У самого Тихого океана

Валентина Томашевская
Люди и судьбы

У САМОГО ТИХОГО ОКЕАНА

Пятый раз приезжает на родину, в Латвию, Янис Акменис из города Вангануи, что в далекой Новой Зеландии. Так уж сложилась жизнь, что, родившись в Даугавпилсском районе, в деревне Акмени, он пятьдесят лет жил и работал в далекой стране. Сейчас ему - восемьдесят. Он гостит у близких ему людей в Берзинской волости. Здесь и отметил свой юбилей.

Детство прошло на родительском хуторе. У отца с матерью была своя земля, они вели хозяйство, и сын был им помощником. А потом уехал в Ригу к брату отца и остался в городе, устроившись на цементный завод. Как и для многих других, все для него круто изменилось в военную пору. Немцы отправили на работы в Германию. Работал на фермах. Там же в Германии встретил ту, которая стала его спутницей жизни на долгие годы. Жена Мальвина была тоже из  Латгалии, как раз из Берзинской волости, тоже оказалась в Германии не по своей воле.
Управление работ в послевоенные годы бесплатно отправляло всех желающих  из Германии в Новую Зеландию поискать счастья. И молодожены в 1949 году отплыли от немецких берегов на поски работы и средств к существованию в неведомые им края.

Два месяца  пароход "Принц Хеленик" с тысячью пассажиров на борту находился в пути.
По прибытии, в город Вангануи, три месяца изучали английский язык. Всем, кто учился, платили небольшое пособие. Потом заключался трудовой договор на два года. Янис начал с работы на мясокомбинате, затем трудился на зеркальной фабрике.

Жена пошла на швейную фабрику, подрабатывала также шитьем на дому. Зарплаты были неплохие, поэтому удалось построить свой дом, обзавестись мебелью, всем необходимым.
Конечно, тосковали по своей родине, Латвии, по родным местам, особенно в первые годы, но со временем свыклись. И прожили на чужбине душа в душу сорок три года.

Янис показывает фотографии кладбища, на котором покоится его жена. Подстриженные газоны, вазы с цветами. Памятники такие же, как и у нас.

Фотографии новозеландских друзей. Среди них латыши, поляки, русские. Семья Арбидас: Моника из Дагды и Волдис из-под Резекне.
Фото на  побережье Тихого океана в нескольких километрах от Вангануи. Серый песок отливает на солнце  серебром. 

Дом Яниса. Рядом –  деревце низкорослого лимона. Огород на две сотки. Привычные для родных краев овощи эмигранты растят как бы для интереса. Англичане этому обычаю не следуют, предпочитая все приобретать в магазине.

Там, в Новой Зеландии много чего совсем не так, как на родине. Дети в 16 – 18 лет отходят от родителей. Считается, что выросли и должны жить самостоятельно. Если берут у родителей деньги, то возвращают, как долг. Там можно прожить на зарплату, еще и в банк положить остается. Цены таковы, что, кажется, никакого сходства с нашими. Белый хлеб – полтора доллара, черный – 1, 45, мешок картофеля (20кг) – 3 доллара, помидоры – от 2 до 4,5 доллара за килограмм. Очень дороги сигареты и алкоголь. Пачка сигарет стоит 5 -6 долларов. За прием к врачу надо уплатить 17 долларов. Но больница бесплатная, надо платить только за лекарства. Операция, даже такая сложная, как на сердце, тоже бесплатная. Но по очереди. Если же вне очереди, то стоит 24 тысячи долларов.

Там много клубов по интересам, в том числе и спортивных, можно проводить свой досуг. Для пенсионеров существуют еще и учреждения, которые можно назвать, как допансионаты. Кстати, пенсии начисляются по достижении шестидесяти лет и мужчинам , и женщинам, причем, независимо от того, работал человек или нет. Члены клуба каждый месяц отправляются куда-нибудь на экскурсию. В том числе и те, кто не может двигаться самостоятельно: их везут на колясочках.

Янис уехал в гости к нашему лету от своей новозеландской зимы. Правда, зима в Новой Зеландии теплее, чем наше лето.
Жизнь прожита немалая. Здесь, на родине, Янис и встретил свой 80-летний юбилей.
Он ни о чем не жалеет, не сетует, что сложилось так, а не иначе. В Латвии ему хорошо.  «Потому,- говорит он, - что это Латвия.»

Валентина Томашевская
Газета "Эзерземе" 1.6.1999