бессловесный. Да и вся история с Татьяной – не пришей кобыле хвост. Если Герасим с ней не сношается, чего было рассказ удлинять? Но я понимаю, совсем ничтожный эпизодик получился бы с собачкой.
Написано плохо: ни секса, ни эротики. Я слегка оживился, когда Герасим сучку завел. Намеки были, что барыню по ночам собачий визг будит. Думал, что автор расскажет, как Герасим сучку по ночам трахает. Ни слова! Серятина и преснятина. Помню в 5 лет «Мойдодыр" в садике читали. Это была книжища! С тех пор все деградировало. Ставлю 5.

Критик Doritos.

Анекдот несмешной. Я смеялся всего два раза: когда хозяйка приказала женить прачку на пьянице, чтоб прачка за ним присмотрела, и когда немой сучку утопил, чтоб не гавкала. Правда, чувство юмора у меня специфическое – возможно просто дефектное. За лавровишневые капли пол очка накину. Хорошее средство, хотя и старое. Вчера накапал 200 грамм на спирту – спал, как убитый. Впервые за много дней слесарь Потапов не снился. Шесть с плюсом.

Критик Scriptograph.

Понравилось, что написано по-русски. Но как раз для этого рассказа русский не годится. Барыня должна говорить по-французски, а Герасим, как я понимаю, говорит по-немецки, но автор немецкий не знает и решил, что Герасим немой. Не могу поверить, что Татьяна могла обмануть Герасима, прикинувшись пьяной. У немых отличное обоняние. Это натяжка. А после такого ляпсуса – и читать не хочется. Не верю. Опять же, в конце, Герасим прошел от Москвы до деревни. Что у него карта в подсознании? Поставлю 6.

Критик Maleghost.

Использование глухонемых -- заезженный прием. Использовать Герасима, как представителя русского народа, - хуже, чем пошлость. У автора нет ни чувства меры, ни тактичности. Убил собаку. За что? Что он не мог ее в деревню отдать? Весь процесс убийства смакуется. Сначала приручил, накормил - и убил.

Основное ощущение от текста -- гадливость.

Оценка: 1 (единица

Критик Sirver.

Читал так. Сначала первые фразы. Нужно было уходить. Пообещал себе обязательно дочитать и слово сдержал!!! Решил накопить мыслишек и написать. И вот денек прошел, а мыслишек-то и нет и нет. Разбежались мои скакуны. Ну, пусть пасутся. Без них даже легче. Не обременяют. Все нужное уже сказали. Женщин нет, язык – ни в Красную армию. Три балла за то, что что-то автор написал и о чем-то думал, а не ел вместо этого яичницу на свежей газете.

Критик Авгур.

Мужская солидарность с автором и другими участниками действа позволяет мне поставить "пять" этому пустячку. Но кто-то уже говорил, и я поддерживаю, что основная ситуация – Татьяна-прачка, собачка Муму – это все притянуто за уши. А вообще мне все это надоело, опротивело и осточертело. Эти ургеневы-тургеневы, гоголи-моголи, эти немые, глухие, тупоумные. Пойду лучше Маркеса почитаю. Люблю это место, где мухи летают. Муху за уши не притащишь. Хорошо сказал! Ай да Сашка, ай да сукин сын!